Дело № 2-1816/2022
Поступило в суд: 22.08.2022 года
УИД 54RS0010-01-2022-005667-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное)
21 ноября 2022 года г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Новосадовой Н.В.,
при секретаре Полянской Т.М.,
с участием: представителя истца Бартулей Л.И.,
представителя ответчика Мешковой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермякова А. Н. к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по НСО о признании незаконным решения пенсионного органа, обязании включить в страховой стаж период работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Изначально Пермяков А.Н. обратился в Центральный районный суд г. Новосибирска с требованиями к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее ОПФР по Новосибирской области) о признании незаконным решения пенсионного органа, обязании включить в страховой стаж период работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости. В обоснование требований указано, что 21.08.2021 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п.6 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Решением ОПФР по Новосибирской области № 438745/21 от 03.09.2021 в досрочном назначении страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. В решении указано, что страховой стаж составляет 20 лет 11 месяцев 26 дней, при требуемом страховом стаже не менее 25 лет. По мнению ответчика, в страховой стаж не подлежит включению период работы с 12.04.1999 года по 18.12.1999 года у ЧП Ж.Г. ТД «Скаут», так как отсутствует документальное подтверждение. С указанным выводом истец не согласен, так как из трудовой книжки следует, что с 12.04.1999 года по 08.12.1999 года он работал у ЧП Жаркова Г.И. ТД «Скаут». Трудовой договор не сохранился, но согласно разъяснениям в пункте 15 постановления Пленума ВС № 30, если документы о работе утрачены по причинам не связанным с виной работника и восстановить их невозможно, то такие периоды могут быть установлены на основании показаний свидетелей.
Истец относится к категории военного пенсионера и получает пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны. После выхода на пенсию он продолжал трудовую деятельность, работодатель производил отчисления за него в систему обязательного пенсионного страхования, в связи с чем, полагает, возникло право и на получение досрочной страховой пенсии.
Одним из условий выхода на пенсию является наличие необходимого страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии по линии силового ведомства, в 2021 году такой стаж должен составлять не менее 12 лет.
Учитывая изложенное, просит признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области от 03.09.2021 года № 438745/21. Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области зачесть в страховой стаж Пермякова А. Н. период работы с 12.04.1999 года по 08.12.1999 года работы у ЧП Ж.Г. ТД «Скаут». Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области назначить Пермякову А. Н. досрочную страховую пенсию по старости с момента наступления права о назначении пенсии, т.е. с 20.09.2021 года (л.д. 4-7).
На основании определения Центрального районного суда г. Новосибирска (л.д.40), гражданское дело передано по подсудности в Бердский городской суд Новосибирской области.
Истец Пермяков А.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще (л.д.66), в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель истца Бартулей Л.И., действующая на основании доверенности (л.д.50), в судебном заседании требования своего доверителя поддержала по основаниям, изложенном в заявлении, приведенном выше. Настаивала на включении в страховой стаж периода работы с 12.04.1999 года по 08.12.1999 года у предпринимателя Жаркова. Также пояснила, что иных доказательств, кроме трудовой книжки, подтверждающих стаж работы истца у предпринимателя Жаркова, представить не могут, поскольку прошел длительный промежуток времени, свидетелей, которые могут подтвердить данный факт, либо уже нет в живых, либо в силу возраста они не могут этого сделать.
Представитель ответчика – Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области Мешкова Е.О., действующая на основании доверенности (л.д.49), требования не признала. Представлен письменный отзыв на иск (л.д.30-31), который поддержала в судебном заседании.
Учитывая надлежащее извещение участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Материалами дела подтверждено, что 21.08.2021 года истец Пермяков А.Н. обратился в ОПФР по Новосибирской области с заявлением о назначении пенсии (л.д. 75-76). Решением ОПФР по НСО № 438745/21 от 03.09.2021 года (л.д.72-74) в досрочном назначении страховой пенсии Пермякову А.Н. отказано в соответствии с пунктом 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. При этом, в страховой стаж Пермякова А.Н. не включен, в том числе период с 12.04.1999 года по 08.12.1999 года работа у предпринимателя Ж.Г. ТД «Скаут», так как отсутствует документальное подтверждение этого периода.
В соответствии с пунктом 1 ст. 11 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 13 указанного Закона, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Из трудовой книжки Пермякова А.Н. (л.д.85-87), следует, что предпринимателем Ж.Г. 12.04.1999 года внесена запись о принятии Пермякова А.Н. на должность продавца-консультанта, 08.12.1999 года уволен по собственному желанию (л.д.85 оборот). Указанная запись является первой записью о трудовой деятельности.
В соответствии со ст. 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации (действовавшей на период оформления трудовой книжки истцу) основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника признавалась трудовая книжка установленного образца.
Частью 2 указанной статьи предусматривалось ведение трудовых книжек на всех работников, работающих на предприятии, в учреждении, организации свыше пяти дней.
Только в связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, на индивидуальных предпринимателей возложена обязанность вести трудовые книжки на каждого работника.
Таким образом, запись о приеме и увольнении Пермякова А.Н. у предпринимателя Ж.Г. произведены с нарушением действующего, в период трудовых отношений, трудового законодательства Российской Федерации, поскольку лишь со 2 октября 2006 г. согласно редакции части 1 статьи 309 Трудового кодекса Российской Федерации, измененной в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, на работодателя - физическое лицо, являющегося индивидуальным предпринимателем, возложена обязанность вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Трудовой договор, заключенный между индивидуальным предпринимателем Ж.Г. и Пермяковым А.Н., материалы дела не содержат.
Тем не менее, в целях проверки стажа работы истца в заявленный период, пенсионным органом направлялись запросы (л.д.32,33). Согласно ответу КГКУ «Государственный архив Алтайского края», документы торгового дома «Скаут» на хранение в госархив не поступали, подтвердить стаж работы, заработную плату Пермякова А.Н. не имеют возможности (л.д.34). Аналогичный ответ дан архивным отделом администрации города Барнаул (л.д.35). По ходатайству стороны истца сведения о предпринимателе Ж.Г. были запрошены в МИФНС по Алтайскому краю. Согласно ответу МИФНС № 14 по Алтайскому краю (л.д.69), Ж.Г. в качестве предпринимателя был зарегистрирован только с 21.12.1999 по 02.02.2000 г.. Сведений об отчислении НДФЛ за 1999 год в отношении Пермякова А.Н. работодателями в налоговый орган не предоставлялись.
При таких данных, учитывая установленные обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что период работы с 12.04.1999 года по 08.12.1999 года у предпринимателя Ж.Г. ТД «Скаут» обоснованно не включен пенсионным органом в страховой стаж истца Пермякова А.Н..
Разрешая требования Пермякова А.Н. о назначении досрочно страховой пенсии, суд приходит к следующему.
Как указано выше, согласно оспариваемому решению пенсионного органа, Пермякову А.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что с 13.04.1998 года Пермяков А.Н. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 1 статьи 4 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях", право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, такими условиями поименованы возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.
В соответствии с пунктом 6 части 1 ст. 32 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Согласно части 3 статьи 10 Закона № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно приложению 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», мужчины, достигшие возраста 55 лет в 2020 году, при наличии необходимой продолжительности страхового стажа, и величины индивидуального пенсионного коэффициента, будут иметь право на досрочное назначение страховой пенсии в возрасте 56 лет 6 месяцев.
Согласно решению пенсионного органа, на момент обращения Пермякова А.Н. с заявлением о назначении пенсии он не имел положенного возраста 56 лет 6 месяцев.
Более того, как следует из решения пенсионного органа, его страховой стаж составляет 20 лет 11 месяцев 26 дней, при требуемом страховом стаже 25 лет.
Производя указанный расчет пенсионным органом приняты во внимание положения пункта 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", из которого следует, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Страховой стаж, имевшийся у Пермякова А.Н. на день обращения, пенсионным органом рассчитан как 20 лет 11 месяцев 26 дней, при требуемом стаже 25 лет. Периоды, включенные в страховой стаж стороной истца не оспорены, иных периодов, кроме указанного выше, которые не включены в страховой стаж, истцом не указаны.
При таких данных, правовых оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости не имелось как при обращении в пенсионный орган, равно как и не имеется на день рассмотрения дела, поскольку отсутствует совокупность оснований для назначения такой пенсии, а именно отсутствует требуемый страховой стаж не менее 25 лет. Доводы истца о необходимом страховом стаже не менее 12 лет, основаны на неверном толковании норм права, а потому правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Пермякова А. Н. о признании незаконным решения Государственного учреждения – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области от 03.09.2021 года № 438745/21, обязании включить в страховой стаж период работы с 12.04.21999 года по 08.12.1999 года у ЧП Ж.Г. ТД «Скаут», обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента наступления права о назначении пенсии, т.е. с 20.09.2021 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ Н.В. Новосадова
Решение в окончательной форме изготовлено 09.12.2022 года
Судья /подпись/ Н.В. Новосадова