К делу №12-471/23
Р Е Ш Е Н И Е
3 ноября 2023 г. г. Майкоп
Судья Майкопского городского суда Республики Адыгея Зубков Г.А.,
с участием Бгуашева К.Д.,
представителя Управления Федерального казначейства по РА Вербитской Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ» Бгуашева Кима Довлетбиевича на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея Делок А.З. от 21.09.2023г. по делу об административном правонарушении по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея Делок А.З. от 21.09.2023г. директор МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ» Бгуашев К.Д. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде уплаты административного штрафа в размере 20 000 руб.
Посчитав указанное постановление незаконным, Бгуашев К.Д. обратился в суд с соответствующей жалобой, в обоснование которой указал на то, что исходя из характера совершенного им правонарушения, а также в связи с обращением в Арбитражный суд с исками к ООО «Каскад» и ООО «Палладиум» на возмещение ущерба и возвращение денежных средств в бюджет, а также ввиду того, что административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений, не причинило вреда интересам общества и государства, возможном применить статью 2.9 КоАП РФ и прекратить дело за малозначительностью совершенного правонарушения.
Просил отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы жалобы и просил ее удовлетворить.
Представитель уполномоченного органа против удовлетворения жалобы возражала.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы административного дела, суд считает, что в удовлетворении жалобы Бгуашева К.Д. надлежит отказать по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Управлением Федерального казначейства по Республике Адыгея (Адыгея), в соответствии с приказом от 10.01.2023 № 76-01-05/5 «О назначении плановой выездной проверки в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Шовгеновская детско-юношеская спортивная школа» в период с 12.01.2023 по 21.02.2023 в отношении МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ» была проведена выездная проверка по теме: «Проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:
- в нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 94, частей 1, 2 статьи 34, подпункта «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ» осуществлена приемка и оплата выполненных работ, не предусмотренных аукционной документацией и приложениями к контракту от 14.02.2020 № 2-А/20 на общую сумму 10 881 023,11 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 7 739 652,50 рублей, без увеличения цены контракта и без внесения изменений в техническую документацию;
- в нарушение пункта 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 309, пункта 1 статьи 720, пункта 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ» в 2021 году принят к оплате первичный учетный документ - акт о приемке выполненных работ (ф. КС-2) от 30.09.2021 № 1 по договору от 10.09.2021 № 9, заключенному с ООО «Каскад» на выполнение работ по разборке и укладке тротуарной плитки, по объекту «Строительство спортивного комплекса по адресу: Республика Адыгея, Шовгеновский район, аул Хакуринохабль, улица Шовгенова, 12а», содержащий завышенный объем работ по разборке покрытий и оснований: щебеночных (позиция № 2), в количестве 519,75 м3 на общую сумму 25 907,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 18 427,60 рублей;
- в нарушение пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ» штраф, взысканный за неисполнение обязательств по устройству навесного вентилируемого фасада по контракту от 14.02.2020 № 2-А/20 с ООО «Палладиум» в размере 12 685,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 9 022,82 рублей, в доход федерального бюджета не перечислен;
- в нарушение требований пунктов 1, 2 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ» в 2022 году допущено расходование средств в размере 351 083,22 рублей, в результате оплаты частично пени, начисленной в пользу ООО «Палладиум», за счет средств, полученных при зачете требований, выставленных заказчиком к подрядчику по решению суда (суммы штрафа, начисленного за неисполнение обязательств по устройству навесного вентилируемого фасада в размере 12 685,00 рублей и обеспечения гарантийных обязательств в размере 801 195,22 рублей);
