Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 1-2/2024 (1-54/2023;) от 07.04.2023

Дело № 1-2/2024

УИД: 91RS0010-01-2023-000209-77

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 апреля 2024 г. Армянский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующей -судьи Исроиловой В.У.,

при секретаре            -Нерсесовой Р.А.,

с участием государственного обвинителя –Хоменко Н.В.,

с участием представителя потерпевшего –Администрации города Красноперекопска Республики Крым –Павленко О.В.,

с участием подсудимого -Палея С.Г.,

с участием защитника – Позигуна В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Армянске уголовное дело по обвинению Палея С. Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, имеющего высшее образование, женатого, имеющего малолетних детей –ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, индивидуального предпринимателя, инвалида II группы, не судимого, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, в совершении преступления, предусмотренного ст. 293 ч.1 УК РФ

у с т а н о в и л:

Палей С.Г. обвиняется в халатности, то есть в ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, повлекшее причинение крупного ущерба и существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах.

В соответствии с решением 78 сессии Красноперекопского городского совета Республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность <данные изъяты>» Палей С.Г. назначен на должность <данные изъяты>

Согласно контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между председателем Красноперекопского городского совета Загребельным И.Н. и Палеем С.Г., последний приступил к исполнению должностных полномочий <данные изъяты> с 06.07.2017 г.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), статьей 48 Устава муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым, принятого Решением Красноперекопского городского совета от 27.11.2014 г. № 54-1/14 (далее - Устав), распоряжением администрации города Красноперекопска Республики Крым «О распределении обязанностей между главой администрации, первым заместителем, заместителем главы администрации, руководителей аппарата администрации города Красноперекопска Республики Крым» № 268-р от 31.07.2017 (далее - распоряжение № 268-р от 31.07.2017 г.), контракта № 21 с лицом, назначенным на должность <данные изъяты> от 06.07.2017 г. (далее - Контракт № 21 от 06.07.2017 г.), <данные изъяты> Палей С.Г.: наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; осуществляет руководство деятельностью Администрации города Красноперекопска, ее отраслевыми (функциональными) органами по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции Администрации города Красноперекопска; заключает от имени Администрации города Красноперекопска договоры и соглашения в пределах своей компетенции; представляет Администрацию в отношениях с юридическими лицами, без доверенности действует от имени Администрации; осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета; оперативно распоряжается имуществом и средствами Администрации, подписывает финансовые документы; осуществляет непосредственное руководство отделом бухучета и материального обеспечения администрации, финансовым управлением; представляет Администрацию в отношениях с органами местного самоуправления города, других муниципальных образований, органами государственной власти, иными юридическими и физическими лицами, без доверенности действует от имени Администрации.

В соответствии с п.п. «1.3.1», «3.2.1», «3.2.4», «3.2.9», «3.2.12», п. 3.2 Контракта, «3.3.1.3», «3.3.1.4» п. 3.3 Контракта <данные изъяты> обязан исполнять полномочия администрации города Красноперкопска Республики Крым по решению вопросов местного значения, соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования федеральных законов и законов Республики Крым, Устав, добросовестно исполнять свои должностные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией и контрактом, беречь государственное и муниципальное имущество, при осуществлении своих полномочий обязан действовать в интересах городского округа Красноперекопск, осуществлять свои права и исполнять обязанности добросовестно и разумно, заключать контракты и договоры, необходимые для осуществления отдельных переданных государственных полномочий от имени администрации города, использовать материальные ресурсы и расходовать финансовые средства, предоставляемые городскому округу Красноперекопск для осуществления отдельных полномочий по целевому назначению в порядке, предусмотренном законодательством.

Положениями п.п. 9.1 Контракта установлено, что <данные изъяты> несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в соответствии с законодательством.

Таким образом, Палей С.Г. являлся <данные изъяты> - должностным лицом исполнительно-распорядительного органа городского округа, наделенным Уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств.

Согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 94 ФЗ № 44 исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

Частями 1 и 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом; не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни; первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Согласно ч. 1 ст. 711 Гражданского кодекса РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Согласно ч. 1 ст. 720 Гражданского кодекса РФ, заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в редакции от 30.09.2017 г.), экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования. Проектная документация автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подлежат государственной экспертизе.

23.12.2017 г. между Администрацией города Красноперекопска в лице <данные изъяты> Палея С. Г. (Заказчик) и ООО Строительная компания «<данные изъяты>» в лице директора Свидетель №7 (Исполнитель) заключен муниципальный контракт № 12-15 (далее по тексту - Контракт №12-15) на выполнение работ, предметом которого в соответствии с п.1.1 является разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения г. Красноперекопск Республики Крым ул. Калинина км 0+000 – км.2+401.

Пунктом 2.1 Контракта №12-15 установлена цена в размере 2 300000 рублей, при условии выполнения всех видов работ в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к муниципальному контракту). Цена муниципального контракта включает в себя выполнение работ по разработке проектно-сметной документации согласно задания на проектирование, расходы на получение заключений, согласований, разрешений, необходимых для выполнения Работы, расходов на страхование, уплату налогов, сборов, прохождение государственной экспертизы проекта с получением положительного заключения и получением положительного заключения достоверности сметной стоимости в ГАУ РК «Государственная строительная экспертиза».

Пунктами 2.2, 2.4, 3.2, 3.3 Контракта №12-15 установлено, что оплата производится за фактически выполненные работы; источником финансирования является местный бюджет городского округа Красноперекопск; сдача результатов работ Исполнителем и приемка их Заказчиком производится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и оформляются актом сдачи-приемки выполненных работ, подписываемым обеими Сторонами, с указанием недостатков (в случае их обнаружения), а также сроков и порядка их устранения; в случае выявлении несоответствия результатов выполненных работ условиям настоящего контракта, Заказчик в течение пяти дней письменно уведомляет об этом Исполнителя. Исполнитель, составляет акт устранения недостатков с указанием сроков их исправления. Исполнитель обязан устранить выявленные недостатки за свой счет.

Пунктами 4.6, 1.2 Контракта №12-15 установлено, что заказчик имеет право отказаться полностью (частично) от оплаты выполненных услуг, не соответствующих требованиям установленным Контрактом; виды и объемы выполняемых работ определяются в соответствии с заданием на проектирование (Приложение №1 к муниципальному контракту); виды и объемы изыскательных работ определяются в соответствии с заданием на изыскательские работы (Приложение № 2 к муниципальному контракту), являющимися неотъемлемой часть настоящего контракта.

В соответствии с Приложением № 1 Техническое задание по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения г. Красноперекопск Республики Крым ул. Калинина км. 0+000-км. 2+401» к муниципальному контракту от 23.12.2017 № 12-15, исполнитель обязуется выполнить инженерные изыскания согласно ТЗ для инженерных изысканий (п.10).

В соответствии с Приложением № 2 Техническое задание на выполнение комплекса инженерных изысканий по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения г. Красноперекопск Республики Крым ул. Калинина км. 0+000-км. 2-401» к муниципальному контракту от 23.12.2017 № 12-15, Исполнитель обязуется получить материалы в объеме, необходимом и достаточном для разработки проектной и рабочей документации и получения положительного заключения экспертизы в соответствии с требованиями законодательства РФ (п.11).

