Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-2849/2023 ~ М-375/2023 от 18.01.2023

Дело № 2-2849/2023

УИД: 11RS0001-01-2023-000556-58

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,

при секретаре Казаковой Е.Н.,

с участием прокурора Матвеевой С.А.,

истца Костоломова А.В.,

представителя ответчика Кожайкиной Ю.В.,

представителей третьих лиц Лобановой Е.В., Рыбиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 апреля 2023 года гражданское дело по иску прокурора г.Сыктывкара в интересах Костоломова ... к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств в счет возмещения стоимости лекарственных препаратов, компенсации морального вреда

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Сыктывкара в интересах Костоломова А.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании затрат, понесенных на приобретение лекарственных препаратов ... в размере 12 822,7 руб., компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., указывая в обоснование, что в связи с имеющимися у истца заболеваниями, он подлежит обеспечению данными лекарственными препаратами бесплатно, рецепты предъявлены в аптечную сеть, однако своевременно ими не обеспечен, в связи с чем истец понес расходы на их приобретение за счет собственных средств, чем нарушено его конституционное право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, причинен моральный вред.

Судом к участию в деле в качестве истца привлечен Костоломов А.В.

В судебном заседании истец требования поддержал, суду пояснил, что ему по медицинским показаниям были назначены данные лекарственные препараты, выписаны льготные рецепты, которые были поставлены на отсроченное обслуживание, в целях непрерывности приема лекарственных препаратов ввиду необеспечения по льготным рецептам он вынужден был приобретать лекарства за счет собственных средств, перед каждым приобретением в аптеке ему сообщали, что препараты по льготному рецепту еще не поступили в аптечную сеть, новые рецепты не выписывались в связи с нахождением рецептов на отсроченном обслуживании.

Прокурор требования поддержала.

Представитель ответчика с иском не согласилась, указывая, что истцом приобретались лекарственные препараты в большем количестве, чем предусмотрено рецептами, также указала, что в аптечной сети лекарственные препараты находились в достаточном количестве.

Представитель ГУ РК «Государственные аптеки Республики Коми» пояснила, что лекарственные препараты в аптечную сеть действительно поставлялись, однако они распределялись по ранее предъявленным в аптеку рецептам, истец обеспечен лекарственными препаратами в порядке очередности по мере их поступления.

Представитель ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника №3» полагается на усмотрение суда, указывая, что истец нуждался в ежедневном непрерывном приеме лекарственных препаратов.

Заслушав доводы сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Костоломов А.В. является инвалидом ... группы, наблюдается в ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника №3» по поводу заболеваний: ... и имеет право на льготное лекарственное обеспечение согласно статьям 6.1 и 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В связи с имеющимися у истца заболеваниями ему были выписаны льготные рецепты на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Допрошенный в качестве свидетеля лечащий врач амбулатории №2 ГБУЗ «Сыктывкарская городская поликлиника №3» Мушинский А.В. пояснил, что истцу в связи с имеющимися заболеваниями в условиях стационара была подобрана необходимая терапия лекарственными препаратами «...», «...», «...», «...», с ** ** ** года он должен непрерывно, ежедневно принимать данные лекарственные препараты. Истцу выписывались льготные бесплатные рецепты, которые были поставлены на отсроченное обслуживание, в связи с чем новые рецепты ему не выписывались в связи с необеспечением по ранее предъявленным рецептам, ввиду отсутствия лекарственных средств истцу предлагалось приобретать лекарственные препараты за свой счет в целях поддержания здоровья.

В целях непрерывного и бесперебойного приема лекарственных препаратов истец самостоятельно приобрел ** ** ** препарат ТН «...» (МНН «...»), стоимостью 3436 руб., ** ** ** ТН «...» (МНН «...»), стоимостью 1295 руб., ** ** **, ** ** ** и ** ** ** ТН «...» (МНН «...»), стоимостью 1121,2 руб., 1121,2 руб. и 1085 руб. соответственно; ** ** ** и ** ** ** ТН «Арава» (МНН «Лефлуномид»), стоимостью 1080 руб. и 1212 руб. соответственно; ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** препарат «...», стоимостью 34,8 руб., 34,8 руб., 69,6 руб., 69,6 руб., ** ** **, ** ** **,** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** препарат «...», стоимостью 165,4 руб., 164,8 руб., 163,1 руб., 163,1 руб., 163,1 руб., 160,9 руб., 163,4 руб., 166,9 руб. соответственно, ** ** ** и ** ** ** препарат «...», стоимостью 476,4 руб. и 476,4 руб. соответственно, всего на общую сумму 12822,7 руб.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). В состав предоставляемого набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Из приведенных выше положений закона следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями граждан, страдающих заболеваниями, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми предусмотрено, что для реализации задач Министерство исполняет следующие государственные функции: исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе государственные программы Республики Коми, а также территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования (п. п. 6 п. 9), исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (п. п. 33 п. 9 Положения).

Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В соответствии с пунктом 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н, п. 12 Правил, утвержденных приказом Минздрава России от 24.11.2021 №1093н, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание): рецепт с пометкой "statim" (немедленно) обслуживается в течение одного рабочего дня со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт с пометкой "cito" (срочно) обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепты на лекарственные препараты, назначаемые по решению врачебной комиссии, обслуживаются в течение пятнадцати рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли. Запрещается отпускать лекарственные препараты по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением случая, когда срок действия рецепта истек в период нахождения его на отсроченном обслуживании. При истечении срока действия рецепта в период нахождения его на отсроченном обслуживании отпуск лекарственного препарата по такому рецепту осуществляется без его переоформления.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

Принимая во внимание, что в связи с имеющимися у истца заболеваниями он не был обеспечен лекарственными препаратами бесплатно в предусмотренные законом сроки, что свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь, по отложенным рецептам новые льготные рецепты ему не выписывались, однако Костоломов А.В. нуждался в ежедневном приеме лекарственных препаратов, вынужденно приобрел лекарственные препараты за счет собственных средств, в соответствии со статьями 12,15 Гражданского кодекса Российской Федерации, денежные средства в размере 12822,7 руб. подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу истца.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Принимая во внимание, что истец не был обеспечен в предусмотренные законом сроки лекарственными препаратами, то есть гарантированное государством право на своевременное медицинское обеспечение истца нарушено, учитывая то, что неоказание бесплатной гарантированной государством помощи, вызывает у истца чувство несправедливости, страха, переживаний и опасений за состояние своего здоровья, отсутствие лекарств может поставить жизнь и здоровье истца в опасность, осложнить течение его заболевания, истец вынужден был тратить на приобретение лекарственных препаратов личные денежные средства, ограничивая себя в других жизненно важных потребностях. Учитывая длительность, неоднократность и систематичность нарушения гарантированного Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права истца на получение бесплатных лекарственных препаратов, суд полагает необходимым взыскать с Минздрава Республики Коми в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми (ИНН 1101486491, ОГРН 1021100519263) в пользу Костоломова ... затраты, понесенные на приобретение лекарственных препаратов, в размере 12 822,7 руб., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца.

Судья             Т.А.Попова

    

2-2849/2023 ~ М-375/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Костоломов Александр Витальевич
Прокурор г. Сыктывкара
Ответчики
ГУП РК "Государственные аптеки РК"
Министерство здравоохранения РК
Другие
ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская поликлиника № 3"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Попова Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
18.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2023Передача материалов судье
20.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2023Судебное заседание
03.04.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
11.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее