Дело №2-555/2024
41RS0001-01-2023-010605-07
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2024 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе судьи Аксюткиной М.В., при секретаре Карыма А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Федосееву ФИО7 о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обратилось в суд с иском к Федосееву М.М. о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, для проведения проверки на предмет перепланировки и (или) переоборудования в рамках муниципального жилищного контроля.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа поступило обращение ФИО4 о проведении проверки в отношении собственника спорного жилого помещения на предмет осуществления последним перепланировки и (или) переоборудования жилого помещения без получения согласования органов местного самоуправления. В соответствии с выпиской из ЕГРН собственником <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском является ответчик Федосеев М.М. В рамках выполнения мероприятий в сфере муниципального жилищного контроля приказом Контрольного управления №276-ГЖН от 27 февраля 2023 года назначена проверка в отношении собственника данного жилого помещения. Федосееву М.М. заказным письмом с уведомлением по адресам: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, и ул. <адрес>, направлено решение о проведении проверки и уведомление с указанием запланированной даты проведения проверочных мероприятий на 10 апреля 2023 года в 14 час. 30 мин. В указанное время ответчик отсутствовал, доступ в квартиру не предоставил. По факту невозможности проведения проверки органом муниципального контроля составлен акт от 10 апреля 2023 года. Таким образом, при надлежащем извещении о дате и времени проведения выездной проверки, в день проведения проверки собственник <адрес> доступ в жилое помещение не обеспечил, в связи с чем провести проверочные мероприятия не представилось возможным. Ввиду изложенного истец обратился в суд с настоящим иском.
Истец Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в лице его представителя Соколовой Л.А., действующей на основании доверенности, представил суду заявление о рассмотрении дела без участия представителя, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик Федосеев М.М. о месте и времени судебного заседания извещался в соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ заказным письмом с уведомлением о вручении, в суд не явился, заявлений, ходатайств суду не представил, об уважительных причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о времени и месте судебного заседания извещалось, представителя для участия в судебном заседании не направило.
Руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке заочного производства, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
На основании ст. 3 ЖК РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных ЖК РФ целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 29 ЖК РФ самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В силу ч.ч. 4, 5 ст. 20 ЖК РФ предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 12 части 1 данной статьи, в отношении муниципального жилищного фонда. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).
В соответствии со ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона Камчатского края от 7 декабря 2016 года №42 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае отдельными государственными полномочиями Камчатского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан и по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии» органы местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа наделены отдельными государственными полномочиями Камчатского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан и по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в соответствии с пунктом 1 постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27 января 2017 года №116 «Об установлении расходного обязательства Петропавловск-Камчатского городского округа по осуществлению отдельных государственных полномочий Камчатского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии», определено органом, уполномоченным на реализацию расходного обязательства, установленного пунктом 1 указанного постановления.
В силу п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491) в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пп. «б» п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, исполнитель имеет право: требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
На основании пп. «е» п. 34 указанных Правил потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 данных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Судом установлено, что 14 февраля 2023 года в Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа поступило обращение ФИО4 о проведении проверки в отношении собственника жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, на предмет осуществления последним перепланировки и (или) переоборудования жилого помещения без получения согласования органов местного самоуправления (л.д. 13).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14 февраля 2023 года собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, является Федосеев М.М. (л.д. 14-15).
27 февраля 2023 года в рамках осуществления мероприятий в сфере муниципального жилищного контроля начальником Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа принято решение №276-ГЖН о проведении выездной проверки по указанному адресу (л.д. 17-20).
Федосееву М.М. заказным письмом с уведомлением по адресам: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, и ул. <адрес>, было направлено решение о проведении проверки №276-ГЖН от 27 февраля 2023 года и уведомление от 28 февраля 2023 года с указанием запланированной даты проведения проверочных мероприятий на 10 апреля 2023 года в 14 час. 30 мин. (л.д. 16, 23).
В указанное время собственник жилого помещения по <адрес> г. Петропавловске-Камчатском отсутствовал и доступ в квартиру не предоставил.
По факту невозможности проведения проверки органом муниципального контроля составлен акт от 10 апреля 2023 года (л.д. 21-22).
В силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Создание препятствий со стороны ответчика повлекло невозможность проведения проверки с целью установления фактов нарушения жилищного законодательства. До настоящего времени ответчик не обеспечил доступ в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение. Доказательств обратного материалы дела не содержат, стороной ответчика не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что не предоставление доступа в жилое помещение для проведения проверочных мероприятий в рамках муниципального жилищного контроля нарушает права и законные интересы иных лиц данного многоквартирного дома, а также препятствует исполнению возложенных на Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обязательств.
Оценив обстоятельства и представленные письменные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Федосееву М.М. о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение для проведения проверочных мероприятий в рамках муниципального жилищного контроля законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что при обращении в суд с иском истец был освобожден от уплаты государственной пошлины она подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа удовлетворить.
Обязать Федосеева ФИО8 (паспорт гражданина РФ №, выдан <данные изъяты>, СНИЛС: №), родившегося ДД.ММ.ГГГГ, предоставить Контрольному управлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, для проведения проверки на предмет перепланировки и (или) переоборудования в рамках муниципального жилищного контроля.
Взыскать с Федосеева ФИО9 в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, с указанием уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 31 января 2024 года.
Судья подпись
ВЕРНО:
судья М.В. Аксюткина
Подлинник судебного решения подшит
в деле №2-555/2024, находящемся в производстве
Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края