Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1685/2024 (2-7523/2023;) ~ М-6586/2023 от 21.12.2023

Дело № 2-1685/2024 (2-7523/2023)

УИД 39RS0002-01-2023-008131-54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 мая 2024 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Крутик Ю.А.,

при помощнике Белозерцевой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончарова А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области о включении периода работы в качестве индивидуального предпринимателя в страховой стаж, перерасчете размера пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Гончаров А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области (далее – ОСФР по Калининградской области) о включении периода работы в качестве индивидуального предпринимателя в страховой стаж, перерасчете размера пенсии.

В обоснование иска указал, что с 07.04.2016 является получателем страховой пенсии по старости, предусмотренной ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при этом продолжает работать. С исчисленным размером пенсии не согласен, полагает его заниженным и определенным без учета всей трудовой деятельности. 03.10.2023 истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом периода его трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.1993 по 31.10.2010, однако перерасчет произведен не был. При этом указано, что из подсчета стажа был исключен период его работы в качестве индивидуального предпринимателя с августа 1995 года по ноябрь 2001 года. Основанием для исключения данного периода работы послужило наличие задолженности по уплате страховых взносов. Однако с таким решением ответчика истец не согласен. Указывает, что в заявлении о перерасчете пенсии просил пенсионный орган оказать ему содействие и в целях подтверждения данных об уплате взносов направить запросы в налоговые органы, однако ответчик этого не сделал.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Гончаров А.В. просил возложить на ответчика обязанность включить в его общий трудовой стаж период работы в качестве индивидуального предпринимателя с августа 1995 года по ноябрь 2001 года и взыскать в его пользу судебные расходы в размере 47450 руб.

Истец Гончаров А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Закариева Д.О. в судебное заседание не прибыла, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие по причине невозможности явиться в суд в назначенное время из-за ограничения движения транспорта в центре города. Ранее в судебном заседании иск поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Также устно уточнила требования, указав, что истец просит также произвести перерасчет размера пенсии с учетом спорного периода работы с 03.10.2023 – даты обращения с соответствующим заявлением. Дополнила, что истец производил уплату единого социального налога на протяжении всей своей трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; по какой причине данные сведения не отражаются в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица неизвестно, но истец в данном случае не должен нести какие-либо негативные последствия, связанные с этим.

Представитель ответчика Тарасевич О.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований Гончарова А.В. просила отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Пояснила, что оснований для учета спорного периода работы истца в его стаж не имеется, поскольку имеется задолженность по уплате страховых взносов в ПФР.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день (п. 1 ст. 17 Федерального закона № 173-ФЗ).

Аналогичные условия установления размера страховой пенсии предусмотрены п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в связи с введением в действие указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле: РП = СК x ЗР/ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ (1671 руб.).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Из приведенных выше норм права следует, что на размер пенсии влияет продолжительность стажа и среднемесячная заработная плата до 01.01.2002, после этой даты - страховые взносы, уплаченные работодателем.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 07.04.2016 Гончарову А.В. назначена страховая пенсия по старости, предусмотренная ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в размере 8539 руб. 13 коп.

Расчетный размер пенсии Гончарова А.В. определен по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из общего трудового стажа в календарном исчислении по состоянию на 31.12.2001 – 15 лет 2 месяца и отношения среднемесячного заработка за период работы 01.01.1979 по 31.05.1983 к средней заработной плате в Российской Федерации за тот же период – 1,2 (ограничено максимальным отношением, фактически – 1,34).

С учетом последовательных индексаций размер пенсии истца с 01.01.2024 составляет 15180 руб. 01 коп.

Действительно, из данных о стаже, справки о назначенной пенсии, а также отзыва ответчика следует, что период работы Гончарова А.В. в качестве индивидуального предпринимателя с 01.08.1995 по 30.11.2001 в его трудовой стаж не учтен. Запись о данном периоде работы в трудовой книжке отсутствует.

Разрешая спор, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имеют право на страховую пенсию при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

Частью 1 статьи 11 названного Федерального закона установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, учитывая требования законодательства об обязательном пенсионном страховании, индивидуальные предприниматели, независимо от наличия у них дохода, обязаны уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, а неуплата страховых взносов за определенный период означает, что данный период в страховой стаж не засчитывается.

Между тем, факт исполнения индивидуальным предпринимателем Гончаровым А.В. обязанности по уплате страховых взносов в ПФР за спорный период своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел.

Так, в соответствии с п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее - Правила), периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Согласно п. 6 Правил к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В соответствии с пунктом 19 Правил № 1015 периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения, начиная с 01.01.1991, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Пунктом 20 Правил № 1015 предусмотрено, что периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

К уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи).

Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

а) взносы на государственное социальное страхование за период до 01.01.1991 - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2002 и с 01.01.2002 - документами территориальных органов ПФР;

в) единый социальный налог (взнос) за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 - документами территориальных налоговых органов;

г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Из содержания ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно абзацу 3 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, учитывая требования законодательства об обязательном пенсионном страховании, индивидуальные предприниматели, независимо от наличия у них дохода, обязаны уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, а неуплата страховых взносов за определенный период означает, что данный период в страховой стаж не засчитывается. Возможность учета предпринимательской деятельности в стаж для назначения страховой пенсии по старости поставлена в зависимость от уплаты индивидуальными предпринимателями страховых взносов в период осуществления этой деятельности, которая должна быть подтверждена соответственно пенсионным и налоговым органом.

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ Гончаровым А.В. суду не было представлено предусмотренных приведенными выше нормами права документов, подтверждающих уплату обязательных платежей.

Напротив, как установлено судом, ни ОСФР по Калининградской области, ни налоговые органы не располагают сведениями об исполнении индивидуальным предпринимателем Гончаровым А.В. обязанности по внесению в спорный период обязательных платежей в ПФР, о чем последние письменно уведомили суд.

Согласно ответу УФНС России по Калининградской области от < Дата > №@ в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствуют сведения о приобретении физическим лицом Гончаровым А.В. статуса индивидуального предпринимателя.

Также Управление не располагает сведениями об осуществлении Гончаровым А.В. в период с 01.01.1995 по 31.12.2001 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и произведении налогоплательщиком соответствующих отчислений в налоговые органы.

Сведения о представлении Гончаровым А.В. налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц (форма № 3-НДФЛ) в информационных ресурсах налоговых органов отсутствуют.

Как следует из справки заместителя начальника ОПУ и АСВ № от < Дата > №-№ Отдел персонифицированного учета и администрирования страховых взносов ОСФР по Калининградской области не может подтвердить стаж индивидуального предпринимателя Гончарова А.В., так как сведения о доходах за 1996 год предоставлены, но перечисления страховых взносов за указанный период отсутствуют; в период с 01.01.1997 по 07.11.2005 сведений о доходах и перечислениях страховых взносов не имеется.

При таком положении оснований для удовлетворения исковых требований Гончарова А.В. и возложения на ОСФР по Калининградской области обязанности включить в его общий трудовой стаж период его работы в качестве индивидуального предпринимателя с августа 1995 года по ноябрь 2001 года и, соответственно, перерасчета размера пенсии не имеется.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Поскольку в удовлетворении иска Гончарову А.В. отказано в полном объеме, не имеется оснований и для возложения на пенсионный орган обязанности возместить понесенные им судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 47450 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., < ░░░░ > ░░░░ ░░░░░░░░, (░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1685/2024 (2-7523/2023;) ~ М-6586/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гончаров Анатолий Викторович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области
Другие
Закариева Динара Олеговна
Суд
Центральный районный суд г. Калининграда
Судья
Крутик Юлия Александровна
Дело на сайте суда
centralny--kln.sudrf.ru
21.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2023Передача материалов судье
28.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.02.2024Предварительное судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
08.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2024Дело оформлено
27.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее