Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-33/2024 (21-1050/2023;) от 15.12.2023

Судья Грицык А.А. дело № 21-33/2024 (21-1050/2023)

РЕШЕНИЕ

г. Самара 21 февраля 2024 года

Судья Самарского областного суда Горьков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Халеппо Е.М., действующего на основании доверенности в интересах АО «Самаранефтегаз», на решение судьи Ленинского районного суда г. Самары от 15.11.2023 об оставлении без изменения постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в сфере обращения с отходами, геологического, земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охот по Самарской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 27.09.2023 о привлечении АО «Самаранефтегаз» к административной ответственности по части 7 статьи 8.2, части 1 статьи 8.21, статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в пределах санкции части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в сфере обращения с отходами, геологического, земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охот по Самарской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от ДД.ММ.ГГГГ АО «Самаранефтегаз» привлечено к административной ответственности по части 7 статьи 8.2, части 1 статьи 8.21, статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания с применением положений статьи 4.4 названного кодекса в пределах санкции части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Самары от 15.11.2023 вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поступившей в Самарский областной суд, защитник Халеппо Е.М. просит отменить состоявшиеся по делу акты как незаконные, производство по делу прекратить.

Допрошенный в суде апелляционной инстанции в качестве свидетеля ФИО3 показал, что после проведенной актуализации разрешительные доку менты не получались, поскольку действие ранее полученных разрешительных документов не истекло.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав поддержавших доводы жалобы защитников Халеппо Е.М., ФИО4, ФИО5, возражения представителей Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО6, ФИО7, пояснения свидетеля ФИО8, прихожу к следующему.

Частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, что влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В статье 12 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и негативного воздействия на окружающую среду установлены нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для атмосферного воздуха.

Как усматривается из материалов дела, в период с 4 по 24 июля 2023 года в рамках осуществления Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям плановой выездной проверки по соблюдению требований природоохранного законодательства юридическим лицом АО «Самаранефтегаз», эксплуатирующим объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (объект НВОС<данные изъяты>» -П, расположенный в <адрес> области, 1 категории опасности, было выявлено:

- нарушение пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выраженное в осуществлении деятельности по обращению с отходами без разработанных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- нарушение пункта 5 статьи 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выраженное в предоставлении в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год не полной информации о платежной базе, что повлекло неполное внесение платы за негативное воздействие за период с 11.08.2022 по 31.12.2022;

- нарушение статей 12, 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выраженное в осуществлении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на указанном выше объекте НВОС.

Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 7 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.21, статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим объединением в одно производство и привлечением юридического лица АО «Самаранефтегаз» к административной ответственности по указанным статьям с назначением наказания в пределах санкции части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наибольший административный штраф в денежном выражении.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, перечисленными в обжалуемых постановлении должностного лица и судебном акте, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили должностному лицу административного органа и судье районного суда прийти к обоснованному выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующихся между собой.

Действия юридического лица АО «Самаранефтегаз», допустившего вышеуказанные нарушения, правильно квалифицированы по части 7 статьи 8.2, части 1 статьи 8.21, статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего отношения в области охраны окружающего воздуха, окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции признает правомерными выводы судьи районного суда о том, что АО «Самаранефтегаз» не соблюдены требования в области охраны атмосферного воздуха, окружающей среды и обращении с отходами производства, что образует в действиях юридического лица состав административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена частью 7 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.21, статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание в виде административного штрафа, назначенное в соответствии со статьями 3.1, 3.5, 4.1, 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере санкции статьи, предусматривающей наибольший административный штраф в денежном выражении, является справедливым и соразмерно содеянному.

Доводы стороны защиты о необоснованном привлечении к административной ответственности и неправильной оценке представленных в материалы дела доказательств не принимается во внимание судом апелляционной инстанции как основанные на неверной трактовке норм права и субъективной оценке обстоятельств дела.

Актуальные сведения об объектах НВОС необходимы для осуществления контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью обеспечения конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно пункту 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 указанные нормативы разрабатываются для каждого объекта I категории.

Вместе с тем, объект НВОС <адрес>» -П имеет иные границы, чем ранее поставленный на учет объект НВОС «. В состав СИКН входили <адрес>. В состав «<адрес>» входят только Кинель-Черкасский район и г. Отрадный Самарской области, при этом на объекте НВОС объекты размещения отходов отсутствовали, а на объекте НВОС <адрес> числятся 2 объекта размещения отходов.

В силу части 6 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

При проведении актуализации АО «Самаранефтегаз» было выбрано основание для актуализации «изменение характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды».

Вместе с тем, согласно приведенным выше нормам, нормативы образования отходов и лимитов на размещение отходов, разрешения на выбросы загрязняющих веществ должны быть получены до образования отходов и быть актуальными в течение всего периода осуществления предпринимательской деятельности.

Довод стороны защиты о том, что при подаче заявления на актуализацию невозможно было использовать иную процедуру (корректировку) в соответствующей программе предоставления государственных услуг, не влечет за собой исключение выводов о виновности Общества в инкриминируемых административных правонарушениях, поскольку процесс актуализации объектов НВОС имеет заявительный характер, Обществом направлено заявление на актуализацию и выбрано основание для актуализации, своевременных мер для реализации иных необходимых действий Общество не принимало.

Довод стороны защиты о необходимости применения положений статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в рассматриваемом случае, не влечет исключение выводов о виновности АО «Самаранефтегаз» в совершении инкриминируемых административных правонарушений, поскольку указанным Законом с 01.01.2019 введена новая система нормирования в области охраны окружающей среды, в том числе нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" к объектам I, II, III и IV категорий.

Статья 11 Закона № 219-ФЗ содержит переходные положения, согласно которым выданные до 01.01.2019 разрешения и документы действуют до дня истечения срока их действия или до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду.

Вместе с тем, указанная норма не подменяет собой иные положения нормативных актов, согласно которым действие нормативов и разрешительной документации должны соответствовать техническим характеристикам поставленного на регистрационный учет объекта.

Факт подготовки Обществом документов для получения комплексной экологической экспертизы и наличие разрешительной документации на объект, поставленный на регистрационный учет до проведения актуализации, не исключает обязанности приведения в соответствие нормативов и разрешений с учетом изменений технологических процессов или изменения места нахождения, в связи с наличием которых, была произведена актуализация объекта.

Довод стороны защиты о том, что действия по актуализации объекта были проведены в связи с выданным Росприроднадзором предостережением № 47 от 21.06.2020 также не исключает выводов о виновности Общества в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку не исключает обязанности соблюдения норм действующего законодательства при проведении процедуры актуализации объектов.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В остальном доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебной инстанцией при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственностисоблюдены.

Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену или изменение вынесенных по делу постановления должностного лица административного органа и решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективноми своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целями интересам лица, в отношении которого ведется производство по делуоб административном правонарушении.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа и судья районного суда правильно установили все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях АО «Самаранефтегаз» состава административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.21, статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Ленинского районного суда г. Самары от 15.11.2023 об оставлении без изменения постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в сфере обращения с отходами, геологического, земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охот по Самарской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении АО «Самаранефтегаз» к административной ответственности по части 7 статьи 8.2, части 1 статьи 8.21, статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания с применением статьи 4.4 названного кодекса в пределах санкции части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу защитника Халеппо Е.М. - без удовлетворения.

В соответствии со статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Самарского областного суда п/п Д.В. Горьков

«КОПИЯ ВЕРНА»

Подпись судьи_________________________

помощник судьи Н.С. Кулишова__________

«_______»______________________ 2024 г.

21-33/2024 (21-1050/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Другие
Халеппо Е.М.
АО "Самаранефтегаз"
Александрова Н.И. Роприроднадзор по Самарской и Ульяновской областям
Суд
Самарский областной суд
Судья
Горьков Д. В.
Статьи

ст.8.2 ч.7 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
19.12.2023Материалы переданы в производство судье
18.01.2024Судебное заседание
14.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2024Дело оформлено
18.03.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее