Судья: Демихова Л.В. адм. дело № 33а-5074/2023
УИД 63RS0025-01-2022-003348-55
№ 2а-128/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18.05.2023 г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.
судей Мыльниковой Н.В., Ромадановой И.А.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Лисина С.В. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 11.01.2023 по административному делу № 2а-128/2023 по административному исковому заявлению Лисина С.В., Лисиной И.Н. к администрации городского округа Сызрань Самарской области об оспаривании постановления администрации г.о. Сызрань,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., пояснения административных истцов Лисина С.В., Лисиной И.Н., представителя административного истца Харизиной Л.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Пигалкиной В.Я., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Административные истцы Лисин С.В., Лисина И.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Сызрань Самарской области об оспаривании постановления администрации г.о. Сызрань от 26.07.2022 № №.
В обосновании заявленных требований указали, что Лисин С.В. являясь <данные изъяты>, а также пенсионером с ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Постановлением администрации г.о. Сызрань от 19.10.2006 № № Лисин С.В. включен в общий список за № №, в список инвалидов и участников ВОВ за № №, с составом семьи 3 человека, с момента постоянного проживания в г. Сызрани с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации г.о. Сызрань от 29.01.2007 № № Лисину С.В. как участнику <данные изъяты> предоставлена по договору найма специализированного жилого помещения квартира, по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.1 на состав семьи два человека (Лисин С.В. и Лисина И.Н.), в которой зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ.
23.05.2022 Лисин С.В. обратился в администрацию г.о. Сызрань с заявлением о получении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в 2022 году, в соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № №. В рамках межведомственного взаимодействия Комитетом КЖКХ администрацией г.о. Сызрань были направлены запросы в Росреестр о наличии/отсутствии у Лисина С.В. жилых помещений. Согласно представленным сведениям за Лисиным С.В. на праве собственности зарегистрирован жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес> (право собственности возникло ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Сызранского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением администрации г.о. Сызрань от 08.06.2022 № №, на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации Лисин С.В. и Лисина И.Н. исключены из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма № №, из списка ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, вставших на учет при администрации г.о. Сызрань до 01.01.2005 № 21, в связи с наличием в собственности жилого помещения.
Постановлением администрации г.о. Сызрань от 26.07.2022 № № Лисину С.В. отказано в восстановлении по списку граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по списку ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, вставших на учет при администрации г.о. Сызрань до 01.01.2005.
По мнению административных истцов, указанным постановлением администрации г.о. Сызрань об отказе в восстановление в списке граждан, нарушены их права и законные интересы, создано препятствие на получение жилого помещения. При этом считают, что при определении уровня обеспеченности должна учитываться норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которая составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения, административные истцы Лисин С.В., Лисина И.Н. просили суд признать пункт 4 постановления администрации г.о. Сызрань от 26.07.2022 № № незаконным; восстановить Лисина С.В. и Лисину И.Н. в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в списке ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, вставших на учет при администрации г.о. Сызрань до 01.01.2005.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 11.01.2023 административные исковые требования Лисина С.В., Лисиной И.Н. к администрации городского округа Сызрань Самарской области о признании незаконным постановления администрации оставлены без удовлетворения (л.д. 128-138).
В апелляционной жалобе Лисин С.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (л.д. 141-146).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административные истцы Лисин С.В., Лисина И.Н., представитель административного истца Харизина Л.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Представитель административного ответчика Пигалкина Л.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное. Доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными. Указала, что основанием для отказа в восстановлении административного истца по списку граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по списку ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, вставших на учет при администрации г.о. Сызрань до 01.01.2005 ввиду утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии со статьей 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Лисин С.В. является <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным бессрочно и действительным на всей территории Российской Федерации, а также пенсионером за выслугу лет, что подтверждается удостоверением серии № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (л.д. 11-15).
Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации г.о. Сызрань с 06.09.1996 административный истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 19.10.2006 № № Лисин С.В. включен в общий список за № №, в список инвалидов и участников ВОВ за № № с составом семьи 3 человека, с момента постоянного проживания в г. Сызрани, с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации г.о. Сызрань от 29.01.2007 № № Лисину С.В. как участнику <данные изъяты> предоставлена по договору найма специализированного жилого помещения квартира, по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.1 на состав семьи два человека (Лисин С.В. и Лисина И.Н.), в которой зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46, 47).
02.02.2010 Лисин С.В. направил в администрацию г.о. Сызрань личное заявление об исключении из списков очередности граждан уволенных в запас (л.д. 49 оборот).
Постановлением администрации г.о. Сызрань от 11.03.2010 № № Лисин С.В исключен из списков очередности по списку граждан уволенных в запас № №, на основании пункта 1 части 1 статьи 56 ЖК РФ (л.д.49).
