Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1603/2023 ~ M-1166/2023 от 30.06.2023

Дело № 2-1603/2023

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 августа 2023 года п. Лежнево

Ивановский районный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Реброва А.А.,

при секретаре Крутовой А.А.

с участием:

представителя истца Шакирова Р.Т.

представителя ответчика Аксеновой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лежневского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Лежневского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области об обязании совершить определенные действия. С учетом заявления об уточнении требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд обязать Администрацию Лежневского муниципального района обеспечить финансирование оснащения МБОУ Лежневская СШ № 11 индукционными петлями.

Заявленные исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Лежневского района Ивановской области в июне 2023 года проведена проверка соблюдения прав инвалидов в МБОУ Лежневская СШ № 11.

В ходе проверки установлено, что в нарушение п.п. 3, 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 года N 1309, ст. 14.1 Федерального закона № 181-ФЗ у МБОУ Лежневская СШ № 11 в помещениях, предназначенных для проведения массовых мероприятий, не имеется индукционных петель. Более того, несоблюдение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования является дискриминацией инвалидов.

В судебном заседании помощник прокурора Лежневского района Шакиров Р.Т. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом его уточнения, полагал возможным предоставить ответчику срок для выполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика администрации Лежневского муниципального района Ивановской области Аксенова О.А. действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями с учетом их уточнения согласилась в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – директор МБОУ Лежневская СШ № 11 Вьюгина О.В. для участия в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.

Представитель третьего лица – Департамента образования Ивановской области для участия в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в порядке главы 10 ГПК РФ, каких-либо заявлений и ходатайств в адрес суда не направили.

С учетом мнения помощника прокурора Лежневского района Шакирова Р.Т. представителя ответчика Аксеновой О.С. дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно требованиям ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Так, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) предусмотрено, что одним из принципов в сфере государственной политики и правом регулировании в сфере образования является приоритет жизни и здоровья человека.

В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной форме деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
определена социальная защита инвалидов, а именно – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 9 вышеуказанного Федерального закона реабилитация инвалидов -
система и процесс полного или частичного восстановления способностей
инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более
полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.

В силу ст. 15 данного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно ст. 3.1 названного Закона, в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или иной области.

В силу ст. 14.1 Федерального закона № 181-ФЗ органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

При этом порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ).

Так, Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 года № 1309 (далее - Порядок обеспечения условий доступности).

Указанный Порядок обеспечения условий доступности определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций, независимо от их организацинно-правовых форм; услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

Пунктами 3,4 Порядка обеспечения условий доступности определены условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Так, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Прокуратурой Лежневского района проведена проверка соблюдения прав инвалидов в МБОУ Лежневская СШ № 11 (<адрес> <адрес>).

В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеизложенных норм у МБОУ Лежневская СШ № 11 в помещении, предназначенном для проведения массовых мероприятий, не имеется индукционных петель.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ Лежневская СШ № 11 Вьюгиной О.В. вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.

В ответе на представление прокуратуры Лежневского района директор МБОУ Лежневская СШ № 11 Вьюгина О.В. сообщает, что для приобретения в МБОУ Лежневскую СШ № 11 индукционных петель сделан запрос коммерческих предложений в специализированные организации. По поручению информационных ответов будет составлено ходатайство на имя главы Лежневского муниципального района о выделении дополнительных денежных средств для приобретения указанного выше оборудования. К дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей привлечен Майоров А.Б. заместитель директора по АХЧ МБОУ Лежневской СШ № 11 – ему объявлено замечание.

Данные факты не оспариваются ответчиком и подтверждаются материалами гражданского дела.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем МБОУ Лежневская СШ № 11 является Администрация Лежневского муниципального района Ивановской области.

В силу п.п. 11 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям местного самоуправления муниципального района отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена, в том числе, и путем понуждения к исполнению обязанностей.

Обязанность по соблюдению требований нормативно-правовых актов по оборудованию индукционными петлями помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий в помещении МБОУ Лежневская СШ № 11, входит в компетенцию самого учреждения, при этом обеспечение финансирования указанных мероприятий относится к полномочиям Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, что установлено судом в ходе судебного разбирательства и предусмотрено вышеприведенными законодательными нормами.

Несоблюдение требований нормативно-правовых актов по оснащению индукционными петлями помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий в МБОУ Лежневская СШ № 11, влечет за собой нарушение прав несовершеннолетних обучающихся.

В связи с изложенным у суда имеются все основания для удовлетворения требований, заявленных прокурором в рамках полномочий, представленных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также ФЗ от 17.01.1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что устранение выявленных нарушений требует больших финансовых затрат, что не оспаривалось и стороной истца, суд полагает разумным и достаточным установить срок для устранения выявленных нарушений до 31.12.2024 года, как указано прокурором, что не лишает ответчика права при наличии оснований на отсрочку, рассрочку исполнения решения в дальнейшем.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Лежневского района удовлетворить.

Возложить на Администрацию Лежневского муниципального района обязанность обеспечить финансирование оснащения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лежневская средняя школа № 11 индукционными петлями в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.А. Ребров

Мотивированное решение суда составлено 24 августа 2023 года.

2-1603/2023 ~ M-1166/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Лежневского района
Ответчики
Администрация Лежневского муниципального района
Другие
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лежневская средняя школа №11
Департамент образования по Ивановской области
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Судья
Ребров Алексей Александрович
Дело на странице суда
ivanovsky--iwn.sudrf.ru
30.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2023Передача материалов судье
07.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Судебное заседание
24.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее