Дело № 11-28/2023 <данные изъяты>
АППЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саранск 26 сентября 2023г.
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе судьи Образцовой С.А.,
при секретаре Пахомовой А.Г.,
с участием в деле: истца общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск»,
ответчика: Шиповой Раисы Максимовны, ее представителя Вагановой В.Ю., действующей на основании пункта 6 статьи 53 ГПК Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Шиповой Раисы Максимовны на решение мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района г. Саранск Республики Мордовия от 19 июня 2023г. по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Шиповой Раисе Максимовне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ремондис Саранск» (далее по тексту – ООО «Ремондис Саранск») обратилось к мировому судье с иском к Шиповой Р.М. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование требований указывает, что Шипова Р.М. является собственником жилого помещения (дома), расположенного по адресу: <данные изъяты>, в котором зарегистрированных граждан не числится. ООО «Ремондис Саранск» оказывает ответчику услуги по вывозу ТКО, в связи с чем, вправе взимать за эту услугу соответствующую плату. Вне зависимости от наличия прямого договора ООО «Ремондис Саранск» оказывало ответчику коммунальную услугу по вывозу ТКО, являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия и на основании публичного договора (оферты), заключённого с ответчиком, путём совершения конклюдентных действий, в связи с чем, истец производил начисления за предоставленную услугу по лицевому счету, открытому на имя ответчика, согласно установленным тарифам и по количеству собственников жилого помещения. Шипова Р.М. имеет задолженность по оплате указанной коммунальной услуги за период с 01 июля 2018 г. по 31 июля 2022 г.
Основывая свои требования на положениях статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», истец просил суд взыскать с ответчика задолженность по оплате указанной коммунальной услуги в размере 4 343 руб. 42 коп., за период с 01 июля 2018 г. по 31 июля 2022 г.
Решением мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 19.06.2023г. исковые требования ООО «Ремондис Саранск» удовлетворены частично. С ответчика Шиповой Р.М. в пользу ООО «Ремондис Саранск» взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.02.2020 по 31.07.2022 в размере 2441 руб. 60 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей, почтовые расходы в размере 104 рубля, а всего 2945 руб. 60 коп.
В удовлетворении исковых требований ООО «Ремондис Саранск» к Шиповой Р.М. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.05.2018 по 31.01.2020, отказано в связи с истечением срока исковой давности.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик Шипова Р.М. подала апелляционную жалобу, ссылаясь на незаконность принятого по делу решения.
В обоснование доводов жалобы указала, что мировым судьей были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: при расчете суммы задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не учтены показания электрического счетчика, свидетельствующие о факте проживания в доме <адрес> в определенный период и не проживания в оставшийся период года, позволяющие уменьшить сумму перерасчета.
Также судом не приняты во внимание нарушения ООО «Ремондис Саранск» в части организации вывоза мусора, что также позволяет уменьшить сумму задолженности, при перерасчете.
Кроме того, суд первой инстанции неверно трактовал Постановление Конституционного суда РФ от 02.12.2022 №52-П, которое истец приводит в качестве аргумента для отказа в предоставлении перерасчета. Просит решение мирового судьи отменить (или изменить) полностью (или в части) и обязать ООО «Ремондис Саранск» пересчитать сумму задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом периода проживания потребителя в жилом помещении и нарушений ООО «Ремондис Саранск» в части организации вывоза твердых коммунальных отходов.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик указал, что доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку не освобождают ответчика, как собственника жилого помещения, от обязанности по несению расходов по содержанию принадлежащего ему имущества.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель истца ООО «Ремондис Саранск» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно. В заявлении от 26.09.2023г. просил дело рассмотреть в его отсутствие. Дело рассмотрено в его отсутствие по части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции ответчик Шипова Р.М. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить ее в полном объеме, отменить или изменить решение мирового судьи судебного участка №1 Пролетарского района г.Саранска РМ от 19.06.2023г. и принять по делу новое решение.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Ваганова В.Ю. позицию своего доверителя поддержала.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает решение законным и не подлежащим отмене, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено мировым судьей, что ответчику Шиповой Р.М. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> По указанному адресу на имя Шиповой Р.М. заведен лицевой счет <данные изъяты> по начислению платы за услугу по обращению с ТКО. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено и подтверждается письменными материалами дела.
Полномочия по вывозу твердых коммунальных отходов, от населения, проживающего на территории с.<данные изъяты>, в том числе и на <данные изъяты> возложены на ООО «Ремондис Саранск», что подтверждается соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия от 11 августа 2017 г. № 72/47 и дополнительным соглашением № 1 от 29 декабря 2017 г. к нему.
В спорный период ООО «Ремондис Саранск» имело полномочия осуществлять указанный вид деятельности. В материалах дела имеются указания на размеры тарифов, установленных в период с 01.07.2018г. по 31.07.2022г. на услугу по сбору и вывозу ТКО, в соответствии с которыми ответчику в указанный период производились начисления.
В соответствии с Уставом ООО «Ремондис Саранск» является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относится: прием, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, а также оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание.
Основным видом деятельности ООО «Ремондис Саранск» является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются, в том числе: обработка и утилизация отходов; обработка и утилизация лома стекла; обработка отходов бумаги и картона; обработка отходов и лома пластмасс; обработка отходов резины; обработка отходов текстильных материалов; обработка прочего вторичного неметаллического сырья.
Из условий соглашения от 11 августа 2017 г. N 72/47 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия следует, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия поручило, а ООО «Ремондис Саранск» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории Республики Мордовия. Статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен региональному оператору ООО «Ремондис Саранск» на период с момента подписания настоящего соглашения до 31 декабря 2027 г.
В силу пункта 7.2.2 дополнительного соглашения N 1 к соглашению от 11 августа 2017 г. N 72/47 об организации деятельности по обращению с ТКО, региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объеме на территории Чамзинского района Республики Мордовия с 01 мая 2018 г.
08.09.2017г. региональный оператор известил потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. 4 апреля 2018 г. предложение (публичная оферта) о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия и текст типового договора были размещены региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» в региональной газете «Известия Мордовии», являющейся источником официального опубликования правовых актов Республики Мордовия в силу пункта 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. №10-З «О правовых актах Республики Мордовия» (т. 1 л.д. 23), а также на своём официальном сайте (www.remondis-saransk.ru).
Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия, изложены: предмет договора - оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение. Потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определённой в пределах утверждённого тарифа (пункт 2.1.), права и обязанности сторон (пункт 5.1.), срок начала оказания услуг (п.2.5.), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3). В договоре содержится информация и об иных условиях, предусмотренных статьёй 432 ГК РФ, пунктом 25 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 (ред. от 15 декабря 2018 г.) «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации» от 25 августа 2008 г. №641.
В пункте 1.5. опубликованной публичной оферты (договора) Региональным оператором Потребители уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) Потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пунктом 1 статьи 433, пунктом 3 статьи 438 ГК РФ является совершение Потребителем действий, свидетельствующих о намерении Потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами Потребителем на расчётный счёт регионального оператора, фактическое пользование предоставленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными услугами также возможно путём подписания Потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.
Согласно пункту 2.5. опубликованной публичной оферты дата начала оказания услуг по обращению с ТКО для физических лиц Чамзинского района Республики Мордовия региональным оператором начинается с 1 мая 2018 г.
Следовательно, с 1 мая 2018 года, ООО «РЕМОНДИС Саранск» является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги по обращению с ТКО на территории <данные изъяты>, и с этой даты общество оказывает услуги по обращению с ТКО всем, без исключения, жителям с<данные изъяты>
В судебном заседании Шипова Р.М. не оспаривала факт оказания услуг по обращению с ТКО ООО «Ремондис Саранск» жителям <данные изъяты>
Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19 марта 2018 г. N 23 и от 17 декабря 2018 г. N 218 (с учетом внесения изменений приказом от 14 марта 2019 г. N 15, 19.12.2020 N 221) установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора в сфере обращения с ТКО ООО «Ремондис Саранск» на 2018-2019 годы для населения (с учетом НДС) с 1 апреля по 30 июня 2018 г. включительно 546 руб. 23 коп., с 1 июля по 31 июля 2018 г. включительно 546 руб. 48 коп., с 1 августа по 31 декабря 2018 г. включительно 501 руб. 85 коп., с 1 января по 31 марта 2019 г. включительно 492 руб. 42 коп., с 01 апреля по 30 июня 2019 г. включительно 474 руб. 53 коп., с 1 июля 2020 г. по 30 июня 2022 г. - 385 руб. 77 коп.
Постановлением Правительства Республики Мордовия «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия» от 05 апреля 2017 г. N 225, утверждены нормативы накопления ТКО на территории Республики Мордовия. Среднегодовой норматив накопления ТКО на 1 одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 2,2 куб. м (2,2 куб. м: 12 мес. = 0,183333 куб. м на 1 проживающего в месяц).
С 01 января 2020 г. стоимость услуги рассчитывается согласно нормативам накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия, которые утверждены постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2019 г. №529 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Мордовия от 05 апреля 2017 г. № 225». Среднегодовой норматив накопления ТКО на 1 одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 2,536 куб. м (2,536 куб. м: 12 мес. = 0,211333 куб. м на 1 проживающего в месяц).
Установив фактические обстоятельства дела и, оценив представленные доказательства в их совокупности, мировой судья исходил из того, что ответчик Шипова Р.М. являясь собственником жилого помещения (дома), расположенного по адресу: <данные изъяты> периодически проживает в нем, и, следовательно, в процессе её жизнедеятельности, образуются твердые коммунальные отходы, которые она не имеет права утилизировать самостоятельно. При этом ООО «РЕМОНДИС Саранск» оказывает услуги по вывозу ТКО. Между ООО «Ремондис Саранск» и ответчиком Шиповой Р.М. сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которыми последняя обязана надлежащим образом исполнять обязанность по оплате данной услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Истцом ООО «РЕМОНДИС Саранск» предъявлены требования о взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.05.2018г. по 31.07.2022г., в связи с тем, что ответчиком оплата данной коммунальной услуги не производилась.
Проверив представленный истцом расчет задолженности за период с 01.05.2018г. по 31.07.2022г., мировой судья признал его арифметически верным.
Поскольку доказательств исполнения обязательств по уплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиком предоставлено не было, мировой судья, разрешая спор, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, применив к заявленным требования истца срок исковой давности, и взыскании с ответчика задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с 01.02.2020г. по 31.07.2022г. в размере 2 441 руб.60 коп. Одновременно на основании статьи 98 ГПК РФ мировой судья взыскал с ответчика в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей, а также почтовые расходы в размере 104 рубля.
Данные выводы мирового судьи являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и указывают на верное применение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, в силу статьи 210 ГК РФ (далее - ГК РФ) собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
На основании частей 3 и 4 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с ТКО.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 9 статьи 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путём заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов.
Исходя из вышеперечисленных норм права следует, что собственник жилого помещения, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации ТКО.
Отношения в сфере оказания услуг по обращению с ТКО регулируется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Частями 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твёрдых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственнику твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (часть 1 статьи 24.7 №89-ФЗ).
Тем самым, в силу закона потребители оказанных услуг по обращению с ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признаётся договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 ГК РФ), при этом договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).
Следуя из этого, в силу статьи 426 ГК РФ договор оказания услуги по обращению с ТКО является публичным. Цена услуг, а также иные условия публичного договора, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Поскольку самостоятельная утилизация ТКО недопустима, обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями, а факт оказания ООО «Ремондис Саранск» услуги по сбору и вывозу ТКО юридическим и физическим лицам, в том числе в селе Большие Ремезенки Чамзинского района РМ подтверждается письменными материалами дела, то предоставление услуги по обращению с ТКО считается заключением договора путем совершения конклюдентных действий.
В ходе судебного заседания мировым судьей установлено, что между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ответчиком Шиповой Р.М. сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которыми последняя обязана надлежащим образом исполнять обязанность по их оплате.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и стороной ответчика не оспорены.
В связи с тем, что оплата за указанную коммунальную услугу ответчиком за спорный период не произведена, мировой судья, применив к заявленным требованиям истца срок исковой давности, пришел к правильному выводу о взыскании с Шиповой Р.М. задолженности по оплате за услугу по обращению с ТКО.
Доводы апелляционной жалобы о том, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по адресу: <данные изъяты> подлежит перерасчету, ввиду не проживания на постоянной основе собственника жилого помещения, являются несостоятельными, ввиду следующего.
С учетом вышеприведенных норм права, собственник жилого помещения, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации ТКО.
Пунктом 5 ч. 2 статьи 153 ЖК РФ определено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно п. 148 (34) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более пяти дней подряд.
В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 148 (36) Правил прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
При этом, ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения (п. 56 (2) Правил).
Услуги по вывозу ТКО оказываются собственникам помещений независимо от проживания в них граждан. Таким образом, не проживание в жилом помещении не освобождает его собственника от внесения платы за вывоз ТКО.
Исключение из этого правила установлено лишь для лиц, временно (более пяти полных календарных дней подряд) отсутствующих в жилом помещении (п. 148.44 Правил № 354). В этом случае осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (п. 90 Правил № 354).
Иного порядка перерасчёта размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Правила не содержат.
По смыслу приведенных норм постоянное проживание гражданина по иному месту жительства не является временным отсутствием, а потому такой гражданин под исключение не подпадает и от оплаты коммунальных услуг, не освобождается.
Таким образом, факт регистрации и постоянного проживания ответчика Шиповой Р.М. по иному адресу не освобождает ее как собственника от обязанности оплаты коммунальных услуг в отношении другого принадлежащего ей жилого помещения.
Согласно абз.1 пункта 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.12.2022г. №52-П По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой", в силу пункта 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Аналогичное положение, но применительно к коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами содержится и в пункте 148(36) данных Правил.
Тем самым содержание приведенных положений, рассматриваемое в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, вполне определенно предполагает, что не проживание собственника жилого помещения в этом помещении (в том числе по причине регистрации и постоянного проживания в ином жилом помещении) - при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в этом помещении граждан - не освобождает его, по общему правилу, от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества собственников такого помещения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что мировым судьей неверно трактуется вышеуказанное Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2022г. №52-П, которое истец приводит в качестве аргумента для отказа в предоставлении перерасчета, являются необоснованными.
Также не могут служить основанием для отмены решения мирового судьи доводы апелляционной жалобы о том, что вывоз ТБО истцом производился с нарушением графика, в связи с чем, необходимо произвести перерасчет данной коммунальной услуги, поскольку данный вопрос не являлся предметом спора в суде первой инстанции, требования об оказании услуг ненадлежащего качества ответчиком встречным исковым требованием не заявлялось.
Суд апелляционной инстанции полагает, что доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к несогласию с выводами мирового судьи и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены мировым судьей при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы мирового судьи, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения.
При рассмотрении настоящего дела, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, характер спорных правоотношений между сторонами, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами, вынес законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района г.Саранска Республики Мордовия от 19.06.2023г.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 19 июня 2023г. по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Шиповой Раисе Максимовне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Шиповой Раисы Максимовны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Пролетарского районного суда
г.Саранска <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>