23.05.2022 Лисин С.В. обратился в администрацию г.о. Сызрань с заявлением о получении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в 2022 году, в соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № № (л.д. 38).
Также судом установлено, что решением Сызранского городского суда Самарской области 25.01.2021 по гражданскому делу № №, вступившим в законную силу прекращено право собственности Лисина С.В. на <данные изъяты> доли, Аракеляна Б.С. на <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> с КН №.
За Лисиным С.В. признано право собственности на жилой дом <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 118-124).
Согласно Распоряжению Комитета по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрань № № от 19.08.2021 «О присвоении и аннулирования адресов на территории г.о. Сызрань Самарской области» земельному и жилому дому присвоен адрес: <адрес> (л.д. 76).
Право собственности Лисиным С.В. на указанное жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.39-40).
Постановлением администрации г.о. Сызрань от 08.06.2022 № № Лисин С.В. и Лисина И.Н. исключены из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма № №, из списка ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, вставших на учет при администрации г.о. Сызрань до 01.01.2005 № №, на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.16).
Административный истец обратился в администрацию г.о. Сызрань с заявлением о восстановлении в списках граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по списку ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, вставших на учет при Администрации г.о. Сызрань до 01.01.2005.
Постановлением администрации г.о. Сызрань от 26.07.2022 № № Лисину С.В. отказано в восстановлении по списку граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по списку ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, вставших на учет при администрации г.о. Сызрань до 01.01.2005 (л.д. 24-25, 36).
Судом также установлено, что Лисин С.В. и Лисина И.Н. фактически проживают в доме по адресу: <адрес>.
Указанное выше жилое помещение в установленном законом порядке непригодным для проживания не признавалось.
Разрешая административные исковые требования, суд исходил из того, что с учетом площади указанного выше жилого помещения, принадлежащего Лисину С.В., в долевом отношении на каждого члена семьи Лисина С.В. и Лисиной И.Н. приходится по <данные изъяты> кв.м., что превышает, установленную решением Думы городского округа Сызрань Самарской области от 27.04.2011 № № учетную норму площади жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В связи с чем, суд пришел к выводу, что Лисин С.В. и Лисина И.Н. нуждающимися в жилых помещениях, как на момент принятия администрацией г.о. Сызрань оспариваемого решения 26.07.2022, так и в настоящее время не являются, ввиду чего оснований для удовлетворения административных исковых требований не усматривается.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.
Подпунктом "ж" пункта 1 вышеуказанного Постановления предусмотрено предоставление военнослужащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР, проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан, и их семьям таких льгот как предоставление военнослужащим, уволенным с действительной военной службы право на первоочередное обеспечение жилой площадью, а признанным инвалидами I группы вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в боевых действиях либо при исполнении иных обязанностей воинской службы, - на обеспечение жилой площадью вне очереди.
Абзацем 1 пункта 5 вышеуказанного Постановления установлено требование обеспечить предоставление установленных льгот военнослужащим, рабочим и служащим, указанным в настоящем Постановлении, и их семьям.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются такие меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (часть 3.2 статьи 23.2 указанного Закона).
Таким образом, согласно действующему законодательству основанием для обеспечения указанной категории граждан жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий. Довод административного истца о том, что данное условие не является обязательным для обеспечения Лисина С.В. жилым помещением, основан на неверном толковании норм права.
В апелляционной жалобе административный истец указывает, что он на основании свидетельства серии № имеет право на льготы, установленные подпунктом ж пункта 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 №№, в виде первоочередного обеспечения жилой площадью. Однако в нарушение данной нормы он не был включен в список участников Великой Отечественной войны.
Указанный довод не может служить основанием для отмены принятого по делу решения, поскольку предметом рассмотрения данного дела является законность принятого административным ответчиком решения от 26.07.2022 об отказе Лисину С.В. в восстановлении по списку граждан нуждающихся в жилых помещениях.
Также в апелляционной жалобе указано, что из содержания постановления администрации г.о. Сызрань Самарской области от 08.06.2022 № № следует, что Лисин С.В. снят с учета на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Между тем, администрацией г.о. Сызрань Самарской области не представлены доказательства наличия документов, представленных Лисиным С.В. в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также доказательства наличия неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Указанные доводы являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.
Так, из содержания постановления администрации г.о. Сызрань Самарской области от 08.06.2022 № №, следует, что административные истцы исключены из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма № №, из списка ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семьи погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, вставших на учет при администрации г.о. Сызрань до 01.01.2005, № №, на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 16).
