Судья Топчиёва Л.С. УИД 63RS0027-01-2023-002925-70
гражданское дело № 33-7267/2023
№ 2-279/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 июня 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Бредихина А.В.,
судей Хаировой А.Х., Кривицкой О.Г.,
при помощнике Щеголевой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 6 февраля 2024 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО3 к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности в порядке наследования оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бредихина А.В., пояснения ФИО9, действующего в качестве представителя ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование требований указала, что ФИО8 на основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был выделен земельный пай в размере 7,3 га в праве коллективно-долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Ставропольский, в ФИО2 бывшего совхоза «Жигули», кадастровый № и было выдано свидетельство на право собственности на землю серии <данные изъяты> №. ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умерла. Он (истец) является наследником, принявшим наследственное имущество в виде спорной земельной доли после смерти ФИО8B. Данный факт подтверждается решением Ставропольского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, которым было удовлетворено его заявление об установлении факта принятия наследства после смерти ФИО8 В течение установленного законом срока, он не обращался в нотариальные органы с заявлением о принятии наследства, поскольку на момент смерти наследодателя он не обладал сведениями о том, что у наследодателя при жизни имелось в собственности какое-либо движимое и недвижимое имущество, наследственные права на которое подлежат нотариальному удостоверению.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать за ним право собственности на 1/324 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № имеющий местоположение: <адрес>, р-н Ставропольский, в ФИО2 бывшего совхоза «Жигули».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО3 просит отменить решение суда, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО9, действующий в качестве представителя ФИО3, настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили. Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания была доступна к ознакомлению на официальном сайте Самарского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
В силу требований ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации Ставропольского района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. был выделен земельный пай в размере 7,3 га в праве коллективно-долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Ставропольский, в ФИО2 бывшего совхоза «Жигули», кадастровый № и было выдано свидетельство на право собственности на землю серии <данные изъяты> №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3 является наследником первой очереди (сыном) ФИО8, что подтверждается свидетельством о рождении <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт принятия ФИО3 наследства после смерти ФИО8 подтверждается решением Ставропольского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, которым было удовлетворено заявление ФИО3 об установлении факта принятия наследства после смерти ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Из письма ФГБУ «Национальный ФИО2 «Самарская Лука» земельный участок с кадастровым номером № входит в ФИО2 «Самарская Лука» на основании Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании ФИО2 «Самарская Лука», Решения исполнительного комитета <адрес> ФИО1 народных депутатов «О создании государственного природного ФИО2 «Самарская Лука» № от ДД.ММ.ГГГГ, Решения исполнительного комитета <адрес> ФИО1 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта районной планировки Государственного природного ФИО2 «Самарская Лука».
Согласно карте функционального зонирования территории ФИО2 «Самарская Лука» (Приложение № к Положению о ФГБУ Национальный ФИО2 «Самарская Лука», утв. Приказом МНР РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) указанный земельный участок относится к зоне хозяйственного назначения.
Согласно данным Публичной кадастровой карты, имеющимся в свободном доступе, в настоящее время сведения о ФИО2 населенного пункта - села <адрес> в ЕГРН не внесены.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 218, 1110, 1112, 1113, 1181 Гражданского кодекса РФ, статьями 27, 95 Земельного кодекса РФ, положениями Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права собственности долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, ввиду отнесении данного земельного участка с момента создания ФИО2 «Самарская Лука» к федеральной собственности, а также отсутствия доказательства того, что данный земельный участок расположен в ФИО2 населенного пункта сведения о котором внесены в ЕГРН.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу пункта 4 статьи 218, статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
При этом согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли указанных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно общедоступным сведениям Национальный парк "Самарская Лука" создан постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № "О создании государственного природного ФИО2 "Самарская Лука", и согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2055-р находится в ведении Минприроды России.
В соответствии с пунктом 1 Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 161 в пользование ФИО2 предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда.
Кроме того, в состав ФИО2 включены 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства ФИО1 и 3 тыс. га земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Во исполнение постановления ФИО1 решением Куйбышевского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N 333 общая площадь ФИО2 определена в 125 051 га.
Минлесхоз ФИО1 письмом от ДД.ММ.ГГГГ N 8-17/665 согласовал ФИО2, указанные в решении Куйбышевского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N 333.
Всесоюзным государственным проектно-изыскательским институтом "Союзгипролесхоз" Госкомлеса СССР в 1990 году выполнена работа "Корректировка технико-экономического обоснования организации государственного природного ФИО2 "Самарская Лука", в которой отражено, что площадь государственного природного ФИО2 составляет 128 тыс. га.
В 1995 году Центральным государственным лесоустроительным предприятием "Центрлеспроект", находящимся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России, проведено лесоустройство и уточнение фактических ФИО2.
Согласно Проекту организации и развития лесного хозяйства государственного лесного фонда ФИО2 "Самарская Лука" общая площадь ФИО2 составила 127 186 га.
<адрес> ФИО2 с 1995 года остается неизменной. <адрес> заповедной и особо охраняемой зон ФИО2 составляет 38 712 га.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 259 утверждено Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный ФИО2 "Самарская Лука".
Какие-либо нормативные акты, изменяющие ФИО2 "Самарская Лука", впоследствии не принимались.
Национальные ФИО2, согласно ст. 12 ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Сведения о ФИО2 "Самарская Лука" как о зоне с особыми условиями использования территории внесены в ГКН (ЕГРН) в 2012 году, а в связи с вступлением с ДД.ММ.ГГГГ в законную силу ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в ЕГРН внесены изменения в отношении ФИО2 "Самарская Лука" в части указания вида объекта - территория особо охраняемого природного объекта.
ФИО2 "Самарская Лука" утверждены указанными нормативными актами, которые являются общедоступными.
В Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) внесены сведения о ФИО2 особо охраняемой природной территории федерального значения Национальный ФИО2 "Самарская Лука", присвоен реестровый №. Для просмотра указанных сведений на официальном ресурсе Росреестра - публичной кадастровой карте (рк rosreestr.ru) необходимо в строке "Поиск" выбрать вкладку "Зоны и территории" и ввести указанный реестровый номер.
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами, заявленный в иске земельный участок находится на территории особо охраняемого природного объекта Национальный ФИО2 "Самарская Лука".
ФИО2 соответствуют естественным ФИО2, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, с востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилища до села Переволоки с исключением собственно <адрес> и рабочего поселка Яблоневый Овраг.
Состав и описание функциональных зон ФИО2 даны в приложении 2 к данному Положению, а в приложении 3 - карта-схема функционального зонирования территории ФИО2.
Так, согласно приложению № в число землепользователей, входящих в состав ФИО2 без изъятия из хозяйственной деятельности, вошли земли колхозов, совхозов и подсобных сельских хозяйств <адрес>.
С момента установления ФИО2 особо охраняемой природной территории - ФИО2 "Самарская Лука", все земельные участки, находящиеся в указанных ФИО2 и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания закона являются собственностью Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности национальными ФИО2, являются изъятыми из оборота.
В силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к земельным участкам, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно ст. 15 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ в целях установления режима ФИО2 осуществляется зонирование его территории с выделением: заповедной зоны, особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зоны хозяйственного назначения, в ФИО2 которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным ФИО2, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории ФИО2.
Таким образом, на территории ФИО2 допускается только ограниченная деятельность, связанная с обеспечением жизнедеятельности граждан, проживающих на территории ФИО2, и возможность передачи в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения, законом не предусмотрена.
Вышеуказанный земельный участок предоставлен ФИО8 на основании свидетельства на право собственности на землю серии РФ-V САМ:32 № выданного на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, однако не влечет юридических последствий в виде возникновения у нее права на данный земельный участок, поскольку данное постановление принято лицом, не обладающим в силу закона правом распоряжаться земельными участками, имеющими особый статус и находящимися в федеральной собственности.
Согласно п.1 ст. 15 ФЗ № «Об особо охраняемых природных территориях», разделу 3 н.11 Положения о ФИО2 «Самарская Лука» на территории НП установлен дифференцированный режим особой охраны, с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены зоны, в том числе:
- зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории ФИО2.
В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории. Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Федеральным законом. Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок не входит в состав какого-либо населённого пункта, сведения о границах которого внесены в ЕГРН.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление в собственность граждан земельных участков в границах национальных парков, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и не содержат указаний на факты, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок вошёл в границы национального парка без изъятия из хозяйственного оборота, также являются несостоятельными, исходя из следующего.
Пунктом 6 статьи 95унктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников не подлежат приватизации. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
В силу статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность, которая противоречит целям и задачам национального парка. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков. В границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников.
Таким образом, факт включения спорного земельного участка в границы национального парка без изъятия из хозяйственной деятельности, не опровергает правильности выводов суда первой инстанции о том, что в 1994 году у администрации Ставропольского района отсутствовали полномочия для представления в собственность граждан данного земельного участка.
Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы в судебном решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и оснований для признания их неправильными не имеется.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что доводы апелляционной жалобы правильности выводов суда не опровергают и не свидетельствуют о незаконности постановленного решения.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 6 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 11.06.2024.