(Мотивированное решение от 01.09.2022) Дело № 2-386/2022
УИД:66RS0017-01-2022-000427-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 25 августа 2022 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Прибыткова И.Н., при секретаре Тукановой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Полетаевой А. А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании права на распоряжение средствами материнского(семейного)капитала,
УСТАНОВИЛ
Полетаева А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании права на распоряжение средствами материнского(семейного)капитала.
В обоснование иска Полетаева А.А. указала, что она является собственником жилого дома, с кадастровым номером № и земельного участка, с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>. Общая площадь жилого дома, согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 58.4 кв.м. В соответствии с планом объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным СОГУП «Артинское БТИ», жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоит из основного строения, общей площадью 39.1 кв. м., и холодного пристроя, площадью 19.2 кв.м., таким образом, площадь дома с холодным пристроем составляла 58,3 кв.м. Она является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Артинском районе Свердловской области Полетаевой А.А., был выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия МК-9 № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Администрацией АГО выдано Уведомление №, согласно которому уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства со строительством жилого пристроя, соответствует установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>. 19.12.2018 г. Администрацией АГО составлен Акт освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с которым реконструкция индивидуального жилого дома со строительством жилого пристроя проведена в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, к освидетельствованию предъявлены следующие конструкции: фундамент - ленточный бутобетонный, стены - полистирольные блоки, перекрытия деревянные, кровля - металлический профилированный лист, окна пластиковые. В результате проведенных работ по реконструкции объекта капитального строительства общая площадь жилого помещения увеличивается на 24.0 кв. м. и после сдачи в эксплуатацию должна составлять 60,8 кв. м. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией АГО выдано уведомление №, согласно которому реконструируемый жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, соответствует требованиям законодательства о градостроительной деятельности. ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером подготовлен технический план здания с кадастровым номером № в связи с изменением его технических характеристик. Экспликация помещения свидетельствует о том, что в результате реконструкции жилого дома площадь его увеличилась в связи с возведением жилого пристроя, площадью 19,8 кв.м, (помещения 5, 6, 7 на плане) на месте холодного пристроя, площадью 19,2 кв.м. <адрес> основного строения до реконструкции составляла 41 кв.м, (помещения 1, 2, 3, 4 на плане). В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН внесены сведения на здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 60,8 кв.м., собственником является Полетаева А.А.. ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> образом, ею для улучшения жилищных условий семьи была проведена реконструкция указанного выше объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которой площадь жилого дома увеличилась до 60,8 кв. м., увеличение площади составило 19,8 кв.м. Она обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, вид расходов: компенсация затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта ИЖС в сумме 524 527 руб. 90 коп. Однако, своим решением от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ - ОПФР по <адрес> отказало в удовлетворении указанного заявления в связи с нарушением порядка подачи заявления (в представленном акте, общая площадь реконструируемого объекта увеличивается на 24 кв.м, и должна составить 72 кв.м., что не соответствует сведениям из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ – 60,8 кв.м. Считает данное решение об отказе в направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий не соответствующим закону, в связи с чем просит признать за ней право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий и обязать ответчика направить денежные средства материнского капитала по сертификату на компенсацию затрат за реконструированный объект индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании Полетаева А.А. не участвовала.
Представитель истца адвокат Белякова Т.А. исковые требования Полетаевой А.А. полностью поддержала, по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ГУ-ОПФР Колотнина И.В. в судебном заседании не участвовала, направив письменный отзыв, в котором возражала против требований истца, поскольку общая площадь жилого дома до реконструкции составляла 58,4 кв.м., а после реконструкции должна была составить 72,0 кв.м., а по факту составила 60,8 кв.м. Таким образом, после реконструкции жилая площадь жилого дома увеличилась на 2,4 кв.м (60,8 – 58,4), что меньше учетной нормы – 12 кв.м. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица Администрации Артинского городского округа Редких О.М. в судебном заседании не участвовала, просив суд рассмотреть дело в ее отсутствие, решение вопроса оставляет на усмотрение суда.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что имеются основания для удовлетворения искового заявления.
К такому выводу суд пришел исходя из следующих обстоятельств.
Реализуя предписания статьи 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.
В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, действуя в соответствии со своими полномочиями и имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел различные дополнительные меры государственной поддержки семьи. Так, в Федеральном законе от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон) для таких семей предусмотрена возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, независимо от места их жительства.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862 (далее – Правила), лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ лица, получившие сертификат (далее - владелец сертификата), могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе использовать их на улучшение жилищных условий.
В силу пункта 4 статьи 10 Закона жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Из содержания указанных норм следует, что владелец сертификата вправе распорядиться средствами материнского (семейного) капитала (их частью), если его участие в обязательствах либо совершение им любых не противоречащих закону сделок или строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства направлены на улучшение жилищных условий.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения споров о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала является установление обстоятельства, свидетельствующего об улучшении жилищных условий, осуществляемом посредством приобретения жилого помещения или строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливают виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.
Приобретение доли в праве собственности на жилое помещение, размер которой позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение, свидетельствует об улучшении жилищных условий семьи лица, получившего сертификат на материнский (семейный) капитал.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ установлены основания отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в случае: 1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 3 настоящего Федерального закона; 2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; 3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; 4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; 5) ограничения лица, указанного в ч. ч. 1 и 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); 6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в ч. ч. 1 и 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом РФ (на период отобрания ребенка); 7) несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным ч. 7 ст. 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного ч. 8 ст. 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2006 № 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться: 1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели; 2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство ( реконструкцию ) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, и в соответствии со статьей 20 Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Судом установлено и подтверждается представленными доказательствами, что Полетаева А.А. является собственником жилого дома, с кадастровым номером № и земельного участка, с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>.
Общая площадь жилого дома, согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 58.4 кв.м.
В соответствии с планом объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным СОГУП «Артинское БТИ», жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоит из основного строения, общей площадью 39.1 кв. м., и холодного пристроя, площадью 19.2 кв.м., таким образом, площадь дома с холодным пристроем составляла 58,3 кв.м.
Полетаева А.А. является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Артинском районе Свердловской области Полетаевой А.А., был выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия МК-9 № от ДД.ММ.ГГГГ
12.10.2018 Администрацией АГО выдано Уведомление №, согласно которому уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства со строительством жилого пристроя, соответствует установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
19.12.2018 г. Администрацией АГО составлен Акт освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с которым реконструкция индивидуального жилого дома со строительством жилого пристроя проведена в срок с 12.10.2018 г. по 19.12.2018 г., к освидетельствованию предъявлены следующие конструкции: фундамент - ленточный бутобетонный, стены - полистирольные блоки, перекрытия деревянные, кровля - металлический профилированный лист, окна пластиковые. В результате проведенных работ по реконструкции объекта капитального строительства общая площадь жилого помещения увеличивается на 24.0 кв. м. и после сдачи в эксплуатацию должна составлять 60,8 кв. м.
03.04.2019 г. Администрацией АГО выдано уведомление №, согласно которому реконструируемый жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, соответствует требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
05.03.2019 кадастровым инженером подготовлен технический план здания с кадастровым номером № в связи с изменением его технических характеристик. Экспликация помещения свидетельствует о том, что в результате реконструкции жилого дома площадь его увеличилась в связи с возведением жилого пристроя, площадью 19,8 кв.м, (помещения 5, 6, 7 на плане) на месте холодного пристроя, площадью 19,2 кв.м. Общая площадь основного строения до реконструкции составляла 41 кв.м, (помещения 1, 2, 3, 4 на плане).
В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15.03.2022 г., в ЕГРН внесены сведения на здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 60,8 кв.м., собственником является Полетаева А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
24.03.2022 г. Полетаева А.А. обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, вид расходов: компенсация затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта ИЖС в сумме 524 527 руб. 90 коп.
Решением от 30.03.2022 г. № ГУ – ОПФР по Свердловской области отказало в удовлетворении указанного заявления в связи с нарушением порядка подачи заявления (в представленном акте, общая площадь реконструируемого объекта увеличивается на 24 кв.м. и должна составить 72 кв.м., что не соответствует сведениям из выписки ЕГРН от 28.03.22 – 60,8 кв.м.
В порядке подготовки в рассмотрению данного гражданского дела, судом на Администрацию Артинского городского округа была возложена обязанность обследовать реконструированный объект недвижимости и предоставить суду информацию о результате проведенных работ по реконструкции объекта капитального строительства – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно об изменении (увеличении) площади жилого дома в связи с возведением жилого пристроя, с указанием площади жилого дома (жилых помещений) до реконструкции, а также площади жилого дома (жилых помещений) после реконструкции.
Согласно представленной суду письменной информации Администрации Артинского городского округа, 24.08.2022 был обследован объект (жилой дом), расположенный по адресу: <адрес>, на предмет проведения реконструкции со строительством жилого пристроя. В результате обследования выявлено, что Полетаевой А.А. были проведены работы по реконструкции жилого дома со строительством жилого пристроя на месте холодного пристроя. Выполнен монтаж фундамента, возведение стен, перекрытий, кровли, установка окон, дверей. В результате проведенных работ по реконструкции объекта капитального строительства общая площадь жилого помещения изменилась, увеличилась на 24.0 кв.м. и после сдачи объекта капитального строительства в эксплуатацию составила 60.8 кв.м.
Таким образом, после реконструкции жилая площадь жилого дома увеличилась на 24.0 кв.м, что больше учетной нормы – 12.0 кв.м., в связи с чем Полетаева А.А. имеет право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Полетаевой А. А. - удовлетворить.
Признать за Полетаевой А. А. право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области направить денежные средства материнского капитала по сертификату серии МК-9 № от ДД.ММ.ГГГГ на компенсацию затрат за реконструированный объект индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Прибытков И.Н.