Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-28/2023 от 08.09.2023

Дело № 11-28/2023 <данные изъяты>

АППЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саранск 26 сентября 2023г.

Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

в составе судьи Образцовой С.А.,

при секретаре Пахомовой А.Г.,

с участием в деле: истца общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск»,

ответчика: Шиповой Раисы Максимовны, ее представителя Вагановой В.Ю., действующей на основании пункта 6 статьи 53 ГПК Российской Федерации,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Шиповой Раисы Максимовны на решение мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района г. Саранск Республики Мордовия от 19 июня 2023г. по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Шиповой Раисе Максимовне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ремондис Саранск» (далее по тексту – ООО «Ремондис Саранск») обратилось к мировому судье с иском к Шиповой Р.М. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В обоснование требований указывает, что Шипова Р.М. является собственником жилого помещения (дома), расположенного по адресу: <данные изъяты>, в котором зарегистрированных граждан не числится. ООО «Ремондис Саранск» оказывает ответчику услуги по вывозу ТКО, в связи с чем, вправе взимать за эту услугу соответствующую плату. Вне зависимости от наличия прямого договора ООО «Ремондис Саранск» оказывало ответчику коммунальную услугу по вывозу ТКО, являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия и на основании публичного договора (оферты), заключённого с ответчиком, путём совершения конклюдентных действий, в связи с чем, истец производил начисления за предоставленную услугу по лицевому счету, открытому на имя ответчика, согласно установленным тарифам и по количеству собственников жилого помещения. Шипова Р.М. имеет задолженность по оплате указанной коммунальной услуги за период с 01 июля 2018 г. по 31 июля 2022 г.

Основывая свои требования на положениях статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», истец просил суд взыскать с ответчика задолженность по оплате указанной коммунальной услуги в размере 4 343 руб. 42 коп., за период с 01 июля 2018 г. по 31 июля 2022 г.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 19.06.2023г. исковые требования ООО «Ремондис Саранск» удовлетворены частично. С ответчика Шиповой Р.М. в пользу ООО «Ремондис Саранск» взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.02.2020 по 31.07.2022 в размере 2441 руб. 60 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей, почтовые расходы в размере 104 рубля, а всего 2945 руб. 60 коп.

В удовлетворении исковых требований ООО «Ремондис Саранск» к Шиповой Р.М. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.05.2018 по 31.01.2020, отказано в связи с истечением срока исковой давности.

Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик Шипова Р.М. подала апелляционную жалобу, ссылаясь на незаконность принятого по делу решения.

В обоснование доводов жалобы указала, что мировым судьей были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: при расчете суммы задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не учтены показания электрического счетчика, свидетельствующие о факте проживания в доме <адрес> в определенный период и не проживания в оставшийся период года, позволяющие уменьшить сумму перерасчета.

Также судом не приняты во внимание нарушения ООО «Ремондис Саранск» в части организации вывоза мусора, что также позволяет уменьшить сумму задолженности, при перерасчете.

Кроме того, суд первой инстанции неверно трактовал Постановление Конституционного суда РФ от 02.12.2022 №52-П, которое истец приводит в качестве аргумента для отказа в предоставлении перерасчета. Просит решение мирового судьи отменить (или изменить) полностью (или в части) и обязать ООО «Ремондис Саранск» пересчитать сумму задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом периода проживания потребителя в жилом помещении и нарушений ООО «Ремондис Саранск» в части организации вывоза твердых коммунальных отходов.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик указал, что доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку не освобождают ответчика, как собственника жилого помещения, от обязанности по несению расходов по содержанию принадлежащего ему имущества.

В судебное заседание апелляционной инстанции представитель истца ООО «Ремондис Саранск» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно. В заявлении от 26.09.2023г. просил дело рассмотреть в его отсутствие. Дело рассмотрено в его отсутствие по части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании апелляционной инстанции ответчик Шипова Р.М. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить ее в полном объеме, отменить или изменить решение мирового судьи судебного участка №1 Пролетарского района г.Саранска РМ от 19.06.2023г. и принять по делу новое решение.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Ваганова В.Ю. позицию своего доверителя поддержала.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает решение законным и не подлежащим отмене, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует и установлено мировым судьей, что ответчику Шиповой Р.М. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> По указанному адресу на имя Шиповой Р.М. заведен лицевой счет <данные изъяты> по начислению платы за услугу по обращению с ТКО. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено и подтверждается письменными материалами дела.

Полномочия по вывозу твердых коммунальных отходов, от населения, проживающего на территории с.<данные изъяты>, в том числе и на <данные изъяты> возложены на ООО «Ремондис Саранск», что подтверждается соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия от 11 августа 2017 г. № 72/47 и дополнительным соглашением № 1 от 29 декабря 2017 г. к нему.

В спорный период ООО «Ремондис Саранск» имело полномочия осуществлять указанный вид деятельности. В материалах дела имеются указания на размеры тарифов, установленных в период с 01.07.2018г. по 31.07.2022г. на услугу по сбору и вывозу ТКО, в соответствии с которыми ответчику в указанный период производились начисления.

В соответствии с Уставом ООО «Ремондис Саранск» является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относится: прием, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, а также оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание.

Основным видом деятельности ООО «Ремондис Саранск» является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются, в том числе: обработка и утилизация отходов; обработка и утилизация лома стекла; обработка отходов бумаги и картона; обработка отходов и лома пластмасс; обработка отходов резины; обработка отходов текстильных материалов; обработка прочего вторичного неметаллического сырья.

Из условий соглашения от 11 августа 2017 г. N 72/47 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия следует, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия поручило, а ООО «Ремондис Саранск» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории Республики Мордовия. Статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен региональному оператору ООО «Ремондис Саранск» на период с момента подписания настоящего соглашения до 31 декабря 2027 г.

В силу пункта 7.2.2 дополнительного соглашения N 1 к соглашению от 11 августа 2017 г. N 72/47 об организации деятельности по обращению с ТКО, региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объеме на территории Чамзинского района Республики Мордовия с 01 мая 2018 г.

08.09.2017г. региональный оператор известил потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. 4 апреля 2018 г. предложение (публичная оферта) о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия и текст типового договора были размещены региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» в региональной газете «Известия Мордовии», являющейся источником официального опубликования правовых актов Республики Мордовия в силу пункта 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. №10-З «О правовых актах Республики Мордовия» (т. 1 л.д. 23), а также на своём официальном сайте (www.remondis-saransk.ru).

Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия, изложены: предмет договора - оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение. Потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определённой в пределах утверждённого тарифа (пункт 2.1.), права и обязанности сторон (пункт 5.1.), срок начала оказания услуг (п.2.5.), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3). В договоре содержится информация и об иных условиях, предусмотренных статьёй 432 ГК РФ, пунктом 25 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 (ред. от 15 декабря 2018 г.) «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации» от 25 августа 2008 г. №641.

В пункте 1.5. опубликованной публичной оферты (договора) Региональным оператором Потребители уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) Потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пунктом 1 статьи 433, пунктом 3 статьи 438 ГК РФ является совершение Потребителем действий, свидетельствующих о намерении Потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами Потребителем на расчётный счёт регионального оператора, фактическое пользование предоставленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными услугами также возможно путём подписания Потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.

Согласно пункту 2.5. опубликованной публичной оферты дата начала оказания услуг по обращению с ТКО для физических лиц Чамзинского района Республики Мордовия региональным оператором начинается с 1 мая 2018 г.

