Именем Российской Федерации
пгт. Сернур 02 апреля 2019 года
Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Игнатьевой Э.Э., с участием представителя истца муниципального образования «Марисолинское сельское поселение» в лице Марисолинской сельской администрации Максимова М.С., представителей третьего лица АО «Транснефть-Верхняя Волга» в лице филиала «Марийское районное нефтепроводное управление» Евграшиной Т.В., Кузнецова А.В., при секретаре Малковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования «Марисолинское сельское поселение» в лице Марисолинской сельской администрации муниципального образования «Марисолинское сельское поселение» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
МО «Марисолинское сельское поселение» в лице Марисолинской сельской администрации МО «Марисолинское сельское поселение» обратилось в суд с иском к Управлению Росреестра по Республике Марий Эл о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, указывая, что МО «Марисолинское сельское поселение» является участником общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общ. пл. <данные изъяты> кв. м., местоположение: <адрес> Из указанного земельного участка был образован земельный участок с кадастровым номером №, общ. пл. <данные изъяты> кв. м., местоположение: <адрес>, право собственности на земельный участок никем не зарегистрировано. Земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ года, и может быть снят с государственного кадастрового учета в случае его преобразования или по решению суда. Полагают, что земельный участок с кадастровым номером № является «временным» и не может быть преобразован способами, предусмотренными действующим законодательством (п. 7 ст. 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Наличие на кадастровом учете спорного земельного участка нарушает право истца как собственника земельных долей в отношении земельного участка с кадастровым номером № на выбор местоположения земельного участка, образуемого в счет принадлежащих истцу земельных долей. При этом снятие с государственного кадастрового учета спорного земельного участка не повлечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированных прав на объект недвижимости, и не причинит никому вреда. Отсутствие в действующем законодательстве норм, регулирующих порядок снятия земельных участков, не является препятствием в защите прав собственности истца. Просят обязать Управление Росреестра по Республике Марий Эл снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика Управления Росреестра по Республике Марий Эл указывает, что земельный участок с кадастровым номером № имеет статус «ранее учтенный», поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированные права отсутствуют. На данном земельном участке расположен объект недвижимости – сооружение, Магистральный нефтепровод <адрес> с кадастровым № №, принадлежащий на праве собственности АО «Транснефть-Верхняя Волга». Спорный земельный участок может быть снят с государственного кадастрового учета в случае его преобразования или по решению суда. Просят отказать МО «Марисолинское сельское поселение» в лице Марисолинской сельской администрации в удовлетворении иска в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца муниципального образования «Марисолинское сельское поселение» в лице Марисолинской сельской администрации Максимов М.С. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика Управления Росреестра по Республике Марий Эл, третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без их участия.
Представители третьего лица АО «Транснефть-Верхняя Волга» в лице Марийского районного нефтепроводного управления Евграшина Т.В., Кузнецов А.В. не заявили возражений относительно требований о снятии спорного земельного участка, поддержали доводы, изложенные в отзыве на иск.
Согласно отзыва на иск АО «Транснефть-Верхняя Волга» указывает, что АО «Транснефть-Верхняя Волга» на праве собственности принадлежит объект недвижимости – сооружение Магистральный нефтепровод <адрес>, с кадастровым № Данное подземное сооружение частично пересекает земельный участок с кадастровым № № в районе населенного пункта <адрес>. На данном участке трубопровода имеется вдольтрассовая линия электропередачи и наземные указатели, принадлежащие АО «Транснефть- Верхняя Волга». Вдольтрассовая линия электропередачи и наземные указатели выделены в единые землепользования с кадастровыми номерами №, №, № (категория – земли промышленности). Снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым № № не влечет за собой каких-либо изменений в характеристиках существующих земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, а также подземного сооружения с кадастровым номером №. Также в соответствии с действующим законодательством образование, изменение, снятие с кадастрового учета земельного участка не влечет за собой изменений в правовом режиме существующей охранной зоны магистрального трубопровода «<данные изъяты>. В связи с этим АО «Транснефть-Верхняя Волга» не возражает против снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым № №
Выслушав объяснения представителя истца, представителей третьих лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно положениям статей 11, 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, также возможно применение иных способов, предусмотренных в законе.
Согласно представленной выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ года № №, МО «Марисолинское сельское поселение» является участником общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № пл. <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ года № № следует, что права на земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование), пл. <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, не зарегистрированы, объект недвижимости имеет статус «актуальные, ранее учтенные», датой присвоения кадастрового номера является ДД.ММ.ГГГГ года.
Следовательно, наличие у земельного участка кадастрового номера (дата присвоения ДД.ММ.ГГГГ года) является доказательством существования земельного участка как объекта недвижимого имущества, сведения о котором внесены в Единый государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года, далее - Закон № 221-ФЗ) орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона № 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Частью 6 статьи 27 Закона № 221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 того же Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в Государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Согласно ч.4 ст. 24 Закона № 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
С 01 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Частью 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В силу пункта 33 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Закон № 218-ФЗ аналогично Закону № 221-ФЗ указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 3 ст. 70 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 69 Закона № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Аналогичное положение содержалось в части 1 статьи 45Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года).
В соответствии с частью 7 ст. 72 Закона № 218-ФЗ образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что в ЕГРН имеются сведения о спорном земельном участке с кадастровым номером № как о «ранее учтенном», земельный участок не имеет статуса «временный», то есть сведения, содержащиеся в ЕГРН об указанном земельном участке являются актуальными, основания для внесения в ЕГРН сведений о прекращении существования данного земельного участка отсутствуют.
В обоснование иска истец указывает, что спорный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером № в отношении которого истец является участником общей долевой собственности, оба земельных участка находятся в пределах одного кадастрового квартала, подача иска имеет своей правовой целью выделение принадлежащих муниципальному образованию земельных долей в целях дальнейшего его рационального использования. Осуществление государственного кадастрового учета не допускается в случае, если границы земельного участка пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН.
Наличием земельного участка № на кадастровом учете нарушается право истца как собственника земельных долей на выделение земельного участка, образуемого в счет принадлежащих муниципальному образованию земельных долей, на выбор местоположения границ выделяемого земельного участка. Указанное обстоятельство ответчиком не было оспорено.
Установлено, что истец обращался в орган кадастрового учета с вопросом о снятии земельного участка с кадастровым номером № с учета, однако в представленном ответе заявителю было отказано.
Таким образом, наличие в государственном кадастре сведений о спорном участке, права на который в установленном порядке не зарегистрированы, создает правовую неопределенность, затрагивает права собственников участка с кадастровым номером № и создает препятствия истцу в реализации права на выдел доли.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 указанного Федерального закона).
Системный анализ положений вышеуказанных законов позволяет сделать вывод о том, что отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенный», не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 Земельного кодекса РФ.
При этом отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить участникам гражданского оборота препятствием осуществления права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона № 221-ФЗ, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Данная позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 года по делу № 305-КГ17-14600.
Учитывая, что в отношении спорного земельного участка отсутствует спор о праве, права на земельный участок не зарегистрированы за кем-либо, земельный участок имеет статус «ранее учтенный», отсутствие установленного законом порядка снятия с государственного кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о праве не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, нахождение этого объекта в государственном кадастре противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы истца, при этом орган кадастрового учета не имеет правовых оснований для самостоятельного исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном участке, а истец не имеет иных способов защиты, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Поскольку спорный земельный участок может быть снят с кадастрового учета только по решению суда, и из материалов дела не следует, что Управление Росреестра по Республике Марий Эл осуществило незаконные действия (бездействие), настоящий судебный акт не является судебным актом, принятым не в пользу ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования муниципального образования «Марисолинское сельское поселение» в лице Марисолинской сельской администрации муниципального образования «Марисолинское сельское поселение» удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, пл. <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд Республики Марий Эл в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Э.Э. Игнатьева
Мотивированное решение изготовлено 03 апреля 2019 года