Дело № 2-282/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2024 года п.г.т. Октябрьское
Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Феденкова М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масина М.Ю.,
с участием прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Октябрьское ХМАО-Югры о возложении обязанностей осуществить обустройство остановочных пунктов,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Октябрьский районный суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.<адрес> ХМАО-Югры о возложении обязанностей осуществить обустройство остановочных пунктов в городском поселении автопавильоном, скамьей, урной, заездным карманом, посадочной площадкой, остановочной площадкой по следующим адресам: <адрес> (в районе магазина «Сияние севера»), <адрес> (напротив отделения ПАО «Сбербанк»), <адрес> (в районе БУ «<адрес> комплексный центр социального обслуживания населения»), <адрес> (в районе аптечного пункта), <адрес> (в районе магазина «Магнит»), <адрес> (в районе администрации <адрес> (в районе БУ ХМАО-Югры «<адрес> больница»).
<адрес> ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представители ответчика – администрации городского поселения Октябрьское ХМАО-Югры и третьего лица – ОГИБДД ОМВД России по <адрес> в судебное заседание не явились при надлежащем извещении, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявили.
Изучив материалы дела, суд полагает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что прокуратурой района проведен мониторинг исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения администрацией г.<адрес>.
В ходе комплексного обследования автомобильной дороги в г.<адрес> установлено, что в нарушение п. 5.3 ФИО4 52766-2007:
по <адрес> отсутствуют заездной карман, посадочная площадка, остановочная площадка;
по <адрес> (в районе магазина «Сияние севера») отсутствуют автопавильон, скамья, урна, заездной карман, посадочная площадка, остановочная площадка;
по <адрес> (напротив отделения ПАО «Сбербанк») отсутствуют автопавильон, скамья, урна, заездной карман, посадочная площадка, остановочная площадка;
по <адрес> (в районе БУ «<адрес> комплексный центр социального обслуживания населения») отсутствуют автопавильон, скамья, урна, заездной карман, посадочная площадка, остановочная площадка;
по <адрес> (в районе аптечного пункта) отсутствуют заездной карман, посадочная площадка, остановочная площадка;
по <адрес> (в районе магазина «Магнит») отсутствуют заездной карман, посадочная площадка, остановочная площадка;
по <адрес> (в районе администрации <адрес>) отсутствуют автопавильон, скамья, урна, заездной карман, посадочная площадка, остановочная площадка;
по <адрес> (в районе БУ ХМАО - Югры «<адрес> больница») отсутствуют автопавильон, скамья, урна, заездной карман, посадочная площадка, остановочная площадка.
При этом остановочные пункты используется в том числе несовершеннолетними детьми в целях передвижения на общественном транспорте к месту обучения и обратно.
Отсутствие остановочных павильонов для посадки и высадки граждан, в том числе несовершеннолетних детей, существенно влияет на безопасность дорожного движения, создает аварийную ситуацию и может привести к негативным последствиям в виде причинения вреда жизни и здоровью. Ожидание детьми школьного автобуса на улице в неблагоприятных погодных условиях может оказать негативное воздействие на их здоровье.
В соответствии п. 5 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 4 Устава г.<адрес>, принятого решением Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ), определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами Федерального закона № 196-ФЗ являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст утвержден ФИО4 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее по тексту - ФИО4 52766-2007).
В силу п. 5.3.3.1 ФИО4 52766-2007 остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман» на дорогах; боковая разделительная полоса; тротуары и/или пешеходные дорожки; автопавильон или навес по 5.ДД.ММ.ГГГГ; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
В соответствии с п. 5.3.1 ФИО4 52766-2007 остановочные пункты маршрутных транспортных средств на дорогах и улицах должны размещаться в местах промежуточных остановок на маршруте следования в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ГОСТ 33062.
В силу п. 5.3.2.1 ФИО4 52766-2007, остановочный пункт должен содержать, в том числе, автопавильон или навес.
Исходя из положений п. 5.ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 52766-2007 посадочные площадки на всех остановочных пунктах в районах с холодным климатом должны быть оборудованы павильонами для пассажиров, а в районах с умеренным или жарким климатом - навесами.
Пунктом 11.6 СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ.-85*» установлено, что остановочные и посадочные площадки, павильоны для пассажиров следует предусматривать в местах автобусных остановок.
Согласно с п. 10.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ.-89*», остановка транспорта должна быть оборудована навесом, огражденным с трех сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м. со стороны дороги.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет государственную политику в интересах детей как приоритетную, основанную на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ от 29.12.2017 «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая изложенное, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования.
Суд разъясняет, что согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения.
В связи с этим ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ч. 3 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрация городского поселения Октябрьское ХМАО-Югры о возложении обязанностей осуществить обустройство остановочных пунктов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г.<адрес>, выражающееся в непринятии мер, направленных обеспечение соответствия остановочных пунктов требованиям п. 5.3.3.1 ФИО4 52766-2007.
Возложить на администрацию г.<адрес> обязанность осуществить в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу обустройство остановочного пункта, расположенного по <адрес>, заездным карманом, посадочной площадкой, остановочной площадкой.
Возложить на администрацию г.п. Октябрьское обязанность осуществить в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу обустройство остановочного пункта, расположенного по <адрес> (в районе магазина «Сияние севера»), автопавильоном, скамьей, урной, заездным карманом, посадочной площадкой, остановочной площадкой.
Возложить на администрацию г.<адрес> обязанность осуществить в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу обустройство остановочного пункта, расположенного по <адрес> напротив отделения ПАО «Сбербанк»), автопавильоном, скамьей, урной, заездным карманом, посадочной площадкой, остановочной площадкой.
Возложить на администрацию г.п. Октябрьское обязанность осуществить в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу обустройство остановочного пункта, расположенного по <адрес> (в районе БУ «<адрес> комплексный центр социального обслуживания населения»), автопавильоном, скамьей, урной, заездным карманом, посадочной площадкой, остановочной площадкой.
Возложить на администрацию г.п. Октябрьское обязанность осуществить в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу обустройство остановочного пункта, расположенного по <адрес> (в районе аптечного пункта), заездным карманом, посадочной площадкой, остановочной площадкой.
Возложить на администрацию г.<адрес> обязанность осуществить в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу обустройство остановочного пункта, расположенного по <адрес> (в районе магазина «Магнит»), заездным карманом, посадочной площадкой, остановочной площадкой.
Возложить на администрацию г.<адрес> обязанность осуществить в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу обустройство остановочного пункта, расположенного по <адрес> (в районе администрации <адрес>), автопавильоном, скамьей, урной, заездным карманом, посадочной площадкой, остановочной площадкой.
Возложить на администрацию г.<адрес> обязанность осуществить в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу обустройство остановочного пункта, расположенного по <адрес> БУ ХМАО-Югры «<адрес> больница») автопавильоном, скамьей, урной, заездным карманом, посадочной площадкой, остановочной площадкой.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 июня 2024 года.
Председательствующий судья подпись.
Копия верна.
Судья М.С. Феденков