- в нарушение пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ» в 2021 году допущено неэффективное расходование средств в размере 292 509,08 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 208 061,19 рублей, в результате осуществления закупки по договору от 05.07.2021 № 1, заключенному с ООО «Строительная фирма Ислам» на выполнение работ по устройству плинтусов, потолков, окраске стен, предусмотренных и оплаченных также контрактом от 14.02.2020 № 2-А/20, заключенным с ООО «Палладиум» на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство спортивного комплекса по адресу: Республика Адыгея, Шовгеновский район, аул Хакуринохабль, улица Шовгенова, 12а», по которому не обеспечено достижение результата обеспечения муниципальных нужд (контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, решением суда указанное расторжение признано недействительным);
- в нарушение пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-
ФЗ МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ» в 2021 году допущено неэффективное расходование средств в размере 116 400,49 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 82 795,46 рублей, в результате осуществления закупки по договору от 10.09.2021 № 9, заключенному с ООО «Каскад» на выполнение работ по разборке и укладке тротуарной плитки, предусмотренных и оплаченных также контрактом от 14.02.2020 № 2-А/20, заключенным с ООО «Палладиум» на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство спортивного комплекса по адресу: Республика Адыгея, Шовгеновский район, аул Хакуринохабль, улица Шовгенова, 12а», по которому не обеспечено достижение результата обеспечения муниципальных нужд (контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, решением суда указанное расторжение признано недействительным);
- в нарушение пункта 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 Приказа Минфина России от 21.12.2017 № 244н «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению или федеральному государственному автономному учреждению, федеральному государственному унитарному предприятию, в том числе казенному, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации» в заключенном между МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ» и Администрацией МО «Шовгеновский район» Соглашении от 23.12.2020 № 60- 2020-00273 о предоставлении из бюджета МО «Шовгеновский район» муниципальному бюджетному учреждению или муниципальному автономному учреждению, муниципальному унитарному предприятию, в том числе казенному, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность на сумму 27 914 329,81 рублей, отсутствуют пункты 4.1.3 (1), 4.1.3(2), 4.3.7(1), 4.3.9.2(1) и приложение №1, 2.1, 3.1 типовой формы соглашения; приложение № 1 «График перечисления Субсидии» к указанному соглашению не соответствует форме приложения № 2 «План-график перечисления Субсидии» типовой формы соглашения; приложение № 2 «Отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является Субсидии» к указанному соглашению не соответствует форме приложения № 3 «Отчет об использовании Субсидии» типовой формы соглашения.
В соответствии с пунктами 7 и 9 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, по результатам проверки, Управлением в адрес МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ» было направлено Представление от 26.04.2023 №76- 16-27/949 с требованием устранить нарушения путем возмещения средств в федеральный бюджет, а также принять меры по устранению причин и условий нарушений в установленный срок.
Материалы и информация об исполнении представления, поступившие от МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ» письмом от 10.08.2023 № 32, были рассмотрены Управлением в установленном порядке.
По результатам рассмотрения представленной информации, Управлением установлено, что: - по пунктам 1, 4-7 Представление исполнено с нарушением установленного Представлением срока в части принятия мер по устранению причин и условий нарушений; - по пункту 2 не исполнено требование по возмещению средств, неправомерно оплаченных подрядчику ООО «Каскад» по договору от 10.09.2021 № 9 на выполнение работ по разборке и укладке тротуарной плитки, по объекту «Строительство спортивного комплекса по адресу: Республика Адыгея, Шовгеновский район, аул Хакуринохабль, улица Шовгенова, 12а» общей стоимостью 25 907,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 18 427,60 рублей в федеральный бюджет, а также принятию мер по устранению причин и условий данного нарушения; - по пункту 3 не исполнено требование по перечислению штрафа, взысканного за неисполнение обязательств по устройству навесного вентилируемого фасада по контракту от 14.02.2020 № 2-А/20 с ООО «Палладиум» в размере 12 685,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 9 022,82 рублей, в доход федерального бюджета, а также принятию мер по устранению причин и условий данного нарушения.
В соответствии с пунктом 15 федерального стандарта № 1095 невыполнение в установленный срок Представления влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 КоАП.
Согласно пункту 17 раздела V Положения о Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Шовгеновская детско-юношеская спортивная школа», директор МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ» осуществляет общее руководство работой спортивной школы и несет ответственность за организацию и состояние всей учебно-тренировочной, воспитательной, методической и административно-хозяйственной работы, за подбор и расстановку тренерско-преподавательского и административно-хозяйственного персонала.
Приказом Управления образования МО «Шовгеновский район» от 06.08.2021 № 57 Бгуашев К.Д. назначен директором МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ» с 06.08.2021.
Таким образом, уполномоченным органом было установлено, что Бгуашевым К.Д., директором МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ», не исполнены требования, указанные в Представлении, в части устранения бюджетных нарушений и принятии мер по устранению причин и условий нарушений по пунктам 2, 3, а также исполнены с нарушением установленного срока в части принятия мер по устранению причин и условий нарушений по пунктам 1, 4-7, т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 20 статьи 19.5 КоАП, в связи с чем, в отношении Бгуашева К.Д. 14.08.2023 составлен Протокол об административном правонарушении и передан уполномоченному на рассмотрение протокола должностному лицу Управления.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, заместителем Руководителя Управления вынесено Постановление от 21.09.2023 № 28 о привлечении Бгуашева К.Д. к административной ответственности.
Частью 20 статьи 19.5 КоАП установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что уполномоченный орган обоснованно привлек заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, а наказание было назначено в пределах санкции, установленной данной нормой.
При этом довод заявителя о возможности признания административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП малозначительным и прекращении производства по делу не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 20 статьи 19.5 КоАП, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Нарушение части 20 статьи 19.5 КоАП по своей правовой природе является значимым административным правонарушением, так как препятствует реализации полномочий контролирующего органа, нарушает установленный порядок управления, подрывает авторитет контролирующего органа, в том числе, свидетельствует о пренебрежительном отношении лица к исполнению публичноправовых обязанностей.
Факт неисполнения законного представления как требования контролирующего органа является фактом причинения вреда публично-правовым отношениям.
МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ», являясь получателем средств федерального бюджета, в соответствии со статьями 162, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязано обеспечить результативность и целевой характер использования выделенных ему бюджетных ассигнований, а в случае несоблюдения таких требований - возместить реальный ущерб, причиненный публично-правовому образованию.
При таких обстоятельствах, состав административного правонарушения, предусмотренный частью 20 статьи 19.5 КоАП не может быть признан малозначительным по своей правовой природе.
Более того, указанное административное правонарушение характеризуется высокой степенью общественной опасности, о чем свидетельствует отсутствие возможности применения такого вида наказания, как предупреждение.
В соответствии со статьей 3.1 КоАП, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция части 20 статьи 19.5 КоАП предусматривает два вида наказания - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Управлением Федерального казначейства по Республике Адыгея (Адыгея) назначен административный штраф в размере 20 000 руб. - в минимальном размере санкции части 20 статьи 19.5 КоАП.
Само по себе отсутствие негативных последствий в результате совершения административного правонарушения с формальным составом не может являться основанием для применения малозначительности правонарушения. В данном случае наличие или отсутствие существенной угрозы должно определяться исходя из социальной значимости охраняемых общественных отношений независимо от наличия или отсутствия реального ущерба.
Совершенное заявителем правонарушение посягает на правоотношения в сфере финансового контроля, чем существенно нарушает охраняемые законом интересы государства и граждан, в связи с чем, имеет повышенную общественную опасность.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя возможности соблюдать требования Бюджетного кодекса РФ в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея Делок А.З. от 21.09.2023г. в отношении директора МБУ ДО «Шовгеновская ДЮСШ» Бгуашева Кима Довлетбиевича по делу об административном правонарушении по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ - оставить без изменения, а его жалобу на указанное постановление - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья -подпись- Г.А. Зубков
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2023-007184-53
Подлинник находится в материалах дела № 12-471/2023 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.