Из содержания указанной нормы закона следует, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Вместе с тем, как указывалось ранее предметом рассмотрения данного дела является законность принятого административным ответчиком решения от 26.07.2022 об отказе Лисину С.В. в восстановлении по списку граждан нуждающихся в жилых помещениях, таким образом, суд апелляционной инстанции не вправе проверять законность решения администрации от 08.06.2022.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решением Думы городского округа Сызрань Самарской области от 27.04.2011 № 30 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городском округе Сызрань, определении уполномоченного органа по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городском округе Сызрань» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городском округе Сызрань, которая составляет 12 кв.м. на человека.
Таким образом, установлено, что учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте проживания заявителя составляет 12 кв.м на человека при этом основанием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях является занятие жилого помещения, размер которого менее учетной нормы.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Как следует из материалов дела, решением Сызранского городского суда Самарской области 25.01.2021 по гражданскому делу № №, вступившим в законную силу прекращено право собственности Лисина С.В. на <данные изъяты> доли, Аракеляна Б.С. на <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> с КН №.
За Лисиным С.В. признано право собственности на жилой дом <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 118-124).
Согласно Распоряжению Комитета по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрань № № от 19.08.2021 «О присвоении и аннулирования адресов на территории г.о. Сызрань Самарской области» земельному и жилому дому присвоен адрес: <адрес> (л.д. 76).
Право собственности на указанное жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. зарегистрировано Лисиным С.В. в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 39-40).
Также установлено, что Лисин С.В. и Лисина И.Н. фактически проживают в доме по адресу: <адрес>.
Указанное выше жилое помещение в установленном законом порядке непригодным для проживания не признавалось.
Таким образом, принимая во внимание утвержденную решением Думы городского округа Сызрань Самарской области от 27.04.2011 № № учетную норму площади жилого помещения на одного человека (12 кв.м), учитывая суммарную общую площадь принадлежащего Лисину С.В. жилого помещения, установив, что размер учетной нормы площади жилого помещения из которой определяется уровень обеспеченности граждан в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, превышает установленный размер учетной нормы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Лисин С.В. и Лисина И.Н. нуждающимися в жилых помещениях, как на момент принятия администрацией г.о. Сызрань оспариваемого решения от 26.07.2022, так и в настоящее время не являются.
То обстоятельство, что площадь жилого дома увеличилась в результате реконструкции старого жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м., в котором Лисину С.В. принадлежало <данные изъяты> доли, а также основание возникновения данного права (наследование и дарение) не является основанием для отмены судебного решения, поскольку на момент принятия оспариваемого решения администрации от 26.07.2022 Лисин С.В. и члены его семьи ввиду наличия права на жилое помещение перестали быть нуждающимися в жилых помещениях.
Довод о необходимости применения при расчете учетной нормы применять площадь 18 кв.м. на каждого члена семьи, установленной Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", основан на неверном толковании норм права.
Так определение нуждаемости лица в жилом помещении осуществляется в силу положений жилищного законодательства, тогда как Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" определяет при установлении у гражданина нуждаемости в жилом помещении размер меры государственной поддержки исходя из площади -18 кв.м.
Довод представителя административного истца указанный в заседании судебной коллегии об отсутствии оснований для снятия с учета Лисиной И.Н., поскольку она не имеет в собственности жилого помещения, не принимается судом во внимание.
Как следует из материалов дела и не оспаривается истцами, Лисина И.Н. самостоятельно с заявлением о постановке на учет как член семьи участника боевых действий в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", не обращалась. Была поставлена на учет как член семьи по заявлению Лисина С.В.
Согласно части 1 статьи 31 ЖК РФ о правах и обязанностях граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 2 июля 2009 года N 14 разъяснил, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения следует разрешать с учетом положений приведенной выше нормы, исходя из того, что для признания перечисленных в ней лиц членами семьи собственника жилого помещения достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (пункт "а").
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 июня 2022 года N 1655-О подчеркнул, что часть 1 статьи 31 ЖК РФ, не предполагающая произвольного отнесения граждан к членам семьи собственника жилого помещения, допускает возможность признания членами семьи собственника только совместно проживающих с ним граждан.
Действующее жилищное законодательство, закрепляя основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предусматривает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51 ЖК РФ).
По смыслу приведенных законоположений в их взаимосвязи, с учетом изложенных правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации при определении нуждаемости гражданина в жилом помещении принимается во внимание площадь жилого помещения, принадлежащего его члену семьи, при условии, если он проживает совместно с гражданином, нуждающимся в жилом помещении.
Как установлено городским судом Лисина Н.И. проживает совместно с Лисиным С.В. в жилом доме, принадлежащем последнему, площадь которого превышает учетную норму на каждого члена семьи, что свидетельствует об отсутствии нуждаемости Лисиной Н.И. в жилом помещении.
Кроме того, Лисина И.Н. с апелляционной жалобой на решение суда не обращалась.
Из изложенного следует, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства, в связи с чем, решение подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сызранского городского суда Самарской области от 11.01.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Лисина С.В., – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: