Дело № 2-209/2023
УИД 42RS0014-01-2023-000024-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мыски 29 марта 2023 года
Мысковский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Куковинца Н.Ю., при секретаре Гилевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриевой Л. Э. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, администрации Мысковского городского округа о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Дмитриева Л. Э. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, администрации Мысковского городского округа о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Просит снять с государственного кадастрового учета земельный участок, с кадастровым номером №, вид разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, категория земель: земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Требования мотивирует тем, что на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ истцу принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности в установленном порядке зарегистрировано Росреестре.
Указанный жилой дом был расположен на земельном участке, с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную.
С целью оформления прав на земельный участок Дмитриева Л.Э. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа.
Обращение истца было рассмотрено и дан ответ от 05 июля 2019 года № согласно которому ей было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а так же земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Мысковского городского округа, в аренду без проведения торгов», по предоставлению земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, расположенного по адресу: <адрес>, так как в соответствии с Правилами землепользования и застройки в муниципальном образовании «Мысковский городской округ» предельный максимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, должен составлять <данные изъяты> кв.м.
Так же истцу было рекомендовано обратиться в межующую организацию и разделить земельный участок.
Истец обратилась к кадастровому инженеру для разделения земельного участка с кадастровым номером №
Кадастровым инженером были проведены работы по разделению указанного земельного участка. Однако при межевании земельных участков кадастровым инженером была допущена реестровая ошибка.
После чего истец обратилась в другую межующую организацию с целью исправления реестровой ошибки. Кадастровым инженером был осуществлен запрос в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу» с целью оказания услуги по консультированию по вопросу возможности исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении земельного участка с кадастровым номером №
Так, согласно ответу Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Кемеровской области -Кузбассу» о предоставлении информации указано, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости из земельного участка с кадастровым номером № образован земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование «Под жилую застройку индивидуальную», категория земель «земли населенных пунктов», адрес (местоположение) <адрес>.
Для образования данного земельного участка был подготовлен межевой план в состав которого включено Распоряжение Комитета по управлению муниципального имущества Мысковского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем расположения земельных участков.»
В рамках ответа на обращение в документах кадастрового дела на земельный участок № сведений/документов подтверждающих наличие реестровой ошибки не выявлено.
По мнению филиала для исправления ошибки в сведениях о границах и площади земельного участка с кадастровым номером № необходимо снять с учета земельный участок с кадастровым номером №, документом основанием в данном случае будет решение суда, так как норма части 7 статьи 72 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении земельного участка № не применяется.
Далее обратиться в Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа для утверждения схемы по образованию нового земельного участка путем перераспределения земельного участка №. Данная процедура предусмотрена ст. 39.27 Земельного кодекса РФ.
Истец отмечает, что поскольку первоначально распределение земельных участков было проведено неверно, она вынуждена обращаться в суд с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании изложенного просит удовлетворить исковые требования.
В судебное заседание истец Дмитриева Л.Э. не явилась, извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивала (л.д. 58).
Представитель истца Лебедева И.В., действующая на основании заявления истца в порядке ст. 53 ГПК РФ в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, извещена надлежаще.
Представитель ответчика администрации МГО Задера О.С., действующая на основании доверенности от 27.02.2023 (л.д. 75) в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 74). Представила отзыв на исковое заявление, согласно которому просит исключить администрацию Мысковского городского округа из числа ответчиков, так как она не является органом регистрации прав, осуществляющим государственный кадастровый учет. Оформлением прав граждан на муниципальные земельные участки занимается Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа. Решение оставила на усмотрение суда (л.д. 73-74).
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа Немченко А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83) в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Не возражал против удовлетворения исковых требований (л.д. 82).
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о дате, времени проведения судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч. 2 ст. 12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Согласно п.3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Статья 11 ГК РФ предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В силу п.1 ст. 64 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В силу ст.60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии с пунктом 1, 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 15 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, процедуры снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и прекращения права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним носят заявительный характер.
Согласно ст. 39.27 Земельного кодекса РФ Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:
1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу;
4) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно ч.ч. 2, 2.1, 3 указанной статьи в случаях, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.
В случае, указанном в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами и лицами, которым предоставлены такие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории.
В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.
В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) истцу принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности в установленном порядке зарегистрировано Росреестре (л.д. 18-19).
С целью оформления прав на земельный участок Дмитриева Л.Э. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа.
Обращение истца было рассмотрено и дан ответ от 05 июля 2019 года № согласно которому ей было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а так же земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Мысковского городского округа, в аренду без проведения торгов», по предоставлению земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, расположенного по адресу: <адрес>, так как в соответствии с Правилами землепользования и застройки в муниципальном образовании «Мысковский городской округ» предельный максимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, должен составлять <данные изъяты> кв.м. (л.д. 20)
Так же истцу было рекомендовано обратиться в межующую организацию и разделить земельный участок.
Истец обратилась к кадастровому инженеру для разделения земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен жилой дом, принадлежащий истцу (л.д. 13-17).
Кадастровым инженером были проведены работы по разделению указанного земельного участка.
В результате чего на кадастровый учет 09.12.2019 был поставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 10-11).
В особых отметках указано, что земельный участок образован из земель или земельного участка государственная собственность, на которые не разграничена. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Истец, не согласна с результатом проведенного межевания и постановкой на кадастровый учет участка площадью <данные изъяты> кв.м.
Дмитриева Л.Э. полагает, что на кадастровый учет необходимо было поставить земельный участок площадью <данные изъяты>, поскольку именно в рамках данного лимита площади КУМИ имеет возможность предоставить ей земельный участок.
Однако при межевании земельных участков кадастровым инженером была допущена ошибка и на учет поставлен не тот участок.
Из ответа Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Кемеровской области -Кузбассу» о предоставлении информации следует что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости из земельного участка с кадастровым номером № образован земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование «Под жилую застройку индивидуальную», категория земель «земли населенных пунктов», адрес (местоположение) <адрес>.
Для образования данного земельного участка был подготовлен межевой план в состав которого включено Распоряжение Комитета по управлению муниципального имущества Мысковского городского округа № от 26.09.2019 г. «Об утверждении схем расположения земельных участков.»
В рамках ответа на обращение в документах кадастрового дела на земельный участок № сведений/документов подтверждающих наличие реестровой ошибки не выявлено.
По мнению филиала для исправления ошибки в сведениях о границах и площади земельного участка с кадастровым номером № необходимо снять с учета земельный участок с кадастровым номером №, документом основанием в данном случае будет решение суда, так как норма части 7 статьи 72 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении земельного участка № не применяется (л.д. 21).
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа Немченко А.А. не возражал против удовлетворения требований истца, полагая что она имеет право на предоставление ей земельного участка площадью до 1500 кв. м, расположенного под домом, собственником которого она является.
Согласно пунктам 3.4., 3.42., 3.45., 3.46. Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, утвержденного решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 18.11.2010 № 65-н Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа представляет интересы муниципального образования и защиту его имущественных прав в пределах своей компетенции перед юридическими и физическими лицами на территории РФ и за ее пределами, в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах. Является органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования, а также земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена. Оформляет по заявкам физических и юридических лиц право на землю согласно действующему законодательству РФ. Организует и проводит торги по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков.
В этой связи суд находит обоснованным возражение представителя ответчика администрации Мысковского городского округа, о том, что администрация МГО не является надлежащим ответчиком и считает необходимым в удовлетворении исковых требований к администрации отказать.
С учетом позиции представителя ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа Немченко А.А., который не возражает против удовлетворения заявленных требований и в соответствии с Правилами землепользования и застройки в муниципальном образовании «Мысковский городской округ» согласно которым предельный максимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, должен составлять <данные изъяты> кв.м. суд находит обоснованными требования истца и полагает возможным их удовлетворить.
При этом принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходит из права истца претендовать на определенный размер земельного участка установленный Правилами, невозможности иным способом защитить свое право, а также из того, что принятием данного решения не нарушаются права иных заинтересованных лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дмитриевой Л. Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (серия/номер паспорта №) к Комитету по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа – удовлетворить частично.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок, с кадастровым номером №, вид разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, категория земель: земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В удовлетворении требований Дмитриевой Л. Э. к Администрации Мысковского городского округа – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кемеровский областной суд, через Мысковский городской суд Кемеровской области.
Решение суда в окончательной форме составлено 05.04.2023 года.
Председательствующий судья Н.Ю. Куковинец