Дело № 2-7697/2023
УИД 11RS0001-01-2023-001344-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сыктывкар 06 сентября 2023 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Коданевой Я.В.
при секретаре Стеблиной Н.П.,
с участием представителя ответчика – Копытина ФИО1, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токарева ФИО2 к Военному комиссару РК полковнику Федину ФИО3 о признании действий незаконными, возложении обязанности выдать удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Токарев В.Ю. обратился в Сыктывкарский городской суд с иском к Военному комиссару РК полковнику Федину ФИО4 о признании действий незаконными, возложении обязанности выдать удостоверение.
В обоснование требований указал, что на основании краткосрочного контракта принимал участие в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>, однако по окончанию срока контракта в выдаче удостоверения ветерана боевых действий ему было отказано.
Определением суда от ** ** ** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен Северный флот.
Истец, его представитель, представитель третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки суду не известна, ходатайств не заявлено.
Ответчик в судебном заседании с иском не согласился.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 12, ст.35, ст.39, ст.56, ч. 1 ст. 68, ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности и диспозитивности гражданского процесса только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации). Лицо, обращающееся в суд, самостоятельно избирает способ защиты нарушенного права, определяет конкретное материально-правовое требование, наделено правом изменить его предмет (содержание требований) и основание (доказательства, содержащие в себе сведения о наличии определенного рода обстоятельств), уточнить ранее заявленные исковые требования. Вследствие этого суд согласно ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и в отношении того ответчика, который указан истцом, исходя из заявленных им предмета и основания иска.
В соответствии со ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ч.1 ст. 55 ГПК РФ).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 ГПК РФ).
В силу части 2 статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (часть 1 статьи 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон. Эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Исходя из указанных выше принципов состязательности и диспозитивности гражданского процесса суд не может быть более рачительным в защите прав сторон, чем сами эти стороны.
В силу п. 3 ст. 10 ГК РФ разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Установлено, что ** ** ** истцом заключен краткосрочный контракт №... сроком на два месяца для участия в ... в качестве <данные изъяты>.
Приказом командира войсковой части №... от ** ** ** истец зачислен в списки личного состава отряда «<данные изъяты>» и назначен на должность <данные изъяты>
Приказом № №... § №... от ** ** ** командира войсковой части №... истец признан приступившими к выполнению задач в специальной военной операции на основании боевого распоряжения №... от ** ** **.
Согласно Приказа № №... § №... от ** ** ** командира войсковой части №..., истец с ** ** ** прекратил выполнение специальных задач специальной военной операции, освобожден от занимаемой должности и исключен из отряда «<данные изъяты> в связи с отказом от участия в специальной военной операции (основание: журнал учета событий инв. №...).
Истец обратился в военный комиссариат ... для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
** ** ** со ссылкой на приказ Министра обороны РФ от 29.09.2017 №1215 документы истца направлены военным комиссаром РК начальнику Управления кадров Северного флота для рассмотрения комиссией вопроса выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Согласно выписки из протокола от ** ** **, утвержденной Председателем комиссии Северного флота по рассмотрению обращений граждан о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, документы Токарева В.Ю. со ссылками на Постановление Правительства РФ от 04.03.2023 № 342 возвращены в военный комиссариат Республики Коми ...
Приказом командующего Северным флотом от 28.03.2023 № 646 «О назначении комиссий по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий» назначен состав комиссии военного комиссариата Республики Коми по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
Документы в отношении истца получены Военным комиссаром РК ** ** **.
В последующем на основании протокола комиссии военного комиссариата РК по рассмотрению обращений о выдаче удостоверения ветерана боевых действий от ** ** ** №... Военным комиссаром РК в адрес военного комиссара ..., Сыктывдинского и ...ов направлены соответствующие удостоверения, в том числе в отношении Токарева В.Ю.
** ** ** Военным комиссаром ..., Сыктывдинского и ...ов истцу выдано удостоверение ветерана боевых действий.
Круг лиц, отнесенных к категории ветеранов боевых действий, определен статьей 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с подпунктом 2.2. пункта 1 статьи 3 Закона к ветеранам боевых действий в числе других относятся лица, поступившие в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с ** ** **, а также на территориях ... и ... с ** ** **.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2022 № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» Порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, указанным в подпункте 2.2. пункта 1 статьи 3 Закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763, выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Министерством обороны Российской Федерации выдача удостоверений осуществлялась (на дату обращения истца) в соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 № 595.
Согласно ст. 2,4 Порядка рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями военных округов, Северного флота, флотов, войсковой части 45807 и центральной комиссией Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
** ** ** вступил в законную силу приказ Министра обороны Российской Федерации от 09.03.2023 № 111«Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации», который отменил ранее действовавший приказ 2017 № 595.
Кроме того, согласно Положения о военных комиссариатах, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609 (в редакции, действующей на момент обращения) на военные комиссариаты возложена обязанность по рассмотрению обращений граждан о выдаче удостоверений ветерана боевых действий; организации выдачи удостоверений ветерана боевых действий, (под организацией понимается сбор пакета документов, которые указаны в приказе Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 № 595).
Таким образом, на дату обращения истца в обязанности военного комиссара Республики Коми выдача удостоверения ветерана боевых действий не входила.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2022 № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» 04.03.2023 вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 342 «О порядке выдачи удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, поступившим в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с ** ** **, а также на территориях ... и ... с ** ** **».
В соответствии с пунктом 3 данного Постановления - оформление и выдача удостоверения производится в военном комиссариате субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (месту жительства) заявителя. Основанием для оформления и выдачи удостоверения является решение комиссии о выдаче удостоверения заявителю.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 09.03.2023 № 111 утвержден «Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации», согласно которому обязанность по выдаче либо отказе в выдаче возложено на комиссию военного комиссариата субъекта Российской Федерации. Начало действия документа ** ** **.
Таким образом, в настоящем устранены, ранее существовавшие, правовые препятствия по рассмотрению заявлений и оформлению удостоверений ветерана боевых действий лицам, предусмотренных подпунктом 2.2. пункта 1 статьи 3 Закона.
С учетом изложенных обстоятельств, приведенных норм закона, суд приходит к выводу, что Военный комиссар Республики Коми на момент поступления в военный комиссариат документов истца, действовал в правовом поле и не обладал полномочиями на выдачу удостоверения ветерана боевых действий, как не обладает ими в настоящее время. Право выдачи удостоверения ветерана боевых действий предоставлено только соответствующим комиссиям, сформированных установленным порядком.
Таким образом, требования Токарева В.Ю. к Военному комиссару РК полковнику Федину Д.В. о признании действий незаконными, возложении обязанности выдать удостоверение удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Токареву ФИО5 в удовлетворении требований к Военному комиссару РК полковнику Федину ФИО6 о признании действий незаконными, возложении обязанности выдать удостоверение – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья- Коданева Я.В.