Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-5/2024 (12-39/2023;) от 22.11.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

15 января 2024 года                                п. Лиман

Судья Лиманского районного суда Астраханского области Алиева К.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакаевой М.А.,

с участием:

помощника прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокураты ФИО5,

должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, – генерального директора МООО «Эколог» Забугина П.В.,

представителя МООО «Эколог» ФИО6

государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3,

представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО7,

рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора МООО «Эколог» Забугина П.В. и протесту прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО4 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора МООО «Эколог» Забугина Павла Вячеславовича,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом определения от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении опечатки в фамилии должностного лица) генеральный директор МООО «Эколог» Забугин П.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе на указанное постановление генеральный директор МООО «Эколог» Забугин П.В. просит постановление изменить, заменить административный штраф на административное наказание в виде предупреждения в соответствии со статьей 4.1.1, частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку он вину в совершении правонарушения признал, впервые привлекается к административной ответственности, неблагоприятных последствий не наступило, доказательств существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для личности, общества или государства не имеется, нарушение в настоящее время устранено.

В протесте прокурор Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО4 также просит указанное постановление изменить, заменив наказание в виде административного штрафа на предупреждение, поскольку материалы дела не содержат сведений о наличии факта причинения вреда или возникновения причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также наличии имущественного ущерба, кроме того, Забугин П.В. впервые привлекается к административной ответственности.

В возражениях на жалобу должностного лица государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 указала, что захоронение шин пневматических автомобильных отработанных, относящихся к отходам, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается, в связи с чем оснований для освобождения от ответственности должностного лица, ответственного за соблюдение требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды, не имеется.

В судебном заседании помощник прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО5, генеральный директор МООО «Эколог» Забугин П.В., представитель МООО «Эколог» ФИО6 доводы протеста прокурора и доводы жалобы поддержали, представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО7, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 возражали против доводов жалобы и протеста, просили постановление оставить без изменения.

Выслушав участвующих лиц, изучив доводы жалобы и протеста, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Исходя из части 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Из содержания статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 часов при рассмотрении материалов проверки в помещении природоохранной прокуратуры (<адрес>) в деятельности МООО «Эколог» выявлены нарушения в части соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды.

Установлено, что МООО «Эколог» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного собранием учредителей (протокол от ДД.ММ.ГГГГ). Основными видами деятельности Общества являются совместное решение вопросов местного значения в сфере предоставления транспортных услуг, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения и т.д. Также обществом осуществляется деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности на полигоне ТБО, расположенном по адресу: 416410, <адрес>, 1,5 км юго-западнее р.<адрес>.

На осуществление указанной деятельности в части сбора, транспортирования и размещения отходов IV класса опасности Обществу Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям выдана лицензия Л020-00113-30/00016536 от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации «Строительство полигона для складирования твердых бытовых отходов в <адрес>».

Согласно пункту 3.1 должностной инструкции генерального директора МООО «Эколог», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, для выполнения возложенных функций генеральный директор обязан руководить в соответствии с законодательством Российской Федерации производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества МООО «Эколог», а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Пунктом 5.1 указанной должностной инструкции предусмотрено, что генеральный директор МООО «Эколог» несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Во исполнение требований Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ и на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об участии в проверке природоохранного законодательства» ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 совместно с помощником прокурора ФИО8 и ФИО5 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и деятельности МООО «Эколог».

Проверкой установлено, что у МООО «Эколог» имеется Промплощадка «Полигон ТБО» - по адресу: <адрес>. Земля находится в собственности. Категории земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: под реконструкцию полигона для складирования ТБО.

Так, ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд, в ходе которого осмотрена территория объекта НВОС Промплощадка «Полигон ТБО» и прилегающая территория. В ходе осмотра установлено наличие на рабочей карте полигона ТБО Общества отхода, захоронение которого запрещается, а именно - «шины пневматические автомобильные отработанные (ФККО 92111001504)». Данный отход размещен на территории рабочей карты полигона ТБО Общества, частично покрыт слоем изолирующего грунта.

По результатам проверки составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей.

По факту нарушения требований закона должностным лицом - генеральным директором МООО «Эколог» Забугиным П.В. в результате ненадлежащего выполнения возложенных на него должностных обязанностей, выразившихся в допущении размещения на территории рабочей карты полигона ТБО Общества отходов, в состав которых входят полезные компоненты, запрещенные к захоронению, постановлением заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора МООО «Эколог» Забугина П.В.

Генеральный директор МООО «Эколог» Забугин П.А. в своих объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ вину в совершении правонарушения признал в полном объеме.

Признавая генерального директора МООО «Эколог» Забугина П.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 исходила из того, что генеральный директор МООО «Эколог» Забугин П.В., исполняя свои должностные обязанности по месту осуществления деятельности юридического лица МООО «Эколог», по адресу: 416410, <адрес>, 1,5 км. Юго-западнее р.<адрес> на объекте НВОС -П «Промплощадка «Полигон ТБО», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, допустил нарушение природоохранного законодательства, связанное с размещением на территории рабочей карты полигона ТБО МООО «Эколог» отхода включенного согласно постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГ -р в перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, а именно – «шины пневматические автомобильные отработанные (ФККО 921101504)».

В ходе рассмотрения данного дела в соответствии с правилами статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершения административного правонарушения, с соблюдением правил статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, виновность должностного лица в совершении административного правонарушения.

Материалы дела свидетельствуют о том, что Забугин П.В., являясь должностным лицом – генеральным директором ООО «Эколог», допустил нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления, а именно захоронение отхода «шины пневматические автомобильные отработанные» в количестве 1 штуки на объекте размещения отходов производства и потребления.

Тем самым он совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обоснованно положены в основу постановления о назначении административного наказания

В силу положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Следовательно, Забугин П.В., занимая должность генерального директора МООО «Эколог», в соответствии с должностными обязанностями обязан был обеспечить соблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

Таким образом, должностным лицом не приняты все зависящие от него необходимые меры по надлежащему исполнению указанных требований закона.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 пришла к правильному и обоснованному выводу о виновности должностного лица в совершении указанного правонарушения, и его действия правильно квалифицированы по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Сведениями и документами, представленными в материалах дела об административном правонарушении, событие административного правонарушения и наличие деяния в действиях должностного лица доказаны.

Суд приходит к выводу об отсутствии нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности со стороны административного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

Из анализа вышеприведенных положений следует, что при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае должностное лицо, судья должны исходить из того, что целью наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений. При этом наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным положением лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.

В постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.

Решая вопрос о соразмерности назначенного должностному лицу Забугину П.В. наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, судья учитывает то обстоятельство, что материалы дела не содержат в себе сведений, указывающих о наличии факта причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также наличии имущественного ущерба. Согласно пояснениям Забугина П.В. в судебном заседании «Шина пневматическая» работниками МООО «Эколог» передана ООО «ЭкоЦентр», чем нарушения, установленные при привлечении должностного лица к административной ответственности, устранены.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

При таких обстоятельствах, учитывая характер допущенного нарушения, отсутствие по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий, а также доказательств наличия существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для личности, общества или государства, а также с учетом того, что нарушения устранены, отягчающих обстоятельств по делу не установлено, ранее Забугин П.В. к административной ответственности не привлекался, прихожу к выводу о необходимости замены административного наказания на предупреждение.

Данная мера ответственности отвечает принципам справедливости, соразмерности и индивидуализации административной ответственности, она является достаточной для достижения целей административного наказания в рассматриваемом случае.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 по делу об административном правонарушении по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – генерального директора МООО «Эколог» Забугина Павла Вячеславовича изменить, заменив назначенное административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья                                         К.В. Алиева

12-5/2024 (12-39/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Истцы
Айриян М.К.
Ответчики
Забугин Павел Вячеславович
Другие
Галкина Дарья Вадимовна
Куроедова Ольга Владимировна
Суд
Лиманский районный суд Астраханской области
Судья
Алиева Ксения Владимировна
Статьи

ст.8.2 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
limansky--ast.sudrf.ru
22.11.2023Материалы переданы в производство судье
18.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.01.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
23.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2024Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее