Гр.дело № 2-3794/2020
УИД 21RS0023-01-2020-003738-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2020 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Ямуковой Н.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Киркиной Н.В.,
представителя ответчика АО «Сывлах» Тереева Д.В., действующего на основании доверенности от дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов к Акционерному обществу «Сывлах» об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
Заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов обратился в Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики с исковым заявлением к Акционерному обществу «Сывлах» о возложении обязанности создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение химчистки «------» по адресу: адрес, в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016 путем установления кнопки вызова для инвалидов при входе в химчистку на высоте 0,85 м; расстояние до ближайших выступов не менее 0,4 м; подъезд к кнопке вызова должен быть свободным; место установки кнопки должно свободно просматриваться с окон организации, панель кнопки должна быть стилизована значком «Инвалид».
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Калининского района г.Чебоксары совместно с Калининской районной организацией Чувашской Республиканской общественной организацией Всероссийского общества инвалидов проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. АО «Сывлах» на праве собственности принадлежит трехэтажное кирпичное здание с металлической пристройкой, нежилое помещение, расположенное по адресу: адрес. Установлено, что указанное нежилое помещение используется АО «Сывлах» как химчистка «------». Вход в помещение химчистки не оборудован для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения. В силу характера оказываемых услуг населению, помещение химчистки «------» является объектом социальной инфраструктуры.
В судебном заседании старший помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары Киркина Н.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, вновь привела их суду, просила удовлетворить иск.
Представитель ответчика АО «Сывлах» Тереев Д.В. в судебном заседании иск признал, суду пояснил, что в настоящее время ведутся работы для исполнения требований прокурора.
Представители третьих лиц Калининской районной организации Чувашской Республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов, ООО «Белый лотос», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.
В силу ст.9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
На основании ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным: зданиям, строениям и сооружениям, спортивным, сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч.4 ст.15).
Таким образом, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер.
В соответствии с п.4.1.14 Свода правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденному приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
Пунктом 5.2.15 указанного Свода правил установлено, что вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 до 0,33 м) и иметь не травмирующее завершение.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Калининского района г.Чебоксары совместно с Калининской районной организацией Чувашской Республиканской общественной организацией Всероссийского общества инвалидов проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
АО «Сывлах» на праве собственности принадлежит ------ расположенный по адресу: адрес
Установлено, что указанное нежилое помещение используется АО «Сывлах» как химчистка «------».
В силу характера оказываемых услуг населению, помещение химчистки «------» является объектом социальной инфраструктуры.
В ходе проверки установлено, что вход в помещение химчистки не оборудован для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
Выявленные нарушения ущемляют установленные законом социальные права инвалидов и граждан, нуждающихся в особой социальной поддержке со стороны государства и общества.
Представитель ответчика в судебном заседании иск признал.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что поскольку для посещения химчистки маломобильными группами населения не созданы надлежащие условия (отсутствует оборудованный пандусом вход в помещение, отсутствует кнопка вызова персонала), что лишает инвалидов-колясочников возможности для полноценной жизнедеятельности и нарушает их конституционные права, необходимо удовлетворить заявленные исковые требования.
С учетом требований ст.206 ГПК РФ суд считает возможным установить ответчику для устранения нарушения требований законодательства - в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считая его разумным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на Акционерное общество «Сывлах» обязанность создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение химчистки «------» по адресу: адрес, в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу путем установления кнопки вызова для инвалидов при входе в химчистку на высоте 0,85 м; расстояние до ближайших выступов не менее 0,4 м; подъезд к кнопке вызова должен быть свободным; место установки кнопки должно свободно просматриваться с окон организации, панель кнопки должна быть стилизована значком «Инвалид».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Н.В. Архипова
Мотивированное решение составлено 07 сентября 2020 г.