Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-127/2024
19 марта 2024 года г.Советск
Советский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Ларининой М.В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарями З.Т,А., Г.Е.В., с участием помощника прокурора Советского района Кировской области И.И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-127/2024 (УИД: 43RS0035-01-2024-000066-09) по иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации в лице министерства лесного хозяйства Кировской области к Новикову Николаю Николаевичу о взыскании расходов на тушение лесного пожара,
У С Т А Н О В И Л:
Кировский межрайонный природоохранный прокурор (далее - истец, прокурор) обратился в суд в интересах министерства лесного хозяйства Кировской области порядке ст. 45 ГПК с иском к Новикову Н.Н. (далее – ответчик) о взыскании расходов на тушение лесного пожара. В обосновании требований указано, что 23.04.2023 в квартале 24 выделе 20 Первомайского участкового лесничества Суводского лесничества на общей площади 0,1 га произошел лесной пожар, в результате чего министерству лесного хозяйства Кировской области причинен материальный ущерб в размере 173 674 рубля, который согласно примечанию к статье 261 УК РФ является значительным. По факту уничтожения и повреждения лесных насаждений 13.11.2023 виновным по приговору суда признан - Новиков Н.Н. Установлено, что тушение лесного пожара в квартале 24 выделе 20 Первомайского участкового лесничества Суводского лесничества осуществлялось силами КОГСАУ «Лесоохрана». Фактически полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов министерством лесного хозяйства Кировской области передано подведомственному специализированному учреждению КОГСАУ «Лесоохрана». Затраты, связанные с тушением лесного пожара, составили 80 805,98 руб., что подтверждается справкой о затратах на тушение пожара КОГСАУ «Лесоохрана». Просит взыскать с Новикова Н.Н. в пользу Российской Федерации в лице министерства лесного хозяйства Кировской области, расходы на тушение лесного пожара в квартале 24 выделе 20 Первомайского участкового лесничества Суводского лесничества, в размере 80 805 руб. 98 коп. (л.д.4-6).
В судебном заседании помощник прокурора Советского района Кировской области И.И.А., действующий на основании поручения № 8-2024/20330046/Исуб7-24 от 31.01.2024 (л.д.110) исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора поддержал, просил иск удовлетворить.
Ответчик Новиков Н.Н. в судебном заседании исковые требования признал частично, факт пожара, произошедшего по его вине, признает, расчет истца не оспаривает, просит учесть его материальное и семейное положение.
Представитель ответчика - адвокат К.С.П., действующий на основании ордера № от 13.02.2024 (л.д.100-101), иск признал частично, суду пояснил, что преступление, в совершении которого виновным признан Новиков Н.Н., является неосторожным, умысел отсутствует, калькуляцию расчета ущерба не оспаривает. Просит суд снизить сумму взыскания в связи с тяжелым материальным положением Новикова Н.Н., что подтверждается предоставленными суду документами (л.д.211-218).
Третье лицо – министерство лесного хозяйства Кировской области в суд не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представитель К.Т.В., действующая на основании доверенности № от 09.01.2024, направила мнение по иску, в котором указала, что заявление природоохранного прокурора поддерживает, считает его подлежащим удовлетворению в полном объеме (л.д.93, 117, 118-121).
Представитель третьего лица – КОГСАУ «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов» в судебное заседание не явился. От представителя П.А.С., действующего на основании доверенности <адрес>2 от 27.05.2021, поступило ходатайство, в котором он просит рассмотреть дело без участия представителя КОГСАУ «Лесоохрана», доводы, изложенные истцом, поддерживает в полном объеме (л.д.95, 102-105, 116, 210).
Суд, выслушав доводы прокурора, ответчика и его представителя, исследовав письменные материалы дела, материалы уголовного дела № 1-87/2023, оценив все доказательства в совокупности, приходит следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан,; либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно п.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - закона № 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Статья 78 закона № 7-ФЗ устанавливает, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Согласно части 3 статьи 78 закона № 7-ФЗ иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Статьей 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
Согласно ч.1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе, осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.