Палей С.Г., являясь должностным лицом - <данные изъяты>, будучи согласно пп. 6.1 п. 6 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 ст. 27 гл. 6 Закона Республики Крым от 21.08.2014 г. № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», п.7 ст. 38, пп. 2 п. 8 ст. 48 Устава муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым, ст. 54 решения 6 сессии Красноперекопского городского совета от 27.11.2014 г. № 55-1/14 «Об утверждении Регламента Красноперекопского городского совета 1 созыва Республики Крым», Положения об отчете <данные изъяты> о результатах своей деятельности и деятельности администрации города Красноперекопска Республики Крым, в том числе о решении вопросов, поставленных Красноперекопским городским советом Республики Крым, утвержденным решением 91 сессии Красноперекопского городского совета от 22.02.2018 г. № 715-1/18, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования и обязанным представлять представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, 27.12.2017 г., в период с 08 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, находясь в своем рабочем кабинете Администрации города Красноперекопска по адресу: <адрес>, ненадлежащим образом исполнил свои обязанности вследствие недобросовестного отношения к службе, не убедился в том, что исполнитель ООО «СК «<данные изъяты>» выполнил в полном объеме свои обязательства по Контракту № 12-15, при отсутствии обязательных условий и оснований, при наличии которых он вправе принять работы и произвести их оплату, в нарушение требований ч. 1 ст. 711 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 и ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 2.1, 2.2 контракта № 12-15, ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в редакции от 30.09.2017 г.), Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», при отсутствии положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации ГАУ РК «Государственная строительная экспертиза», которое являются обязательным условием для приема данного вида работ, не проверил надлежащим образом представленную исполнителем проектно-сметную документацию, которая не отвечала требованиям законодательства и муниципального контракта, поскольку работа по Контракту № 12-15 не была выполнена должным образом, а предоставленная проектно-сметная документация не соответствовала условиям контракта и технического задания, не воспользовался предусмотренными условиями муниципального контракта правом отказаться от приема результата работ в случае обнаружения недостатков, выполнения неполного объема работ, предусмотренных техническим заданием.

Таким образом, Палей С.Г. ненадлежащим образом исполняя свои должностные обязанности вследствие недобросовестного отношения к службе, ненадлежащую проверку фактического выполнения Исполнителем взятых на себя обязательств не проконтролировал и не принял мер к составлению акта с указанием перечня дефектов и сроках их устранения подрядчиком. При этом Палей С.Г., в отсутствие законных оснований, 27.12.2017 г., в период с 08 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, находясь в кабинете <данные изъяты> по адресу: <адрес>, в нарушение положений: ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; п.п. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 25 от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которым, муниципальный служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций; соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией; п.п. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 13 ЗРК № 76-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Крым» от 16.09.2014 г., согласно которым, муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Крым, законы и иные нормативные правовые акты Республики Крым, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций; соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией; п.п. «3.2.1», «3.2.4», «3.2.9», «3.2.12» п. 3.2 Контракта, «3.3.1.3», «3.3.1.4» п. 3.3 Контракта согласно которому <данные изъяты> обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования федеральных законов и законов Республики Крым, Устав, добросовестно исполнять свои должностные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией и контрактом, беречь государственное и муниципальное имущество, при осуществлении своих полномочий обязан действовать в интересах городского округа Красноперекопск, осуществлять свои права и исполнять обязанности добросовестно и разумно, заключать контракты и договоры, необходимые для осуществления отдельных переданных государственных полномочий от имени Администрации города, использовать материальные ресурсы и расходовать финансовые средства, предоставляемые городскому округу Красноперекопск для осуществления отдельных полномочий по целевому назначению в порядке, предусмотренном законодательством, собственноручно подписал представленный исполнителем акт сдачи-приемки выполненных работ № 54 проектно-сметной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения г. Красноперекопск Республики Крым ул. Калинина км 0+000 – км.2+401.

Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы №226 от 15.07.2019 г., представленная исполнителем проектно-сметная документация на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения г. Красноперекопск Республики Крым ул. Калинина км 0+000 – км.2+401 не соответствует требованиям нормативных документов в сфере строительства; имеются отступления от специальных норм и правил, регулирующих процессы проектирования объектов данного типа; проектно-сметная документация по состоянию на июль 2019 г. фактически не выполнена по всем разделам; разработанная проектно-сметная документация (включая изыскания) не соответствует условиям контракта и его приложений. Вопреки пунктам контракта и его приложений, представленная на исследование проектно-сметная документация не соответствует следующему: качеству проектных работ, стадийности, некомплектности, вопросам согласований. Сметная документация, как раздел проектно-сметной документации, также не отвечает требованиям контракта и техническому заданию, выполнена с большим количеством нареканий к качеству и полноте выполнения в рамках подписанного с Администрацией города Красноперекопска контракта, а также соответствию требований действующих в области строительства нормативов.

Таким образом, глава администрации г. Красноперекопска Палей С.Г., ненадлежащим образом исполняя свои должностные обязанности вследствие недобросовестного отношения к службе, 27.12.2017 г., в период с 08 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, находясь в кабинете <данные изъяты> по адресу: <адрес>, не проконтролировал и не убедился в том, что исполнитель ООО «СК «<данные изъяты>» выполнил в полном объеме свои обязательства в соответствии с условиями Контракта № 12-15, не выявил несоответствие предоставленной исполнителем проектно-сметной документации требованиям Контракта, в отсутствие предусмотренного Контрактом обязательного условия его исполнения - положительного заключения государственной экспертизы, подписал акт сдачи-приемки выполненных работ № 54 проектно-сметной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения г. Красноперекопск Республики Крым ул. Калинина км 0+000 – км. 2+401, что послужило основанием для перечисления денежных средств на расчетный счет ООО «СК «<данные изъяты>». На основании подписанного Палеем С.Г. акта сдачи-приемки выполненных работ от 27.12.2017 г. № 54, администрацией города Красноперекопска 28.12.2017 г. на расчетный счет ООО «СК «<данные изъяты>» платежным поручением № 9898 от 28.12.2017 г. перечислены денежные средства в сумме 2 300000 рублей из средств бюджета городского округа Красноперекопск. Таким образом, <данные изъяты> Палеем С.Г., вследствие ненадлежащего отношения к исполнению своих обязанностей принята работа, которая фактически не была выполнена, то есть ненадлежащим образом совершены входящие в круг его должностных полномочий действия, вследствие недобросовестного отношения к службе, которые состоят в прямой причинной связи с причинением крупного материального ущерба муниципальному бюджету городского округа Красноперекопск, существенным нарушением охраняемых законом интересов общества и государства, остановкой на длительный период ремонта дороги общего пользования местного значения г. Красноперекопск Республики Крым ул. Калинина. Ненадлежащее исполнение Палеем С.Г. своих должностных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе повлекло наступление общественно опасных последствий в виде причинения крупного материального ущерба муниципальному бюджету городского округа Красноперекопск на сумму 2 300000 рублей, а также существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в подрыве авторитета администрации г. Красноперекопска перед населением и представительным органом муниципального образования; формирования у общественности недоверия к органу исполнительной власти; негативной оценки его деятельности в качестве органа не способного своевременно и качественно выполнять возложенные на него задачи и функции по развитию города, разумному и эффективному расходованию бюджетных средств; нарушение нормального функционирования бюджетной системы; не включение города Красноперекопск в программу «Комплексное развитие моногородов», на основании которой мог быть осуществлен капитальный ремонт ул. Калинина г. Красноперекопска Республики Крым, отсутствие возможности в будущем использовать проектно-сметную документацию для капитального ремонта автомобильной дороги общего пользования местного значения г. Красноперекопск Республики Крым ул. Калинина.

В судебном заседании подсудимый Палей С.Г. заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Защитник подсудимого –адвокат Позигун В.Н. в судебном заседании ходатайство подсудимого поддержал, просил прекратить уголовное дело в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Представитель потерпевшего –администрации города Красноперекопска Республики Крым Павленко О.В., государственный обвинитель в судебном заседании также не возражали против прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

В соответствии со ст. 78 ч.1 п. «а» УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекло два года после совершения преступления небольшой тяжести.

    Согласно ст. 24 ч.1 п.3 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

В соответствии со ст. 27 ч.1 п.2 УПК РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по основаниям, предусмотренным пунктами 1-6 части первой статьи 24 настоящего Кодекса.

В силу ст. 27 ч.2 УПК РФ прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в пункте 3 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

Статьей 254 п.1 УПК РФ предусмотрено, что суд прекращает уголовное дело в судебном заседании в случае, если во время судебного разбирательства будут установлены обстоятельства, в том числе, указанные в пункте 3 ч.1 ст. 24 УПК РФ.

    В соответствии со ст. 302 ч.8 УПК РФ если основания прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования, указанные в пунктах 1-3 части первой статьи 24 и пунктах 1 и 3 части первой статьи 27 настоящего Кодекса, обнаруживаются в ходе судебного разбирательства, то суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса, суд постановляет оправдательный приговор, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части первой статьи 24 и пунктом 3 части первой статьи 27 настоящего Кодекса, - обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания.

Вместе с тем, согласно п.3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2017 г. № 4-П отказ в возбуждении уголовного дела или его прекращение в связи с освобождением лица от уголовной ответственности и наказания по нереабилитирующему основанию не влекут признание лица виновным или невиновным в совершении преступления. Принимаемое в таких случаях процессуальное решение не подменяет собой приговор суда и по своему содержанию и правовым последствиям не является актом, которым устанавливается виновность подозреваемого или обвиняемого (подсудимого) в том смысле, как это предусмотрено статьей 49 Конституции Российской Федерации. Подобного рода решения констатируют отказ от дальнейшего доказывания виновности лица, несмотря на то, что основания для осуществления в отношении него уголовного преследования сохраняются. С учетом особенностей правовой природы института освобождения от уголовной ответственности ввиду истечения сроков давности частью второй статьи 27 УПК Российской Федерации определяется, что прекращение уголовного преследования по этому основанию возможно лишь с согласия подозреваемого или обвиняемого (подсудимого), в связи с чем в рамках реализации гарантируемых статьями 49 и 123 Конституции Российской Федерации прав ему должно обеспечиваться продолжение производства по делу и тем самым судебная защита прав и свобод, а при наличии к тому оснований – реабилитация. Получение согласия обвиняемого (подсудимого) является обязательным условием для принятия - до завершения в установленном порядке судебного разбирательства - решения о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности. В противном случае ему должна быть предоставлена возможность реализовать свое право на судебную защиту, что осуществимо лишь при проведении полноценного судебного разбирательства, в ходе которого должны быть установлены обстоятельства произошедшего, дана их правильная правовая оценка, выявлены конкретный вред, причиненный обществу и отдельным лицам, а также действительная степень вины (или невиновность) лица в совершении инкриминируемого ему деяния. Иное - в нарушение статей 49 и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации - лишило бы данного участника уголовного судопроизводства возможности добиваться своей реабилитации.

Таким образом, осуществляя правовое регулирование института освобождения от уголовной ответственности ввиду истечения сроков давности, федеральный законодатель, будучи связанным конституционными требованиями о судебной защите прав и свобод человека и гражданина и одновременно наделенный дискреционными полномочиями по определению ее способов и процедур, исходил из того, что положения части восьмой статьи 302 УПК Российской Федерации распространяются исключительно на случаи, когда прекращение уголовного дела в связи с истечением сроков давности в порядке статьи 254 данного Кодекса невозможно в силу части второй его статьи 27, не допускающей прекращение уголовного преследования по данному основанию, если обвиняемый (подсудимый) против этого возражает; применение части восьмой статьи 302 УПК Российской Федерации может иметь место, если обвиняемый (подсудимый) настаивает на продолжении производства по уголовному делу, что предполагает проведение полноценного судебного разбирательства, завершающегося постановлением приговора как акта правосудия. Что касается потерпевшего, то его согласие на прекращение уголовного преследования в связи с истечением сроков давности не является необходимым условием при принятии соответствующего решения.

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» разъяснено, что в случае, если во время судебного разбирательства будет установлено обстоятельство, указанное в пункте 3 части 1 статьи 24 УПК РФ, суд прекращает уголовное дело и (или) уголовное преследование только при условии согласия на это подсудимого. При этом не имеет значения, в какой момент производства по делу истекли сроки давности уголовного преследования.

Учитывая, что преступление, предусмотренное ст. 293 ч.1 УК РФ, в совершении которого обвиняется Палей С.Г. в соответствии со ст. 15 УК РФ отнесено к категории преступлений небольшой тяжести, исходя из согласия подсудимого Палея С.Г. на прекращение уголовного преследования в связи с истечением сроков давности, учитывая, что во время судебного разбирательства установлено, что истек двухлетний срок давности уголовного преследования после совершения преступления небольшой тяжести, суд считает, что ходатайство подсудимого Палея С.Г. подлежит удовлетворению.

         Вещественные доказательства по делу:     ноутбук «Леново», ноутбук «НР», документацию, два комплекта проектно-сметной документации, переданные на хранение 25.11.2019 г. по квитанции (расписке) № 18-2019 в СО по городу Красноперекопск ГСУ СК России по Республике Крым необходимо возвратить по принадлежности собственнику (л.д.198 т.5);

    оптический диск CD-R, содержащий записи телефонных переговоров, оптический диск CD-R, содержащий записи телефонных переговоров копию распоряжения Администрации города Красноперекопска № 268-р от 31.07.2017 г., копию распоряжения Администрации города Красноперекопска № 394 -р от 12.12.2017 г., копию распоряжения Администрации города Красноперекопска № 277 -р от 07.08.2017 г., копию распоряжения Администрации города Красноперекопска № 378-р от 23.11.2017 г. необходимо оставить на хранении в материалах уголовного дела (л.д. 246 т. 3, л.д. 25 т. 4, л.д. 94-109 т. 9).

На основании ст. 24 ч.1 п. 3, руководствуясь ст. 254 УПК РФ, суд

п о с т а н о в и л:

прекратить уголовное дело в отношении Палея С. Г. обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 293 ч.1 УК РФ на основании ст. 24 ч.1 п. 3 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

            Меру пресечения Палею С. Г. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить.

Вещественные доказательства по делу:    ноутбук «Леново», ноутбук «НР», документацию, два комплекта проектно-сметной документации, переданные на хранение 25.11.2019 г. по квитанции (расписке) № 18-2019 в СО по городу Красноперекопск ГСУ СК России по Республике Крым - возвратить по принадлежности собственнику;

    оптический диск CD-R, содержащий записи телефонных переговоров, оптический диск CD-R, содержащий записи телефонных переговоров копию распоряжения Администрации города Красноперекопска № 268-р от 31.07.2017 г., копию распоряжения Администрации города Красноперекопска № 394 -р от 12.12.2017 г., копию распоряжения Администрации города Красноперекопска № 277 -р от 07.08.2017 г., копию распоряжения Администрации города Красноперекопска № 378-р от 23.11.2017 г. -оставить на хранении в материалах уголовного дела.

На постановление в течение 15 суток может быть подана апелляция в Верховный Суд Республики Крым через Армянский городской суд Республики Крым.

    Судья:

1-2/2024 (1-54/2023;)

Категория:
Уголовные
Статус:
Уголовное дело ПРЕКРАЩЕНОИСТЕЧЕНИЕ СРОКОВ ДАВНОСТИ уголовного преследования
Истцы
Красноперекопская межрайонная прокуратура
Прокуратура г. Армянска
Ответчики
Палей Сергей Григорьевич
Другие
Позигун Вячеслав Николаевич
Павленко Ольга Васильевна
Суд
Армянский городской суд Республики Крым
Судья
Исроилова Венера Улугбековна
Статьи

ст.285 ч.3 УК РФ

Дело на сайте суда
armyanskiy--krm.sudrf.ru
07.04.2023Регистрация поступившего в суд дела
07.04.2023Передача материалов дела судье
04.05.2023Решение в отношении поступившего уголовного дела
16.05.2023Судебное заседание
13.06.2023Судебное заседание
27.06.2023Судебное заседание
18.08.2023Судебное заседание
11.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
11.10.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
22.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Судебное заседание
14.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Судебное заседание
10.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее