Дело № 2-10/2024
22RS0047-01-2023-000201-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Солонешное 04 марта 2024 г.
Солонешенский районный суд Алтайского края в составе:
судьи Стрельченя Л.В.,
при секретаре Трушниковой М.В.,
с участием прокурора Солонешенского района Алтайского края Гришакова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Солонешенского района Алтайского края в интересах Идрисова Ахмадулы Магомедовича к Муниципальному образованию « Солонешенский район Алтайского края» в лице Администрации Солонешенского района о признании недействительным договор аренды земельного участка, применения последствия недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Солонешенского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Идрисова А.М. к Муниципальному образованию « Солонешенский район Алтайского края» в лице Администрации Солонешенского района о признании недействительным договор аренды земельного участка, применения последствия недействительности сделки.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Солонешенского района проведена проверка исполнения земельного законодательства в деятельности администрации Солонешенского района при распоряжении земельными участками.
В соответствии со ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
По общему правилу п.1 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
В соответствии с пп.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу ст.39.18 ЗК РФ случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней, в том числе, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение, в том числе, об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Порядок опубликования информации о предоставлении земельных участков, регламентированной пп.1п.1 ст.39.18 ЗК РФ предусматривает публикацию извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указанный порядок извещения считается соблюденным при одновременной публикации во всех трех источниках.
В соответствии с пп.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ « О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства( п.2 ст.2 ФЗ).
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.(ч.5 ст.4 ФЗ).
Согласно положениям Закона Алтайского края от 07.11.2006 №111-ЗС « О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и(или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и(или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство равен 2,5гектара.
Проверкой установлено, что на основании заявления Пономарева А.В. от 22.05.2023 года администрацией Солонешенского района Алтайского края заключен договор аренды № от 25.05.2023 земельного участка с кадастровым № общей площадью <данные изъяты>.м. с Пономаревым А.В. для выпаса сельскохозяйственных животных, сроком действия на 3 года.
Администрацией Солонешенского района Алтайского края допущены нарушения п.2 ст.39.6 ЗК РФ, а именно, при передаче публичного земельного участка в аренду Пономареву А.В. без проведения торгов, поскольку площадь спорного земельного участка составляет <данные изъяты>, что в 293раза превышает потребность для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе для выпаса сельскохозяйственных животных, которые якобы осуществляются Пономаревым А.В. не в целях предпринимательской деятельности.
Извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка администрацией Солонешенского района в каких-либо источниках не размещалось.
Кроме того, фактически Пономарев А.В. на территории Карповского сельсовета не проживает, личное подсобное хозяйство не ведет, выпас сельскохозяйственных животных не осуществляет, что следует из справки администрации Карповского сельсовета от 28.08.2023 года №.
Процессуальный истец полагает, что администрацией Солонешенского района Алтайского края нарушена установленная ст.39.6, 39.18 ЗК РФ процедура предоставления указанного земельного участка, что повлекло за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, которые заинтересованы или могли быть заинтересованы в приобретении права на испрашиваемый земельный участок, а так же права материального истца - Идрисова А.М., на возможность заключения договора аренды земельного участка с кадастровым №, что является недопустимым.
31.07.2023 года Идрисов А.М. обратился в администрацию Солонешенского района с заявлением о расторжении договора аренды на спорный земельный участок, поскольку в связи с не опубликованием соответствующего извещения, он был лишен возможности узнать о предоставлении спорного земельного участка на праве аренды.
В ответ на обращение Идрисова А.М. от 09.08.2023 года администрация района фактически указывает на законность предоставления Пономареву А.В. спорного земельного участка.
Договор аренды земельного участка № от 25.05.2023 года, заключенный между Администрацией Солонешенского района и Пономаревым А.В. является ничтожной сделкой в соответствии с п.2 ст.168 ГК РФ как нарушающая требования ст.39.6 ЗК РФ и при этом, посягающая на публичные интересы и права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
В заявлении от 23.08.2023 года, поданном Идрисовым А.М. в прокуратуру района заявитель указывает, что он в силу возраста (74 года), состояния здоровья, отсутствия юридических познаний и денежных средств на найм представителя самостоятельно обратиться в суд с исковым заявлением о признании недействительным названного договора аренды земельного участка не может.
Кроме того, с учетом принципа свободы, выбора места жительства и проживания не представляется возможным персонифицировать всех лиц, проживающих на территории Алтайского края, которые могли бы быть заинтересованы в приобретении спорного земельного участка.
Просит признать недействительным договор аренды земельного участка № от 25.05.2023 года, заключенный между Администрацией Солонешенского района Алтайского края и Пономаревым А.В.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки. Обязать Пономарева А.В. вернуть Администрации муниципального образования « Солонешенский район Алтайского края» полученный по договору аренды от 25.05.2023 года земельный участок с кадастровым № площадью <данные изъяты>м. Администрацию Солонешенского района обязать возвратить Пономареву А.В. денежные средства, полученные за период с 25.05.2023 по дату вступления решения суда в законную силу в качестве арендной платы.
В судебном заседании прокурор Солонешенского района Алтайского края Гришаков А.А. уточнил исковые требования, просит признать недействительным договор аренды земельного участка № от 25.05.2023 года, заключенный между Администрацией Солонешенского района Алтайского края и Пономаревым А.В.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки. Обязать Пономарева А.В. вернуть Администрации муниципального образования « Солонешенский район Алтайского края» полученный по договору аренды от 25.05.2023 года земельный участок с кадастровым № площадью <данные изъяты>м.
В остальной части требования не поддерживает. На уточненных исковых требованиях настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Идрисов А.М. исковые требования поддерживает по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что ранее данным земельным участком пользовался он как генеральный директор <данные изъяты>. Договор аренды между ним как генеральным директором общества и Администрацией Солонешенского района Алтайского края был заключен на 49 лет. Общество занималось животноводством. На спорном земельном участке он ставил сено и использовался земельный участок в качества пастбища для животных. 20.01.2021 года <данные изъяты> ликвидировано. Договор аренды земельного участка был с ним расторгнут. В настоящее время у него дочь является главой крестьянско-фермерского хозяйства, а он является управляющим, у него имеется на это доверенность. Он неоднократно обращался в Администрацию Солонешенского района о продлении срока аренды либо заключения нового договора аренды на данный земельный участок, но ему было отказано. Позже он узнал, что данный земельный участок был предоставлен Пономареву А.В., полагает, что его права нарушены. Ему известно, что Пономарев А.В. данным земельный участком не пользуется. Если бы ему было известно, что данный земельный участок выставлен на аукцион, он подал бы заявление и участвовал в аукционе.
Ответчик Пономарев А.В. в судебное заседание не прибыл, о дне и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика- Администрации Солонешенского района Алтайского края Виноградова Н.В. в судебном заседании по уточненным исковым требованиям полагается на мнение суда. Дополнительно пояснила, что с Идрисовым А.М. как руководителем <данные изъяты> был заключен договор аренды спорного земельного участка. Затем Общество было ликвидировано и с Идрисовым А.М. как с директором общества договор аренды был расторгнут, но он постоянного обращается с заявлением в администрацию от имени общества. В мае 2023 года поступило заявление от Пономарева А.В. о предоставлении спорного земельного участка. Так как на май 2023 года спорный земельный участок был свободен, заявление было единственным, поэтому оно было удовлетворено и земельный участок предоставлен без объявления торгов. От Идрисова А.М. заявление о предоставлении данного земельного участка в аренду поступило в июле 2023 года. Ей не известно, ведет ли на спорном земельном участке Пономарев А.В. какую-либо деятельность, но за аренду выплачивает денежные средства без задолженности.
Представители третьего лица-Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Администрация Карповского сельсовета Солонешенского района Алтайского края в судебное заседание не прибыли, о дне и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
С учетом мнения сторон и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что 22.05.2023 года в Администрацию Солонешенского района Алтайского края поступило заявление от Пономарева А.В. о предоставление в аренду земельного участка сроком на три года без проведения торгов. Земельный участок площадью <данные изъяты>.м. с местоположением: <адрес> с кадастровым №. Цель использования земельного участка: выпас сельскохозяйственных животных( л.д.19).
25.05.2023 года договор аренды земельного участка между Пономаревым А.В. и Администрацией Солонешенского района Алтайского края заключен( л.д.11).
В соответствии с п.1.1 Договора арендодатель( Администрация Солонешенского района Алтайского края) предоставляет без проведения торгов, а арендатор( Пономарев А.В.) принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты>.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: <адрес> с видами разрешенного использования: выпас сельскохозяйственных животных.
Участок предоставляется для выпаса сельскохозяйственных животных( п.1.2 Договора).
Срок действия настоящего договора аренды земельного участка устанавливается на три года с 25.05.2023 года по 24.05.2026 года( п.2.1).
Арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием( п.4.4.2).
31.07.2023 года в Администрацию Солонешенского района Алтайского края поступило заявление Идрисова А.М., в котором он указывает, что ему стало известно в июне 2023 года, что с Пономаревым А.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым №, которым ранее пользовался он. Считает, что его права нарушены, так как в СМИ не было опубликовано информации о сдаче в аренду спорного земельного участка и он был лишен права обратиться с заявлением на участие в качестве претендента на аренду земельного участка( л.д.8).
Главой Администрации Солонешенского района Алтайского края дан Идрисову А.М. ответ, в котором указано, что по сведениям из ЕГРН на 19.05.2023 года права на земельный участок с кадастровым № зарегистрированы не были. В соответствии с п.2 ст.39.6 ЗК РФ данный земельный участок был предоставлен в аренду для выпаса сельскохозяйственных животных Пономареву А.В.( л.д.9).
23.08.2023 года Идрисов А.М. обратился в прокуратуру Солонешенского района Алтайского края с заявлением об обращении в суд с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ, поскольку в силу состояния здоровья и возраста он самостоятельно обратиться в суд не может. Полагает, что нарушено его право на участие в конкурсе на право аренды земельного участка( л.д.6).
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции( ст.39.2 ЗК РФ), в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду( подпункт 3 п.1 ст.39.1 ЗК РФ).
Из ст.39.2 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
По общему правилу, закрепленному в п.1 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пп.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу ст.39.18 ЗК РФ случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней, в том числе, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение, в том числе, об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Порядок опубликования информации о предоставлении земельных участков, регламентированной пп.1п.1 ст.39.18 ЗК РФ предусматривает публикацию извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указанный порядок извещения считается соблюденным при одновременной публикации во всех трех источниках.
В соответствии с подпунктом 19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ « О личном подсобном хозяйстве» Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
В соответствии с п.5 ст.4 ФЗ №112-ФЗ максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Земельные отношения в Алтайском крае урегулированы Законом Алтайского края от 07.11.2006 года №111-ЗС « О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и(или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и(или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство равен 2,5 гектарам.
В материалах дела имеется справка, выданная Администрацией Карповского сельсовета от 28.08.2023 года, в котором указано, что Пономарев А.В. зарегистрирован по адресу <адрес>, на похозяйственном учете в администрации Карповского сельсовета не состоит и не проживает. Сведений о ведении Пономаревым А.В. личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственных животных не имеется. Выпас сельскохозяйственных животных на территории Карповского сельсовета не осуществляется( л.д.20).
Выпиской из ЕГРН реестра индивидуальных предпринимателей от 10.01.2024 года установлено, что Пономарев А.В. животноводческой деятельностью не занимается.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что не имея личного подсобного хозяйства, не являясь главой крестьянского(фермерского) хозяйства Пономарев А.В. не вправе был претендовать на испрашиваемый земельный участок площадью <данные изъяты>м., ввиду максимально установленного законом размера для ведения личного подсобного хозяйства-2,5га.
Из совокупности указанных положений следует, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и(или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории Алтайского края устанавливается в размере 2,5га.
Данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объемах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, будучи связанным конституционными принципами справедливости и равенства прав граждан, обладает достаточно широкой дискрецией при определении конкретных механизмов предоставления гражданам земли, в том числе при установлении условий и оснований, при которых земельные участки должны предоставляться исключительно на торгах. Предоставление земельного участка( прав аренды) на конкурсной основе обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. Соответствующие полномочия в данной сфере регулирования в силу ст.72( п. «в», «к» ч.1) и 76( ч.2) Конституции Российской Федерации предоставлены субъектом Российской Федерации( определения от 24.09.2012 года №1584-О, от 17.02.2015 года №366-О и от 19.07.2016 года №1549-О).
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства регулируются ФЗ от 07.07.2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в соответствии с которым личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства( ч.1,2 ст.2).
Согласно ч.1 ст.4 указанного ФЗ для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Принимая во внимание, что установление максимального размера общей площади земельных участков, предоставленных гражданами для ведения личного подсобного хозяйство направлено на обеспечение гарантий справедливого распределения участков между гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, оценивая представленные доводы и доказательства, суд приходит к выводу о том, что договор аренды земельного участка № от 25.05.2023 года заключен в нарушении требований действующего законодательства, поскольку предоставленный Пономареву А.В. земельный участок имеет площадь <данные изъяты>.м., то есть превышает установленную Законом Алтайского края от 07.11.2006 года №111-ЗС « О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и(или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» максимальный размер. Пономарев А.В. не являясь главой крестьянского( фермерского) хозяйства не вправе претендовать на испрашиваемый земельный участок площадью <данные изъяты>.м., ввиду максимально установленного законом размера 2,5га.
Исходя из системного толкования, действующее законодательство не предусматривает возможность предоставления без торгов земельных участков гражданам для выпаса сельскохозяйственных животных.
Согласно п.1 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с п.2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Статьей 167 ГК РФ предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу п.1 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В под.19 п.2 данной статьи указано, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Рассматривая исковые требования прокурора, установлено, что при заключении договора аренды нарушены требования земельного законодательства о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов ответчику Пономареву А.В. для выпаса сельскохозяйственных животных, превышающей 2,5га, в связи с чем договор аренды № от 25.05.2023 года является ничтожным как сделка, нарушающая требования закона и при этом посягающая на публичные интересы.
Кроме того, заявление Пономарева А.В. поступило в Администрацию Солонешенского района 22.05.2023 года, а входящим зарегистрировано 19.05.2023 года. В договоре аренды земельного участка указана дата поступившего заявления-19.05.2023 года.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В заявлении от 23.08.2023 года, поданном Идрисовым А.М. в прокуратуру района заявитель указывает, что он в силу возраста (<данные изъяты>), состояния здоровья, отсутствия юридических познаний и денежных средств на найм представителя самостоятельно обратиться в суд с исковым заявлением о признании недействительным названного договора аренды земельного участка не может.
В данном случае прокурор, реализуя полномочия, предоставленные ему ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском как в интересах Идрисова А.М., который в силу возраста самостоятельно не может обратиться в суд.
Кроме того, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности имеет публичный характер и в случае нарушения действующего законодательства при предоставлении таких земельных участков прокурор в соответствии с приведенной нормой процессуального права вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, а так же публичных образований, органы которых осуществляют распоряжение названными земельными участками.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить уточненные исковые требования прокурора в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Солонешенского района в интересах Идрисова Ахмадулы Магомедовича к Муниципальному образованию « Солонешенский район Алтайского края» в лице Администрации Солонешенского района, Пономареву Александру Викторовичу о признании недействительным договор аренды земельного участка, применения последствия недействительности ничтожной сделки удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка № от 25.05.2023 года, заключенный между Администрацией Солонешенского района Алтайского края и Пономаревым Александром Викторовичем.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки. Обязать Пономарева Александра Викторовича вернуть Администрации муниципального образования « Солонешенский район Алтайского края» полученный по договору аренды от 25.05.2023 года земельный участок с кадастровым № площадью <данные изъяты>.м.
Взыскать с Пономарева Александра Викторовича в доход бюджета Солонешенского района Алтайского края государственную пошлину в размере 300рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Солонешенский районный суд Алтайского края.
Мотивированное решение изготовлено 11.03.2024 года.
Судья Л.В.Стрельченя