Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего Курочкиной М.А.
при секретаре Ханси Д.В.
с участием:
заявителя ФИО2
представителя заинтересованного лица ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2906/2014 по заявлению ФИО2 о признании незаконным отказа Администрации городского округа <адрес> в выдаче разрешения на строительство жилого дома, обязании выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке площадью 690 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0070106:45 по адресу: <адрес>, деревня Куприяниха,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа <адрес> и об обязании выдать ему разрешение на строительство жилого дома на земельном участке площадью 690 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0070106:45 по адресу: <адрес>, деревня Куприяниха.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок по указанному адресу. Ограничений и обременений на участок не зарегистрировано. В настоящее время заявитель намерен построить дом на принадлежащем ему земельном участке в соответствии с его целевым назначением: ведение личного подсобного хозяйства. Обратился в Администрацию г/о <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство, рассмотрев которое, Администрация ответила отказом в выдаче такого разрешения, в связи с чем, заявитель обратился в суд.
В судебном заседании заявитель требования просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что намерен строить дом на участке площадью 6 соток, есть разрешение на строительство.
Представитель заинтересованного лица Администрации г/о <адрес> ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что заявителю отказано в связи отсутствием согласования в Росимуществом. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На орган местного самоуправления, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Конституция РФ регламентирует охрану законом права частной собственности и предусматривает, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35).
Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст.46 (ч.ч.1,2) Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Право на судебную защиту выступает как гарантия в отношении всех конституционных прав и свобод, а закрепляющая его ст.46 Конституции РФ находится в неразрывном системном единстве с ее ст.21, согласно которой государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав (ст.17, ч.2; ст.18 Конституции РФ). Из этого следует, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ст.45, ч.2, Конституции РФ), и спорить с государством в лице любых его органов (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03.05.1995г. №4-П по делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 УПК РСФСР и от 02.07.1998г. №20-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.ст. 331 и 464 УПК РСФСР).
Таким образом, возможность обжаловать принятые органами государственной власти, должностными лицами решения, включая нормативные правовые акты, воплощающая в себе как индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, так и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка, является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания права каждого на судебную защиту, одной из необходимых и важнейших его составляющих.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 08.05.2001г. <адрес>, ФИО5 на основании Распоряжении Главы администрации Колычевского сельского округа <адрес> № от 06.03.2001г. на праве собственности принадлежит земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1500кв.м. с кадастровым номером 50:28:06:01240 по адресу: <адрес>, дер.Куприяниха.
На основании решения собственника, указанный участок разделен на два участка площадью 810 и 690кв.м. В материалах дела присутствует свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 810кв.м. Право собственности заявителя на земельный участок площадью 690кв.м., на котором он намерен строить дом, не подтверждено.
Письмом Администрации городского округа <адрес> от 22.05.2014г. № заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома на вышеуказанном земельном участке в связи с отсутствием согласования с территориальным управлением Росимущества в <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Согласно подп.2 п.1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
Статья 56.1 ЗК РФ гласит, что предусмотренные подпунктами 2 и 3 п.1 ст.40 ЗК РФ права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются ЗК РФ, другими федеральными законами.
В силу п.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ст.8 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт (ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 4 ст.51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. Пункт 9 названной статьи содержит закрытый перечень необходимых для получения разрешения документов, которые заявителем были подготовлены и предоставлены в Администрацию городского округа Домодедово.
Таким образом, являясь собственниками земельного участка, лицо вправе получить разрешение на строительство домовладения на земельном участке.
Согласно ст.249 ГПК РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых решений и действий лежит на органе, который принял оспариваемые решения или совершил оспариваемые действия.
На основании ст.46 Воздушного кодекса РФ проектирование, строительство и развитие поселений, а также строительство и реконструкция объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Как следует из пункта 1 статьи 47 Воздушного кодекса РФ, размещение в районе аэродрома объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
В силу п.1 ст.2 Воздушного кодекса, воздушное законодательство РФ состоит из ВК РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.
Пунктом 58 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №138, предусмотрено установление приаэродромной территории для каждого аэродрома. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.
В порядке ст.ст. 46, 47 Воздушного кодекса РФ, проектирование, строительство и развитие поселений, а также строительство и реконструкция объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома, то есть с Росимуществом, не смотря на то, что земельный участок заявителя не органичен в пользовании и не обременен, его собственнику надлежит согласовывать строительство объектов на нем с Росимуществом, поскольку д.Куприяниха находится вблизи аэропорта Домодедово, кроме того согласно п.2 Постановления Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по развитию международного аэропорта "Домодедово" строительство зданий, строений, сооружений в границах зарезервированных земельных участков, указанных в схеме, осуществляется в соответствии с целевым назначением земель по согласованию с Министерством транспорта <адрес>, не смотря на то, что схема зарезервированных земельных участков отсутствует, суд полагает, что поскольку д.Куприяниха находится вблизи аэропорта Домодедово земельный участок заявителя может находиться в границах зарезервированных земель.
Кроме того, заявителем не предоставлено свидетельство о государственной регистрации права, выписка из ЕРГП на земельный участок, что не позволяет в полной мере удостовериться в наличии у него в собственности земельного участка площадью 690 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0070106:45 по адресу: <адрес>, деревня Куприяниха.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ФИО2 о признании незаконным отказа Администрации городского округа <адрес> в выдаче разрешения на строительство жилого дома, обязании выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке площадью 690 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0070106:45 по адресу: <адрес>, деревня Куприяниха отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд <адрес>.
Председательствующий М.А. Курочкина