ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 апреля 2024 года рп. Магистральный
Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Смирнова С.И.,
при секретаре Карповой Л.В.,
с участием прокурора Хамаганова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 115/2024 по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Облкоммунэнерго-Сбыт» о возложении обязанности обеспечить круглосуточное электроснабжение,
установил:
прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Облкоммунэнерго-Сбыт» о присуждении к исполнению обязанности обеспечить круглосуточное электроснабжение <адрес>, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проведения проверки установлено, что электроснабжение населенных пунктов - <адрес>, <адрес>, <адрес> осуществляется ООО «Облкоммунэнерго-Сбыт» в течение 8 часов в сутки, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Истец Прокурор Хамаганов А.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ООО «Облкоммунэнерго-Сбыт» в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражения по иску не представил, причины неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просил, в связи с чем, дело подлежит рассмотрению в порядке заочного производства, в соответствии со ст.ст. 233, 234 ГПК РФ.
Третье лицо – администрация Казачинского сельского поселения в судебное заседание представителя не направила, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в направленном в суд отзыве на исковое заявление просили о рассмотрении иска прокурора в отсутствие представителя, выразив согласие с заявленными требованиями.
Третьи лица – министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области, Служба по тарифам Иркутской области в судебное заседание представителя не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, возражения по иску не представили, причины неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просили.
В связи с чем, руководствуясь п. 3, 5 ст.167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствие третьих лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 130 и 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10,. 2. 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 5 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, в также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются: обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации; обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения ими выработки электрической и тепловой энергии.
Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере энергоснабжения населения как публичной услуги, а именно его организации, связанной с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, к перечню вопросов местного значения городских округов, связано с тем, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему коммунальной услуги надлежащего качества в виде энергоснабжения.
20.10.2021 между администрацией Мартыновского сельского поселения и ООО «Облкоммунэнерго-Сбыт» заключен договор № 6 безвозмездного пользования муниципальным имуществом.
В соответствии с п. 1.1 договора ссудодатель в лице администрации поселения обязуется предоставить в безвозмездное пользование Ссудополучателю в лице ООО «Облкоммунэнерго-Сбыт», а ссудополучатель обязуется принять муниципальное имущество: здание дизельной электрической станции, расположенной в <адрес>, здание дизельной электрической станции, расположенной по адресу: <адрес>, здание дизельной электрической станции, расположенной по адресу: <адрес>, воздушную линия электропередач ВЛ-0,4 кВ, протяженностью 1931 кв.м., расположенную <адрес>, воздушную линию электропередач ВЛ-0,4 кВ, протяженностью 2540 кв.м., расположенную <адрес>, воздушную линию электропередач ВЛ-0,4 кВ, протяженностью 4285 кв.м., расположенная <адрес>, дизель генераторную установку, мощностью 60 кВт, расположенную <адрес>, дизель генераторная установка, мощностью 30 кВт, расположенная <адрес>, дизель генераторную установку, мощностью 60 кВт, расположенную <адрес>, емкость для хранения дизельного топлива №1, расположенную <адрес>, емкость для хранения дизельного топлива №2, расположенную <адрес>, емкость для хранения дизельного топлива, расположенную <адрес>, емкость для хранения дизельного топлива, расположенную <адрес>.
Пунктом 1.2 Договора установлено, что имущество передается в пользование с целью производства, передачи и сбыта электрической энергии в соответствии с действующим законодательством потребителям <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Срок безвозмездного пользования имуществом установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Как следует из акта от 31.10.2023 прокурором в ходе проверки установлено, что электроснабжение населенных пунктов - <адрес>, <адрес>, <адрес> осуществляется ООО «Облкоммунэнерго-Сбыт» в течение 8 часов в сутки.
Поскольку электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи отопления в дома граждан, горячей воды в учреждения здравоохранения и образования, а ограничение ее подачи исключает возможность обеспечения этими коммунальными услугами, то ограничение поставок электроэнергии населению до 8 часов в сутки должно расцениваться как ограничение, касающееся обслуживание граждан потребителей, приводящих к ограничению их снабжения коммунальным ресурсом и нарушению конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья, права на не ограничение в предоставлении услуги электроснабжения.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (пункт 3 статьи 541 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункт 3 статьи 546 ГК РФ).
Статьями 4, 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую Требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Пунктами 115 и 117 Правил N 354 установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения (ограничения) подачи коммунальных ресурсов гражданам.
В силу пункта 121 Правил N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
Согласно пункту 122 Правил N 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, в силу приведенных норм действующего законодательства, ООО "Облкоммунэнерго-Сбыт", наряду с публичной обязанностью Казачинского муниципального образования, обязано обеспечить бесперебойное оказание коммунальной услуги и неисполнение данной обязанности нарушает права жителей <адрес>, <адрес>, <адрес> как потребителей коммунальных услуг по электроснабжению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Облкоммунэнерго-Сбыт» (ИНН 3811439676) обязанность обеспечить круглосуточное электроснабжение <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Казачинско- Ленский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
.
Председательствующий