Согласно ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, регламентирован в разделе III Письма Минсельхоза РФ от 10.11.2009 N АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений» (вместе с Рекомендациями по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений) и состоит из оплаты труда работников, участвующих в тушении лесных пожаров, налогов и обязательных платежей, начисляемых на фонд оплаты труда, транспортных расходов, расходов на горюче-смазочные материалы, расходов на материальные запасы, расходов на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, прочих текущих расходов (оплата услуг
физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушение лесных пожаров).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о министерстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 № 145/167 (далее - Положение), министерство исполняет государственную функцию «управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов» и является центром ответственности за ее исполнение (л.д.54-58).
Распоряжением Правительства Кировской области № 416 от 21.12.2011 путём изменения типа из Кировского областного государственного специализированного бюджетного учреждения «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов» создано Кировское областное государственное специализированное автономное учреждение «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов» (далее - КОГСАУ «Лесоохрана»).
Согласно пункта 2.1 Устава КОГСАУ «Лесоохрана» автономное учреждение создано в целях выполнения работ по тушению лесных пожаров, осуществлению мер пожарной безопасности в лесах, выполнения авиационных и наземных хозяйственных работ в области лесных отношений (л.д.59-68).Приказом министерства лесного хозяйства Кировской области от 29.12.2022 № 166 «О государственном задании на 2023-2025 годы» до КОГСАУ «Лесоохрана» доведено государственное задание на проведение работ по предупреждению лесных пожаров и проведению наземного патрулирования на не арендованной территории лесного фонда, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, авиационное патрулирование всей области, а также работы по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории всей Кировской области.
Таким образом, фактически полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов министерством лесного хозяйства Кировской области переданы подведомственному специализированному учреждению -КОГСАУ «Лесоохрана».
Из материалов данного дела и материалов уголовного дела № 1-87/2023 следует, что 23.04.2023 в квартале 24 выделе 20 Первомайского участкового лесничества Суводского лесничества на общей площади 0,1 га произошел пожар (л.д.26-31), тушение которого осуществлялось силами КОГСАУ «Лесоохрана». Потерпевшим по уголовному дело признано министерство лесного хозяйства Кировской области в лице представителя Х.С.М. (л.д. 13-25,32-53,122-208; уголовное дело № 1-87/2023 том 1 л.д.96-99, 102-133,135-137,163-168, 175).
Из приговора Советского районного суда Кировской области от 13.11.2023, вступившего в законную силу 29.11.2023, следует, что огонь от очага пожара распространился по полю в квартал 24 выдел 20 Первомайского участкового лесничества Суводского лесничества. В результате действий Новикова Н.Н. огнём уничтожены лесные насаждения породы ель, объёмом 12,25 м3, породы пихта, объемом 1,04 м3, повреждены лесные насаждения породы ель, пихта, липа на площади 0,1 га, чем министерству лесного хозяйства Кировской области причинён ущерб на общую сумму - 173 674 рубля, который согласно примечанию к статье 261 УК РФ является значительным.
Приговором Новиков Н.Н. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 261 УК РФ, в соответствии с ч.2 ст.69 УК РФ ему назначено наказание - 1 год исправительных работ с удержанием из заработной платы 5% в доход государства (л.д. 9-12; уголовное дело № 1-87/2023 том 2 л.д. 222-228, 245).
В соответствии с ч.4 ст.61 ГПК РФ, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Таким образом, вина Новикова Н.Н. в совершении уничтожения и повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнём, с причинением значительного ущерба Российской Федерации, установлена приговором суда, вступившим в законную силу, следовательно, имеются правовые основания для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности по возмещению расходов на тушение лесного пожара.
Затраты, связанные с тушением лесного пожара в квартале 24 выделе 20 Первомайского участкового лесничества Суводского лесничества на общей площади 0,1 га, составили - 80 805 руб. 98 коп.
Указанные затраты подтверждаются справкой о затратах на тушение лесного пожара № 15 (л.д.14), расчетом заработной платы работников учреждения, занятых на тушении пожаров за апрель 2023 (л.д.15), ведомостью по учету выплаты за налет часов летному составу за апрель 2023 (л.д.16), сводной ежемесячной ведомостью по выплате надбавок за тушение лесных пожаров работниками КОГСАУ «Лесоохрана» за апрель 2023 (л.д.17-19), затратами на радиосвязь (л.д.20), расчетом затрат на страхование транспортных средств на тушение лесных пожаров в апреле 2023 (л.д.21), затратами на связь (л.д.22), актом оказанных услуг № 20341628581/600 от 30.04.2023 (л.д.23), счет-фактурой от 30.04.2023 (л.д.23 оборотная сторона), расчетом размера ежегодной платы за использование в РФ радиочастотного спектра от 12.04.2023 (л.д.24), расчетом затрат на страхование от несчастных случаев на тушении лесных пожаров в апреле 2023 (л.д.25), табелем учета рабочего времени с 1 по 30 апреля 2023 (л.д.37-39), актами о списании материальных запасов от 23.04.2023 (л.д.46,47,51), актами о списании материальных запасов от 30.04.2023 (л.д.40,41,44), актом о списании материальных запасов от 14.06.2023 (л.д.49) путевыми листами № 72, № 9, № 10 от 23.04.2023 (л.д.41,43,45), ведомостью расходов материальных ценностей на пожар № 15 от 23.04.2023 (л.д.48), ведомостью выдачи бортового питания за апрель 2023 (л.д.50), ведомостью расходов питания на пожар 15 от 23.04.2023 (л.д.52-53).
Из представленной истцом по запросу суда калькуляции затрат на тушение лесного № 8-2024/20330046/Исорг22-24 от 11.03.2024 следует, что в сумму расходов на тушение пожара входят затраты: на оплату труда работников, участвующих в тушении пожара в размере - 37 509,10 руб., сумма налогов и обязательных платежей, начисляемых в фонд оплаты труда в размере – 11 437,64 руб., транспортные расходы (на аренду воздушного судна) в размере – 19 914, 85 руб., на горюче-смазочные материалы в размере – 8 649, 83 руб., на мягкий инвентарь в размере - 171,12 руб., на средства индивидуальной защиты в размере - 100,22 руб., на продукты питания в размере – 2 854,74 руб., прочие материальные расходы (ОСАГО, страхование от несчастных случаев) в размере - 27,73 руб., на связь в размере - 140,75 руб., а всего сумма прямых расходов на тушение лесного пожара составила – 80 805, 98 руб. (л.д.14-53, 122-133).
В соответствии со ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, ст. 83 ЛК РФ, разделом III письма Минсельхоза РФ от 10 ноября 2009 № АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений», суд приходит к выводу, что факт наличия вины ответчика в причинении вреда окружающей среде, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным ущербом, установлен, сумма расходов, направленных на тушение лесного пожара документально подтверждена.
Расчет, произведенный истцом, проверен судом и признан арифметически верным.
Расчет, представленный истцом, соответствует разделу III Письма Минсельхоза РФ от 10.11.2009 N АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений». Ответчик, его представитель свой расчёт суду не предоставили, расчёт истца не оспаривали, с размером затрат на тушение лесного пожара согласились.
Ответчик Новиков Н.Н., его представитель - адвокат К.С.П. в судебном заседании заявили о частичном признании исковых требований, ходатайствовали о снижении суммы ущерба с учетом материального положения Новикова Н.Н.
Проанализировав представленные доказательства и, оценив их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что имеются правые основания для взыскания с ответчика расходов, понесенных на тушение пожара.
В соответствии с ч.3 ст. 1083 ГК РФ суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его
имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.
Ответчик Новиков Н.Н. по месту жительства и по месту работы (ИП П.А.И., мастер леса) характеризуется положительно (уголовное дело № 1-87/2023, том 1 л.д.237; том 2 л.д. 42, 57).
Принимая во внимание невысокий размер дохода Новикова Н.Н. (л.д. 218), семейное положение ответчика (л.д. 211), отсутствие самостоятельного заработка у супруги Н.З.И. (л.д. 212-217), учитывая факт причинения вреда ответчиком неумышленными действиями, а также исходя из принципов разумности и справедливости, в целях соблюдения баланса интересов сторон, суд приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера возмещения вреда, причиненного ответчиком, с учетом его имущественного положения, до 60000 руб.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика следует взыскать на основании п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в бюджет муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области государственную пошлину в размере 2000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ №, ░░░░ №), ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ – 60000 (░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ – 2000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25.03.2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░