57RS0023-01-2022-003137-71 |
Дело № 12-83\2022 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
4 октября 2022 года |
г. Орёл |
Судья Орловского районного суда Орловской области Дементьев А.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда жалобу заместителя директора общества с ограниченной ответственностью «Экологистик» Троянова А. В. на постановление № от Дата заместителя главного государственного санитарного врача по Орловской области Обуховой И.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением № от Дата заместителя главного государственного санитарного врача по Орловской области Обуховой И.И. заместитель директора общества с ограниченной ответственностью «Экологистик» Троянов А.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Троянов А.В. обратился в суд с жалобой, в которой, не оспаривая вины в совершении административного правонарушения, ссылаясь на положения ч.5 ст.4.4 КоАП РФ, просит отменить постановление должностного лица и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что фактически Орловской природоохранной прокуратурой проведено одно надзорное мероприятие, в результате которого выявлены несколько однородных нарушений одних и тех же правил, квалифицируемых по одной статье КоАП РФ. В связи с чем, по мнению заявителя, должностным лицом необоснованно было вынесено несколько постановлений о привлечении Троянова А.В. к административной ответственности фактически за совершение одного правонарушения.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Троянов А.В. не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Суд, изучив доводы жалобы, выслушав должностных лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в числе прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (п. 1). Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 2).
В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п.11. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
плюс 5 °C и выше - не более 1 суток;
плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Согласно пп.14-15 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», транспортирование ТКО (КГО) с контейнерных площадок должно производиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по сбору и транспортированию ТКО, с использованием транспортных средств, оборудованных системами, устройствами, средствами, исключающими потери отходов.Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что первым заместителем директора ООО «Экологистик» Трояновым А.В., обеспечивающим, в силу должностных обязанностей, выполнение вопросов, связанных с текущей деятельностью ООО «Экологистик», в том числе, с вывозом ТКО с территории мест накопления, допущены нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении периода накопления твердых коммунальных отходов в мусоросборниках, установленного п.11 СанПиН 2.1.3684-21, которые выразились в не осуществлении вывоза ТКО по адресам г г. Орёл, <адрес>, г. Орёл, <адрес>, г. Орёл, <адрес> при среднесуточной температуре ниже +5 градусов в период с Дата по Дата.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Троянова А.В. к административной ответственности ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.
Вместе с тем согласно ч. 5 ст. 4.4. КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Часть 5 ст. 4.4. КоАП РФ введена Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 6 апреля 2022 года.
Согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2).
Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления от 20 апреля 2006 года N 4-П; от 14 июля 2015 N 20-П определения от 16 января 2001 года N 1-О, от 10 октября 2013 года N 1485-О и от 21 ноября 2013 года N 1903-О).
Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Как усматривается из представленных суду материалов усматривается, что Дата в отношении заместителя директора общества с ограниченной ответственностью «Экологистик» Троянова А.В. помимо оспариваемого постановления №, заместителем главного государственного санитарного врача по <адрес> Обуховой И.И. были вынесены: постановление №, по факту не вывоза ТКО по адресам: Орёл, <адрес>, пер. Карачевское, <адрес>; постановление № по факту не вывоза ТКО по адресам: г. Орёл, <адрес>, г. Орёл, <адрес>, г. Орёл, <адрес>; постановление № по факту не вывоза ТКО по адресам: г. Орёл, <адрес>, д. Образцово, <адрес>, которыми Троянов А.В. привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.
Таким образом усматривается, что все вышеуказанные административные правонарушения совершены одним субъектом и были выявлены в ходе проведения одной проверки, а именно мониторинга Орловским природоохранным прокурором, осуществляющим надзор, средств массовой информации, что следует из постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, раздельное рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении заместителя директора общества с ограниченной ответственностью «Экологистик» Троянова А.В. с вынесением отдельных постановлений по нескольким адресам из выявленных в общей сложности 11 адресов, приводит к созданию искусственной множественности дел, что недопустимо.
Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ являются существенным нарушением процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В соответствии с п. 4 указанной статьи суд в данном случае отменяет постановление по делу об административном правонарушении и направляет дело на новое рассмотрение.
На основании изложенного, судья
решил:
постановление № от Дата заместителя главного государственного санитарного врача по Орловской области Обуховой И.И., которым Троянов А. В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, дело возвратить на новое рассмотрение должностному лицу административного органа.
Судья А.А. Дементьев