Дело №12-9/2023
РЕШЕНИЕ
30 мая 2023 года село Эрзин
Судья Эрзинского районного суда Республики Тыва Хомушку Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Тыва ФИО5 на постановление мирового судьи судебного участка Эрзинского кожууна Республики Тыва от 18 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств Эрзинского кожууна Республики Тыва им. Демир-оола Кежиктиг» ФИО1,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка Эрзинского кожууна Республики Тыва от 18 апреля 2023 года в отношении должностного лица – директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств Эрзинского кожууна Республики Тыва им. Демир-оола Кежиктиг» ФИО1 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. ФИО1 объявлено устное замечание.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО5 обратилось в суд с жалобой, в которой просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье. В обоснование жалобы указано, что в постановлении мирового судьи не приведены доводы и мотивы при назначении данной меры государственно-правового реагирования за совершение правонарушения. Правонарушение не может быть признано малозначительным, если нарушения носят системный характер, должностное лицо неоднократно привлекается к административной ответственности за совершение однотипного правонарушения. Из существа предъявленных требований к ФИО1 усматривается неоднократное противоправное деяние, выразившееся в форме бездействия, т.е. непредставление в установленный срок сведений о работающих застрахованных лицах. Учитывая характер совершенного правонарушения, считает, что оснований для признания малозначительным не имеется, поскольку данное правонарушение посягает на права граждан. При этом отсутствие вредных последствий в данном случае не свидетельствует о малозначительности противоправного деяния, поскольку правонарушение, предусмотренное ст. 15.33.2 КоАП РФ, направлено на предотвращение последствий. 18 апреля 2023 года мировым судьей одновременно рассматривались еще два протокола в отношении ФИО1 об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ. Таким образом, в результате бездействия ФИО1 общественным отношениям в области персонифицированного учета каждый раз причинялся вред. Считает, что вывод мирового судьи о малозначительности совершенного административного правонарушения сделан формально, в нарушение требований законодательства, без учета обстоятельств совершения ФИО1 вмененного правонарушения.
Привлекаемое лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не подавал.
Должностное лицо ФИО5 в судебное заседание также не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.
Суд признает неявку должностного лица директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств Эрзинского кожууна Республики Тыва им. Демир-оола Кежиктиг» ФИО1 неуважительной, его явку в суд признает необязательной, рассматривает жалобу в его отсутствие, а также в отсутствие заявителя по жалобе.
Ходатайств о ведении протокола судебного заседания не заявлено.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд.
На основании ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела следует, что копия постановления мирового судьи судебного участка Эрзинского кожууна Республики Тыва от 18 апреля 2023 года получена должностным лицом 24 апреля 2023 года, о чем имеется уведомление о вручении.
Жалоба должностного лица направлена посредством почтовой связи 27 апреля 2023 года в связи, с чем жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана в установленные законом сроки.
Согласно ст. 15.33.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 19.12.2022 № 518-ФЗ), непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет административную ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а если такие лица не были назначены - руководитель юридического лица.
Из пункта 1 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. Федерального закона от 07.10.2022 N 379-ФЗ) следует, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как следует из материалов, ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Тыва ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, согласно которому ФИО1, являясь директором МБУ ДО ДШИ с. Эрзин им. Д. Кежикти, представил с нарушением установленного законом срока сведения о застрахованном лице, ФИО2, по форме СЗВ-М за сентябрь 2022 года представлены в орган Пенсионного фонда РФ ДД.ММ.ГГГГ, тогда как срок представления отчетности СЗВ-М за сентябрь 2022 - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что ФИО1 является директором муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств Эрзинского кожууна Республики Тыва им. Демир-оола Кежиктиг».
Постановлением мирового судьи судебного участка Эрзинского кожууна Республики Тыва от 18 апреля 2023 года, дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении директора МБУ ДО ДШИ с. Эрзин им. Д. Кежикти – ФИО1 прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ФИО1 объявлено устное замечание. В обоснование указано, что совершенное правонарушение с незначительным пропуском срока на 1-ого застрахованного лица не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан и экономического ущерба интересам государства. Эти сведения явились дополнительными, ранее были сданы основные сведения.
С данным выводом мирового судьи согласиться нельзя ввиду следующего.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно абзаца 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Статьей 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, к правам страхователя отнесено, в частности, право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем исходя из положений статей 15, 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, реализация страхователем права дополнять и уточнять переданные им ранее сведения о застрахованных лицах может иметь правовое значение при решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для привлечения к финансовой ответственности, установленной частью 3 статьи 17 названного Закона.
Самостоятельное устранение страхователем ошибки и/или неполноты в ранее представленных сведениях по истечении срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, не исключает установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность должностного лица, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную указанной нормой обязанность по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок.
Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций
Таким образом, выводы мирового судьи о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении директора МБУ ДО ДШИ с. Эрзин им. Д. Кежикти ФИО1 ввиду малозначительности нельзя признать обоснованными.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 04.02.2019 № 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У.М. Эркеновой», наряду с закрепленными в Федеральном законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» мерами государственного принуждения в отношении страхователей, нацеленными на обеспечение исполнения обязанностей, связанных с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета, статья 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает также административную ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о таком учете срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в надлежащем порядке сведений (документов), необходимых для такого учета, а равно их представление в неполном объеме или в искаженном виде.
Указанное правовое регулирование, предусматривающее меры ответственности за нарушение требований законодательства в сфере организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования как для страхователей, так и для должностных лиц, призванных непосредственно осуществлять ведение такого учета на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию органам Пенсионного фонда Российской Федерации, само по себе не может расцениваться как отступление от вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социально-страховых отношений, на основе которых реализуется право на социальное обеспечение и осуществляется социальное обеспечение в целом.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует, в частности, понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Срок давности привлечения директора МБУ ДО ДШИ с. Эрзин им. Д. Кежикти
ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а дело об административном правонарушении на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка Эрзинского кожууна Республики Тыва.
При новом рассмотрении данного дела суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем приведенным выше и иным представленным участниками процесса доводам и доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка Эрзинского кожууна Республики Тыва от 18 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств Эрзинского кожууна Республики Тыва им. Демир-оола Кежиктиг» ФИО1, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка Эрзинского кожууна Республики Тыва.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в 8 КСОЮ (г. Кемерово) в порядке, предусмотренном ст.30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Хомушку