Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-249/2023 от 15.08.2023

Уникальный идентификатор дела

№ 92RS0002-01-2023-003685-39

Дело № 12-249/2023

РЕШЕНИЕ

27 сентября 2023 года г. Севастополь

Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Котешко Л.Л., рассмотрев жалобу Потребительского кооператива «Сервисный морской центр «Аврора» на постановление №091/05/476/ПП2022 от 18 февраля 2022 года, вынесенное исполняющим обязанности начальника Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Шульгой П.А. о привлечении Потребительского кооператива «Сервисный морской центр «Аврора» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ

    УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности начальника Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Шульгой П.А. №091/05/476/ПП2022 от 18 февраля 2022 года Потребительский кооператив «Сервисный морской центр «Аврора» привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением Потребительский кооператив «Сервисный морской центр «Аврора» обратился в Гагаринский районный суд города Севастополя с жалобой, в которой просит отменить постановление, сославшись на грубое нарушением процессуального законодательства, выразившееся в том, что 18 февраля 2023 года должностным лицом Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 05 мая 2023 года в 12 часов 20 минут. При этом 18 февраля 2023 года вынесено постановление о привлечении Потребительского кооператива «Сервисный морской центр «Аврора» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ. Заявитель не имел возможности присутствовать при вынесении постановления, поскольку полагал, что рассмотрение административного дела было отложено на 05 мая 2023 года 12 часов 20 минут.

Представитель заявителя – Сулейманов Э.Д. доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить, производство по делу прекратить.

Должностное лицо, вынесшее постановление, прокурор в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщило.

Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав представителя заявителя, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 8.45 КоАП РФ невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Судом установлено, что Севастопольской транспортной прокуратурой на 1 полугодие 2021 года проведена проверка исполнения законодательства в области охраны водных объектов от загрязнения и засорения в деятельности потребительского кооператива «Сервисный морской центр «Аврора», в ходе которой выявлены нарушения.

ПК «СМЦ «Аврора» для целей своей деятельности эксплуатирует причалы №№243-В и 243-Д, расположенные в бухте Казачьей.

Во время выездных проверочных мероприятий (проводимых 23.03.2021 в период с 09.00 часов до 18.00 часов), проведенных в присутствии представителя ПК «СМЦ «Аврора», установлено, что указанные объекты морского транспорта эксплуатируются в качестве базы для стоянки маломерных судов. На причале находились поднятые маломерные суда.

Согласно фотоматериалам, причальная стенка, асфальтированная площадка (для стоянки автотранспортных средств) не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (предусмотренных п. 16 ст.65 Водного кодекса РФ). Кроме того, места сбора и накопления отходов производства и потребления (места для сбора и накопления твердых коммунальных отходов, отходов ГСМ) не оборудованы в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями природоохранного законодательства, контейнеры размещены на поверхности, не имеющей твердой поверхности, отсутствуют ливнестоки, контейнерная площадка не огорожена с трех сторон забором, предотвращающим захламление отходами территории.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (п. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ)

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно чч. 1, 8 ст. 65 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохраной зоны моря составляет пятьсот метров.

В соответствии с ч. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

5)сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Оборудование мест накопление отходов регламентируется ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3, п. 215, п. 216, п.220, п.221 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий»

Проверкой установлено, что ПК «СМЦ «Аврора», являясь фактическим пользователем причалов №№ 243-В и 243-Д, находящихся в водоохраной зоне, не исполнил обязанности по оборудованию причалов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, что подтверждается фототаблицей, объяснением представителя потребительского кооператива по доверенности, справкой о результатах проверки.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения оспариваемого постановления.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом, административным органом, должностным лицом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Согласно ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при этом административный орган обязан принять меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола и лишь при наличии таких сведений административный орган вправе составить протокол в его отсутствие.

При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица, привлекаемого к административной ответственности. Извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.), что согласуется с разъяснениями п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Таким образом, цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы. В случае извещения протокол может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных ему гарантий защиты.

В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч.2 ст.25.4 КоАП РФ).

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть извещено надлежащим образом и заблаговременно, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности.

Обязанность доказывания факта надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении возлагается на административный орган.

Данные требования закона административным органом не соблюдены, что объективно подтверждается следующими обстоятельствами.

Из материалов дела следует, что 18 февраля 2022 года должностным лицом Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 05 мая 2023 года в 12 часов 20 минут. При этом 18 февраля 2023 года вынесено постановление о привлечении Потребительского кооператива «Сервисный морской центр «Аврора» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ. Заявитель не имел возможности присутствовать при вынесении постановления, поскольку полагал, что рассмотрение административного дела было отложено на 05 мая 2023 года 12 часов 20 минут.

Указанные обстоятельства, а именно наличие двух противоположных процессуальных акта, порождает неопределенность.

Таким образом административным органом не соблюден установленный законом порядок привлечения лица к административной ответственности, не созданы условия, необходимые для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ существенное нарушение процессуальных требований, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, является основанием для отмены постановления и возвращения дела на новое рассмотрение.

Согласно п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 (ред. от 23 декабря 2021 года) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки Севастопольской транспортной прокуратурой 23 марта 2021 года выявлены нарушения ПК «СМЦ «Аврора» требований в области охраны окружающей среды.

Срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 8.45 КоАП РФ, в соответствии с пунктом 1 статьи 4.5. КоАП РФ, составляет 1 год и начинает исчисляться со дня его совершения.

Следовательно, по данному делу срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с 23 марта 2021 года, а истек 23 марта 2022 года (через 1 год).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений, статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных, сроков давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, обсуждаться не может.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях ПК «СМЦ «Аврора» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут являться предметом исследования, поскольку при прекращении производства по делу об административном правонарушении суд не вправе обсуждать вопрос о виновности того или иного лица.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении ПК «СМЦ «Аврора» подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу Потребительского кооператива «Сервисный морской центр «Аврора» на постановление №091/05/476/ПП2022 от 18 февраля 2022 года, вынесенное исполняющим обязанности начальника Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Шульгой П.А. о привлечении Потребительского кооператива «Сервисный морской центр «Аврора» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ, удовлетворить частично.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Потребительского кооператива «Сервисный морской центр «Аврора» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ прекратить на основании п.6 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья –

12-249/2023

Категория:
Административные
Статус:
Производство по жалобе прекращено
Истцы
Севастопольская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ПК "Сервисный морской центр "Аврора"
Другие
Сулейманов Эскендео Диляверович
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Котешко Людмила Леонидовна
Статьи

ст.8.45 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
15.08.2023Материалы переданы в производство судье
18.08.2023Истребованы материалы
07.09.2023Поступили истребованные материалы
27.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.10.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
13.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2023Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее