Дело № 2-319/2024
УИД: 04RS0004-01-2024-000509-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 мая 2024 г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Фёдоровой Д.М.,
при секретаре Шилкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Город Гусиноозерск» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства в сфере учета бесхозяйного имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Гусиноозерский межрайонный прокурор Республики Бурятия обратился в суд к Администрации Муниципального образования «Город Гусиноозерск» в интересах неопределенного круга обратился с исковым заявлением о возложении обязанности в течении 2 лет со дня вступлени я решения в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на учет следующих объектов тепловых сетей в качестве бесхозяйных, а именно: <адрес>
Исковые требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере учета бесхозяйного недвижимого имущества, в ходе проверки установлены нарушения, что на территории МО ГП «Город Гусиноозерск» находятся объекты недвижимости - участки тепловых сетей, имеющие признаки имущества. В связи с этим межрайонным прокурором внесено представление, однако администрацией МО ГП «Город Гусиноозерск» в полной мере нарушения федерального законодательства не устранены. Невыполнение ответчиком норм действующего законодательства создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих в г. Гусиноозерске, потребителей коммунальных услуг, на достойную жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, стабильное и безаварийное предоставление коммунальных услуг.
Определениями суда привлечены в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Горводоканал», АО «ИНТЕР РАО – Электрогенерация» в лице филиала «Гусиноозерская ГРЭС».
В судебном заседании представитель истца по доверенности Салихов Р.Н. требования поддержал по доводам искового заявления, просил удовлетворить, пояснил, что оснований для увеличения срока исполнения решения суда не имеется.
Представитель ответчика Администрации МО «Город Гусиноозерск» Левченко В.В. исковые требования признала, при этом просила увеличить срок исполнения решения суда до 5 лет.
Представитель третьего лица АО «ИНТЕР РАО – Электрогенерация» в лице филиала «Гусиноозерская ГРЭС» Алхунова Н.Г. не возражала против удовлетворения исковых требований.
В судебное заседание представитель третьего лица ООО «Горводоканал» не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, с учетом согласия участников процесса, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившего лица.
Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, установленном Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. приказом Росреестра от 15.03.2023 № П/0086. Аналогичный порядок был предусмотрен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580, приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.
Из указанных выше норм следует, что право собственности может быть признано как за имуществом, имеющим собственника, так и бесхозяйной недвижимостью, в связи с чем такие иски предъявляются в т.ч. к муниципальному образованию - администрации органа местного самоуправления, поселения или района, в связи с чем вывод суда второй инстанции о необходимости привлечения органа местного самоуправления в качестве соответчика по делу примененным по делу нормам права и обстоятельствам дела не противоречат.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 16 ФЗ от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 18 ФЗ от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 6 статьи 14 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по: выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло - и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Исходя из положений статьи 50 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ходе проверки Гусиноозерской межрайонной прокуратуры установлено, что на территории МО «Город Гусиноозерск» имеются линейные объекты, поставленные администрацией на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, а также имеются объекты недвижимости, имеющие признаки бесхозяйного имущества, а именно: <адрес>
В нарушение вышеуказанных требований закона администрация МО «Город Гусиноозерск» до настоящего времени не приняла меры по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия с заявлением о постановке данных объектов на учет в качестве бесхозяйного.
По фактам выявленных нарушений межрайонным прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО «Город Гусиноозерск» было внесено представление.
По результатам рассмотрения внесенных мер прокурорского реагирования администрацией МО «Город Гусиноозерск» предоставлен ответ о том, что ведется работа по оформлению бесхозяйных тепловых сетей в собственность МО ГП «Город Гусиноозерск».
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку исковые требования прокурора направлены на пресечение действий, нарушающих права неопределенного круга лиц, при этом прокурор обосновал в своем заявлении, в чем заключаются интересы этих лиц, а также в чем заключается угроза нарушения прав этих лиц, и как интересы этих лиц должны быть защищены, суд приходит к выводу, что действия прокурора по обращению в суд осуществлены в пределах полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также положений Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по вопросу постановки объектов недвижимого имущества на учет как бесхозяйного имущества лежит именно на администрации указанного городского поселения. Отсутствие собственника указанных объектов может также повлечь непринятие мер к своевременному техническому обслуживанию и ремонту тепловых сетей и создает угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, заявленные требования к Администрации МО «Город Гусиноозерск» требования о постановке на учет объектов тепловых сетей в качестве бесхозяйных заявлены обоснованы и подлежат удовлетворению; факт неисполнения вышеуказанных требований законодательства на территории МО «Город Гусиноозерск» подтверждается исследованными доказательствами по делу.
Суд учитывает, что допущенные нарушения требований носят длящийся характер, на момент рассмотрения дела не устранены. Доказательств иного ответчиком – Администрацией МО «Город Гусиноозерск» не представлено.
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, оценивая предложенный истцом срок для устранения допущенных нарушений, – в течение 2 лет со дня вступления решения в законную силу, считает указанный срок разумным и обоснованным.
У суда нет оснований для установления более длительного срока для исполнения решения суда, поскольку указанные нарушения не были устранены во исполнение предписания надзорного органа.
В соответствии с пунктами 9, 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокурор при обращении в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и органы местного самоуправления от уплаты госпошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора удовлетворить.
Возложить на Администрацию МО «Город Гусиноозерск» обязанность в срок в течении 2 (двух) лет со дня вступления решения в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия с заявлением о постановке на учет следующих объектов тепловых сетей в качестве бесхозяйных, а именно: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Фёдорова Д.М.
Решение в окончательной форме принято 17 мая 2024.