Дело № 2-401/2022
УИД 45RS0011-01-2022-000694-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Макушино Курганская область 14 сентября 2022г
Судья Макушинского районного суда Курганской области Агатаева О.А.,
при секретаре Кривошеевой Е.А.,
с участием помощника прокурора Абкадырова А.А.,
представителя ответчика Ивановой Н.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макушинского района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Макушинского муниципального округа о признании бездействия незаконным выразившееся в уклонении от осуществления ремонта покрытия проезжей части в г. Макушино, о возложении обязанности устранить дефекты дорожного покрытия на проезжей части в г. Макушино,
установил:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Макушинского муниципального округа.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Макушинского района Курганской области совместно с ОГИБДД МВО МВД РФ «Макушинский» проведена проверка содержания автомобильных дорог г. Макушино, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения.
В нарушение требований закона, на покрытии проезжей части по улице Ленина, около домов №79, 67,65,54 имеются выбоины, размерами 100 см х 150 см х 8 см, 130 см х 100 см х 8 см, 40 см х 60 см х 7 см, 130 см х 70 см х 11 см, 60 см х 65 см х 7 см, 160 см х 90 см, 120 см х 130 см х 15 см, просадка размерами 20см х 44см х 25см.
По улице К. Галашовой около дома №43 просадка размерами 240см х 40 см х 10 см, около дома №38 просадка размерами 260 см х 280 см х 10 см, около дома №46 выбоины размером 150 см х 160 см х 15 см, около дома №52 просадка размером 190 см х 50 см х 11 см.
По улице М.Горького, около домов №№ 11, 5А выявлены выбоины размером 150 см х 60 см х 8 см, 100 см х 90 см х 7см, 100 см х 100 см х 8 см.
По улице К.Маркса около домов №57, 48В, 50,65 обнаружены выбоины размером 200 см х 40 см х 8см, 190 см х 100 см х 8 см, 80 см х 40 см х 11 см.
Обнаруженные дефекты, превышают предельные размеры Государственного стандарта Р 50597-2017. Данные дефекты затрудняют движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Нарушения зафиксированные в протоколах осмотра автомобильной дороги от 22.06.2022 (2) и 23.06.2022 (2).
Вышеуказанные нарушения требований безопасности дорожного движения ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, использующих указанные дорожные участки, могут повлечь причинение ущерба их имуществу, чем нарушают права указанных лиц на безопасность жизни и здоровья, а также препятствуют обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспортных средств на данных участках дорог.
В связи с чем, просит суд признать бездействие Макушинского муниципального округа, выразившееся в ненадлежащем содержании проезжей части в г. Макушино и возложение обязанности устранить дефекты дорожного покрытия на проезжей части по улице Ленина, около домов №79, 67, 65, 61, 45; по улице К.Галашовой около домов №43, 38, 46, 52; по улице М.Горького около домов №11, 5А; по улице К.Маркса около домов 57, 48В, 50, 65.
В судебном заседании помощник прокурора Макушинского района Курганской области Абкадыров А.А. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика МУ - Администрация Макушинского муниципального округа Иванова Н.А. в судебном заседании исковые требования признала. В отзыве на исковое заявление указала, что Администрацией Макушинского муниципального округа в 2022г. заключен ряд договоров по содержанию и ремонту автомобильных дорог в Макушинском муниципальном округе. 27.05.2022 заключен договор подряда №1 с АО «Варгашинское ДРСП», предметом которого является выполнение работ по устранению деформаций и повреждений покрытия (заделка выбоин) автомобильных дорог в г. Макушино, общей площадью 205,276 кв.м. 06.06.2022 заключен договор подряда №2 по выполнению работа по устранению деформаций и повреждений покрытия (заделка выбоин ) с. Сетовное и с. Золотое Макушинского района Курганской области. Работы по данному договору выполнены. 12.07.2022 по средствам процедуры электронного аукциона заключен муниципальный контракт с АО «Варгашинское ДРСП», предметов контракта является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог Макушинского муниципального округа Курганской области. Срок выполнения работ : с даты заключения муниципального контракта и по 31 октября 2022г. В настоящее время работы выполняются. Основная задача ремонта состоит в устранении дефектов ив восстановление параметров автомобильной дороги по ул. Д.Бедного от д.63 до д. 2А в г. Макушино, по ул. М.Горького от ул. Ленина д. 54 до ул. Д.Бедного д. 35 в г. Макушино, по ул. к.Маркса от ул. Д.Бедного д. 16А до ул. К.Площадь д.14 в г. Макушино, в переулке от ул. Д.Бедного д. 65 до ул. Ленина д 70 в г.Макушино, в переулке от ул. Ленина от д. 70 до д. 40 в г. Макушино, ул. ул. Ленина д. 40 до Д.Бедного д. 11 в г. Макушино, по ул.Лесная от д.1 до д.10 г. Макушино, на территории ЦРБ ул. Д.Бедного д. 62 в г. Макушино (ЦРБ), на территории ЦРБ ул. Кр.Площдь, д.14 в г. Макушино (ЦРБ). По окончанию выполнения работ, предусмотренных муниципальным контрактом, Администрацией Макушинского муниципального округа запланировано проведение ямочного ремонта по участкам дорожной сети, которые не вошли в работы по муниципальному контракту. Работы будут проводиться за счет собственных средств, собственными силами с привлечением подрядчиков по прямому договору в срок до 31.12.2022.
Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД РФ «Макушинский» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений относительно иска суду не представил.
Суд рассмотрел дело при данной явке в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (ст. 45 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа (пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на органы местного самоуправления.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 5059717 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Согласно п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог указана в разделе IV Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», п. 8 СП 34.13330.2012. «Свод правил. Автомобильные дороги», утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 266.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 23.06.2022 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Макушинский» составлены протоколы осмотра автомобильной дороги в г.Макушино, где отражены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно: по ул. Ленина, около домов №79, 67,65,54 имеются выбоины, размерами 100см х 150см х 8см, 130см х 100см х 8 см, 40см х 60см х 7см, 130см х 70см х 11см, 60см х 65см х 7 см, 160см х 90см, 120см х 130см х 15см, просадка размерами 20смх 44см х 25см (л.д. 16). По ул. К. Галашовой около дома №43 просадка размерами 240см х 40см х 10см, около дома №38 просадка размерами 260см х 280см х 10см, около дома №46 выбоины размером 150см х 160см х 15см, около дома №52 просадка размером 190см х 50см х 11см (л.д. 18). По ул. М.Горького, около домов №№ 11, 5А выявлены выбоины размером 150см х 60см х 8 см, 100см х 90см х 7см, 100см х 100см х 8 см (л.д. 17). По ул. К.Маркса около домов №57, 48В, 50,65 обнаружены выбоины размером 200см х 40 см х 8см, 190см х 100см х 8 см, 80см х 40см х 11 см (л.д. 15Что является нарушением п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Согласно пп. 6 п.1 ст. 6 Устава Макушинского муниципального округа Курганской области к вопросам местного значения Макушинского муниципального округа относится в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Макушинского муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Макушинского муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрация Макушинского муниципального округа осуществляя дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, в данном случае допустила бездействие при эксплуатации автомобильных дорог.
Таким образом, исковые требования к Администрации Макушинского муниципального округа заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст.206 ГК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема работ, финансовых затрат, необходимых для исполнения решения суда, суд считает возможным установить срок исполнения решения до 31 декабря 2022г
Госпошлина в местный бюджет взысканию с ответчика не подлежит в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Макушинского района Курганской области, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Макушинского муниципального округа, выразившееся в уклонении от осуществления ремонта покрытия проезжей части в г. Макушино, незаконным.
Обязать Администрацию Макушинского муниципального округа ((ОГРН 1204500004642, ИНН 45113008958) устранить дефекты дорожного покрытия на проезжей части по улице Ленина, около домов №79, 67, 65, 61, 45; по улице К.Галашовой около домов №43, 38, 46, 52; по улице М.Горького около домов №11, 5А; по улице К.Маркса около домов 57, 48В, 50, 65, в срок до 31 декабря 2022г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Макушинский районный суд Курганской области.
Судья: Агатаева О.А.