Дело № 12-1538/2023
УИД: 21RS0023-01-2023-004219-69
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
08 декабря 2023 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Ермолаева Т.П., рассмотрев жалобу Тимофеева Александра Николаевича на постановление о привлечении к административной ответственности,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от дата ----- заместитель директора АО «УПТК «Чебоксарское» Тимофеев А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На данное постановление им подана жалоба на предмет уменьшения суммы назначенного штрафа либо его замены на предупреждение
В судебном заседании заявитель, прокурор, представитель административного органа не присутствовали, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть данную жалобу при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1. КоАП РФ).
В силу статьи 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2. КоАП РФ обязанность доказывания наличия этих обстоятельств возложена на орган, вынесший постановление.
Статьей 29.10. КоАП РФ предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты образует состав административного правонарушения, предусмотренного, ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно примечанию к ст. 5.27.1 КоАП РФ под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
В Пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" разъяснено, что объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, выражается в бездействии, в частности в необеспечении работников (независимо от их количества) согласно установленным нормам средствами индивидуальной защиты, отнесенными соответствующим техническим регламентом о безопасности средств индивидуальной защиты ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, а также невыполнении обязанности по хранению таких средств, их стирке, химической чистке, сушке, ремонту и своевременной замене (примечание к статье 5.27.1 КоАП РФ, часть третья статьи 221 ТК РФ).
Из материалов дела усматривается, что Чувашской транспортной прокуратурой дата проведена проверка деятельности АО «УПТК «Чебоксарское», являющегося владельцем склада временного хранения открытого типа, на предмет исполнения требований трудового законодательства. В ходе данной проверки установлено, что в нарушение требований ст.ст. 214, 221 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) АО «УПТК «Чебоксарское» нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам не установлены. В нарушение требований ст. 214 ТК РФ, п.п. 11, 21 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 997н, охранникам-грузчикам ФИО2, ФИО3, водителю ФИО4 не выданы средства индивидуальной защиты.
По результатам проведенной проверки постановлением Чувашского транспортного прокурора от дата в отношении заместителя директора названного юридического лица Тимофеева А.Н., назначенного на эту должность приказом директора АО «УПТК «Чебоксарское» от дата ----- в должностные обязанности которого входило осуществление контроля за выполнением норм охраны труда, обеспечение выдачи работникам АО «УПТК «Чебоксарское» средств индивидуальной защиты, обеспечение безопасных условий труда работников, соблюдение законодательства по охране труда, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Данное постановление вместе с материалами дела направлены для рассмотрения в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике. По результатам рассмотрения данного материала постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от дата ----- заместитель директора АО «УПТК «Чебоксарское» Тимофеев А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В силу пунктов 1, 13 и 14 Приложения N 4 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) одежда специальная защитная от механических воздействий, в том числе от нетоксичной пыли и общих производственных загрязнений, а также средства индивидуальной защиты рук от механических воздействий, в том числе от воды и растворов нетоксичных веществ и средства индивидуальной защиты рук от вибраций относятся к 1 классу защиты.
Из п. 1, 2, 3 Приложения N 5 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) следует, что костюмы мужские и женские для защиты от нетоксичной пыли; пальто, полупальто, плащи мужские и женские для защиты от воды; костюмы мужские и женские для защиты от воды; костюмы мужские шахтерские для защиты от механических воздействий и общих производственных загрязнений; комбинезоны мужские и женские для защиты от нетоксичной пыли, механических воздействий и общих производственных загрязнений; фартуки специальные; халаты мужские и женские рабочие и специального назначения классифицируются, как одежда специальная защитная от механических воздействий, в том числе от нетоксичной пыли и общих производственных загрязнений, а средства индивидуальной защиты рук это рукавицы и перчатки швейные защитные, кроме предназначенных для пожарных, изделия трикотажные; рукавицы и перчатки для защиты от воды и растворов нетоксичных веществ; средства индивидуальной защиты рук от вибраций.
Таким образом, указанные средства индивидуальное защиты относятся к 1 классу защиты, что не образует состав вмененного заявителю правонарушения.
Согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 названной статьи.
Согласно ст. 211 Трудового кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Пунктом 1 статьи 214 Трудового кодекса РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу п.3 указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 221 Трудового кодекса РФ).
Исходя из ч. 2 ст. 221 ТК РФ к средствам индивидуальной защиты относится, в частности, специальная одежда и обувь. При этом работодатель, согласно ч. 4 ст. 221 ТК РФ, устанавливает нормы бесплатной выдачи на основании Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, учитывая результаты специальной оценки условий труда, оценку профессиональных рисков, мнения профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии).
В п. 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12. 2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год.
Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 и частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, санкция части 1 данной статьи предусматривает менее строгое наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что совершенные заявителем действия не образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, а своими действиями он нарушил требования трудового законодательства, его действия подлежат квалификации по ч.1 данной статьи.
При этом, факт нарушения заявителем установленных требований подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
Общие правила назначения административного наказания закреплены в ст. 4.1. КоАП РФ, ч. 1 которой предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В данном случае обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
Принимая во внимание данные о личности лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, полагаю возможным назначить заявителю наказание в виде штрафа в сумме 2 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от дата ----- о привлечении Тимофеева Александра Николаевича к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, - отменить.
Признать Тимофеева Александра Николаевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Т.П. Ермолаева