Следовательно, с 1 мая 2018 года, ООО «РЕМОНДИС Саранск» является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги по обращению с ТКО на территории <данные изъяты>, и с этой даты общество оказывает услуги по обращению с ТКО всем, без исключения, жителям с<данные изъяты>

В судебном заседании Шипова Р.М. не оспаривала факт оказания услуг по обращению с ТКО ООО «Ремондис Саранск» жителям <данные изъяты>

Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19 марта 2018 г. N 23 и от 17 декабря 2018 г. N 218 (с учетом внесения изменений приказом от 14 марта 2019 г. N 15, 19.12.2020 N 221) установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора в сфере обращения с ТКО ООО «Ремондис Саранск» на 2018-2019 годы для населения (с учетом НДС) с 1 апреля по 30 июня 2018 г. включительно 546 руб. 23 коп., с 1 июля по 31 июля 2018 г. включительно 546 руб. 48 коп., с 1 августа по 31 декабря 2018 г. включительно 501 руб. 85 коп., с 1 января по 31 марта 2019 г. включительно 492 руб. 42 коп., с 01 апреля по 30 июня 2019 г. включительно 474 руб. 53 коп., с 1 июля 2020 г. по 30 июня 2022 г. - 385 руб. 77 коп.

Постановлением Правительства Республики Мордовия «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия» от 05 апреля 2017 г. N 225, утверждены нормативы накопления ТКО на территории Республики Мордовия. Среднегодовой норматив накопления ТКО на 1 одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 2,2 куб. м (2,2 куб. м: 12 мес. = 0,183333 куб. м на 1 проживающего в месяц).

С 01 января 2020 г. стоимость услуги рассчитывается согласно нормативам накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия, которые утверждены постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2019 г. №529 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Мордовия от 05 апреля 2017 г. № 225». Среднегодовой норматив накопления ТКО на 1 одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 2,536 куб. м (2,536 куб. м: 12 мес. = 0,211333 куб. м на 1 проживающего в месяц).

Установив фактические обстоятельства дела и, оценив представленные доказательства в их совокупности, мировой судья исходил из того, что ответчик Шипова Р.М. являясь собственником жилого помещения (дома), расположенного по адресу: <данные изъяты> периодически проживает в нем, и, следовательно, в процессе её жизнедеятельности, образуются твердые коммунальные отходы, которые она не имеет права утилизировать самостоятельно. При этом ООО «РЕМОНДИС Саранск» оказывает услуги по вывозу ТКО. Между ООО «Ремондис Саранск» и ответчиком Шиповой Р.М. сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которыми последняя обязана надлежащим образом исполнять обязанность по оплате данной услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Истцом ООО «РЕМОНДИС Саранск» предъявлены требования о взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.05.2018г. по 31.07.2022г., в связи с тем, что ответчиком оплата данной коммунальной услуги не производилась.

Проверив представленный истцом расчет задолженности за период с 01.05.2018г. по 31.07.2022г., мировой судья признал его арифметически верным.

Поскольку доказательств исполнения обязательств по уплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиком предоставлено не было, мировой судья, разрешая спор, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, применив к заявленным требования истца срок исковой давности, и взыскании с ответчика задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с 01.02.2020г. по 31.07.2022г. в размере 2 441 руб.60 коп. Одновременно на основании статьи 98 ГПК РФ мировой судья взыскал с ответчика в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей, а также почтовые расходы в размере 104 рубля.

Данные выводы мирового судьи являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и указывают на верное применение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, в силу статьи 210 ГК РФ (далее - ГК РФ) собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).

На основании частей 3 и 4 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с ТКО.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу части 9 статьи 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путём заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов.

Исходя из вышеперечисленных норм права следует, что собственник жилого помещения, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации ТКО.

Отношения в сфере оказания услуг по обращению с ТКО регулируется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Частями 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твёрдых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственнику твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (часть 1 статьи 24.7 №89-ФЗ).

Тем самым, в силу закона потребители оказанных услуг по обращению с ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре.

Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признаётся договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 ГК РФ), при этом договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).

Следуя из этого, в силу статьи 426 ГК РФ договор оказания услуги по обращению с ТКО является публичным. Цена услуг, а также иные условия публичного договора, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

Поскольку самостоятельная утилизация ТКО недопустима, обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями, а факт оказания ООО «Ремондис Саранск» услуги по сбору и вывозу ТКО юридическим и физическим лицам, в том числе в селе Большие Ремезенки Чамзинского района РМ подтверждается письменными материалами дела, то предоставление услуги по обращению с ТКО считается заключением договора путем совершения конклюдентных действий.

В ходе судебного заседания мировым судьей установлено, что между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ответчиком Шиповой Р.М. сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которыми последняя обязана надлежащим образом исполнять обязанность по их оплате.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и стороной ответчика не оспорены.

В связи с тем, что оплата за указанную коммунальную услугу ответчиком за спорный период не произведена, мировой судья, применив к заявленным требованиям истца срок исковой давности, пришел к правильному выводу о взыскании с Шиповой Р.М. задолженности по оплате за услугу по обращению с ТКО.

Доводы апелляционной жалобы о том, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по адресу: <данные изъяты> подлежит перерасчету, ввиду не проживания на постоянной основе собственника жилого помещения, являются несостоятельными, ввиду следующего.

С учетом вышеприведенных норм права, собственник жилого помещения, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации ТКО.

Пунктом 5 ч. 2 статьи 153 ЖК РФ определено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Согласно п. 148 (34) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более пяти дней подряд.

В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 148 (36) Правил прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

При этом, ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения (п. 56 (2) Правил).

Услуги по вывозу ТКО оказываются собственникам помещений независимо от проживания в них граждан. Таким образом, не проживание в жилом помещении не освобождает его собственника от внесения платы за вывоз ТКО.

Исключение из этого правила установлено лишь для лиц, временно (более пяти полных календарных дней подряд) отсутствующих в жилом помещении (п. 148.44 Правил № 354). В этом случае осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (п. 90 Правил № 354).

Иного порядка перерасчёта размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Правила не содержат.

По смыслу приведенных норм постоянное проживание гражданина по иному месту жительства не является временным отсутствием, а потому такой гражданин под исключение не подпадает и от оплаты коммунальных услуг, не освобождается.

Таким образом, факт регистрации и постоянного проживания ответчика Шиповой Р.М. по иному адресу не освобождает ее как собственника от обязанности оплаты коммунальных услуг в отношении другого принадлежащего ей жилого помещения.

Согласно абз.1 пункта 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.12.2022г. №52-П По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой", в силу пункта 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Аналогичное положение, но применительно к коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами содержится и в пункте 148(36) данных Правил.

Тем самым содержание приведенных положений, рассматриваемое в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, вполне определенно предполагает, что не проживание собственника жилого помещения в этом помещении (в том числе по причине регистрации и постоянного проживания в ином жилом помещении) - при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в этом помещении граждан - не освобождает его, по общему правилу, от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества собственников такого помещения.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что мировым судьей неверно трактуется вышеуказанное Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2022г. №52-П, которое истец приводит в качестве аргумента для отказа в предоставлении перерасчета, являются необоснованными.

Также не могут служить основанием для отмены решения мирового судьи доводы апелляционной жалобы о том, что вывоз ТБО истцом производился с нарушением графика, в связи с чем, необходимо произвести перерасчет данной коммунальной услуги, поскольку данный вопрос не являлся предметом спора в суде первой инстанции, требования об оказании услуг ненадлежащего качества ответчиком встречным исковым требованием не заявлялось.

Суд апелляционной инстанции полагает, что доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к несогласию с выводами мирового судьи и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены мировым судьей при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы мирового судьи, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения.

При рассмотрении настоящего дела, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, характер спорных правоотношений между сторонами, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами, вынес законное и обоснованное решение.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района г.Саранска Республики Мордовия от 19.06.2023г.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия

определил:

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 19 июня 2023г. по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Шиповой Раисе Максимовне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Шиповой Раисы Максимовны - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Пролетарского районного суда

г.Саранска <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

11-28/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО Ремондис Саранск
Ответчики
Шипова Раиса Максимовна
Другие
Ваганова Вера Юрьевна
Суд
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Образцова Светлана Алексеевна
Дело на странице суда
proletarsky--mor.sudrf.ru
08.09.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
08.09.2023Передача материалов дела судье
11.09.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
26.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2023Дело оформлено
04.10.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее