Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-35/2024 от 15.01.2024

     дело № 11-35/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 апреля 2024 года                                                      г. Вязьма Смоленской области

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,

при секретаре Зуевой С.А.,

с участием ответчика Мацидона С.В.,

представителя ответчика Мацидона С.В. – Ильина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «СПЕЦАТХ» к Мацидону С. В. о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, по апелляционной жалобе ответчика Мацидона С. В. на решение мирового судьи судебного участка № 16 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 30 октября 2023 года,

УСТАНОВИЛ:

АО «СПЕЦАТХ» обратилось к мировому судье судебного участка № 16 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области с иском к Мацидону С. В. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Требования мотивированы тем, что с 1 января 2019 года наделено статусом регионального оператора по осуществлению деятельности в Смоленской области по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), которое является коммунальной услугой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Договор заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, может быть дополнен соглашением сторон.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители Смоленской области. Такой договор носит характер публичной оферты. Типовая форма договора, информация о тарифе, предложение, обращенное ко всем потребителям Смоленской области, заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, форма заявки, перечень необходимых документов были размещены 14 ноября 2018 года на сайте АО «СПЕЦАТХ», размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.sah67.ru. Вся необходимая информация была размещена в газетах: «Смоленские новости» № 57 от 28 ноября 2018 года, «Рабочий путь» № 229 от 29 ноября 2018 года, «Смоленская газета» № 44 от 28 ноября 2018 года и иных печатных изданиях Смоленской области.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из норматива накоплений ТКО, утвержденного органами власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нормативы накопления ТКО для жителей Смоленской области, предельные тарифы на услуги регионального оператора ежегодно устанавливаются Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.

Предельные тарифы на услуги регионального оператора на каждый год устанавливаются постановлениями Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.

Пунктом 148 (34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, установлено, что размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих или временно проживающих потребителей в жилом помещении. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148(36) Правил).

Согласно выписке из ЕГРН, Мацидон С.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. По данному жилому помещению открыт лицевой счет ХХХ.

В нарушении норм жилищного законодательства, ответчик не производит оплату услуг по обращению с ТКО, в результате чего образовалась задолженность за период с 1 января 2019 года по 30 апреля 2023 года в размере 4 862 рублей 46 копеек, которую просил взыскать с ответчика, а также расходы по уплате государственной пошлины – 400 рублей 00 копеек.

При этом 21 июня 2023 года мировым судьей судебного участка № 16 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области вынесен судебный приказ о взыскании с Мацидона С.В. задолженности по оплате услуги регионального оператора по обращению с ТКО за период с 1 января 2019 года по 30 апреля 2023 года в сумме 4 862 рублей 46 копеек, а также расходов по уплате государственной пошлины – 200 рублей 00 копеек, который на основании поступивших от должника возражений относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи от 12 июля 2023 года отменен.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца – АО «СПЕЦАТХ» не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Мациидон С.В. требования не признал, поскольку квартира <адрес>, жилым помещением не является. Данная квартира непригодна для проживания, соответственно, ТКО не образуются, услуга региональным оператором не оказывается, <адрес> не является многоквартирным, поскольку ответчик является собственником всех квартир в данном доме. Также заявил о применении срока исковой давности.

Решением мирового судьи судебного участка № 16 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 30 октября 2023 года частично удовлетворены исковые требования АО «СПЕЦАТХ» к Мацидону С.В. Названным решением постановлено: взыскать с Мацидона С.В. в пользу АО «СПЕЦАТХ» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 мая 2020 года по 30 апреля 2023 года в размере 3 397 рублей 50 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины - 400 рублей 00 копеек.

    Не согласившись с принятым судебным актом, ответчиком Мацидоном С.В. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение мирового судьи от 30 октября 2023 года отменить как незаконное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, отказать в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку квартира <адрес>, непригодна для проживания весь период, за который ему начислены платежи, в связи с чем у него отсутствует обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО. Все жилые и нежилые помещения, расположенные в указанном доме, принадлежат ему. Согласно заключению ООО «Вязьмаполимерстрой» проект все помещения непригодны для постоянного проживания граждан. Мировой судья не объединил четыре гражданских дела в одно производство, несмотря на то, что они были однородными. Мировой судья неправомерно возложил на него обязанность по уплате государственной пошлины, поскольку платежные поручения об уплате государственной пошлины фигурируют в различных делах. Просит взыскать с истца в пользу ответчика государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 200 рублей 00 копеек.

Представителем ответчика – АО «СПЕЦАТХ» подано возражение по доводам апелляционной жалобы, в котором просит решение мирового судьи от 30 октября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Мацидон С.В. и его представитель Ильин А.В. доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям, представив дополнение к апелляционной жалобе, в котором ответчик указал, что место накопления и (или) источник образования отходов, а именно дом <адрес>, не включен в территориальную схему обращения с отходами, а доказательств факта реального оказания услуг собственником ТКО не представлено.

Представитель истца – АО «СПЕЦАТХ» не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Также представлено возражение на дополнение к апелляционной жалобе ответчика, в котором просит решение мирового судьи от 30 октября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения, указав, что отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к предъявлению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения. Согласно типовому договору услуги ответчику оказываются путем транспортировки ТКО из всех мест накопления ТКО на территории г. Вязьмы и Вяземского района Смоленской области (контейнерных площадок), в том числе с ближайшей контейнерном площадки для накопления ТКО. Общими площадками пользуются собственники и наниматели жилых и нежилых помещений. Ближайшая контейнерная площадка к дому № <адрес>, расположена между домами <адрес>, в пределах 100 м. согласно скриншотам, сделанным с сайта территориальной схемы обращения с отходами на территории Смоленской области. Ответчик имел возможность ознакомиться с Территориальной схемой в целях определения наиболее удобной контейнерной площадки для накопления своих отходов. Образование ТКО является бесспорным, закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека. Только региональный оператор имеет право на обращение с ТКО. Самостоятельная деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО нарушает порядок обращения с отходами и является нарушением экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Претензий по качеству оказываемой услуги не поступало; актов некачественного оказания (неоказания) услуг по обращению с ТКО ответчиком в материалы дела не представлено.

Заслушав ответчика и его представителя, апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, поскольку его неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) не является препятствием к рассмотрению дела.

Заслушав ответчика и его представителя, изучив материалы дела, материалы дела № 2-1997/2023-16, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, то есть уплате коммунальных платежей, предусмотренных договором.

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153, статьи 155 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника с момента возникновения права собственности.

В силу части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1). Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).

Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности.

Согласно части 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с подпунктом «в» пункта 8 (1) которого, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сфера деятельности по обращению с отходами производства и потребления, а также деятельность региональных операторов регулируется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими нормативно-правовыми актами.

В силу пунктов 1, 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 426 ГК РФ определено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Согласно пункту 1 статьи 24.7 названного Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

При этом по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

Пунктами 4, 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее – Правила), устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).

В соответствии с пунктом 8(17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии со статьей 718 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. При этом, как указывалось выше, договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).

Пунктом 148 (34) Правил № 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Согласно пункту 148 (36) названных Правил № 134 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом

В силу абзаца первого статьи 309, пункта 1 статьи 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Судом установлено и следует из материалов дела, в Смоленской области АО «СПЕЦАТХ» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО. С 1 января 2019 года АО «СПЕЦАТХ» приступило к осуществлению деятельности по обращению с ТКО на территории всей Смоленской области и является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей - физических и юридических лиц.

АО «СПЕЦАТХ» анонсировало публичную оферту (предложение заключить договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: 14 ноября 2018 года на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.sah67.ru разместило типовую форму договора, информация о тарифе, предложение, обращенное ко всем потребителям Смоленской области, заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, форма заявки, перечень необходимых документов. Одновременно с этим вся необходимая информация размещена в газетах: «Смоленские новости» № 57 от 28 ноября 2018 года, «Рабочий путь» № 229 от 29 ноября 2018 года, «Вяземский вестник» № 46 от 22 ноября 2018 года и других газетах Смоленской области.

В силу пункта 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 названного Федерального закона в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28 апреля 2017 года № 281-1/0103, приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23 октября 2020 года № 0384/0103 норматив накопления ТКО в Смоленской области на 1 расчетную единицу по многоквартирным домам установлен в размере 1,82 куб. м. в год.

Предельный тариф установлен постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 18 декабря 2018 года № 218 в размере 608 рублей 30 копеек (с НДС) за период с 1 января по 31 декабря 2019 года; постановлением от 19 декабря 2019 года № 304 в размере 589 рублей 89 копеек (НДС не облагается) за период с 1 января по 30 ноября 2020 года и в размере 594 рубля 85 копеек (НДС не облагается) за период с 1 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года; постановлением от 18 декабря 2020 года № 250 в размере 594 рубля 85 копеек за период с 1 января по 30 июня 2021 года и в размере 617 рублей 38 копеек за период с 1 июля по 31 декабря 2021 года; постановлением от 20 декабря 2021 года № 334 в размере 617 рублей 38 копеек за период с 1 января по 30 июня 2022 года, в размере 642 рубля 50 копеек за период с 1 июля по 30 ноября 2022 года и в размере 697 рублей 68 копеек за период с 1 декабря по 31 декабря 2022 года; постановлением от 24 ноября 2022 года № 228 в размере 697 рублей 68 копеек за период с 1 января по 31 декабря 2023 года.

Приказами АО «СПЕЦАТХ» в связи с утверждением предельного единого тарифа на услуги регионального оператора утвержден единый тариф на территории Смоленской области для одного постоянно и/или временно зарегистрированного в помещении, а также при отсутствии постоянно и/или временно зарегистрированных граждан с одного собственника такого помещения: за период с 1 января по 31 декабря 2019 года в размере 92 рубля 26 копеек в месяц; с 1 января по 30 ноября 2020 года - 89 рублей 46 копеек в месяц, с 1 декабря по 31 декабря 2020 года - 90 рублей 21 копейка в месяц; с 1 января по 30 июня 2021 года - 90 рублей 21 копейка в месяц, с 1 июля по 31 декабря 2021 года - 93 рубля 63 копейки в месяц; с 1 января по 30 июня 2022 года - 93 рубля 63 копейки в месяц, с 1 июля 2022 года по 30 декабря 2022 года - 97 рублей 44 копейки в месяц ; с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года - 93 рубля 63 копейки в месяц, с 1 июля по 30 ноября 2022 года - 97 рублей 44 копейки в месяц, с 1 декабря по 31 декабря 2022 года - 105 рублей 81 копейка в месяц; с 1 января по 31 декабря 2023 года - 105 рублей 81 копейка в месяц.

Мацидон С. В. с 4 июня 2013 года является правообладателем жилого помещения – квартиры <адрес>.

На имя Мацидона С.В. по указанному жилому помещению открыт лицевой счет ХХХ, по которому имеется задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО за период с 1 января 2019 года по 30 апреля 2023 года в размере 4 862 рублей 46 копеек.

Доказательств того, что ответчик осуществляет самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов способами, не нарушающими действующее законодательство, либо заключения соответствующих договоров с третьими лицами в спорный период, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользовался предоставляемой истцом услугой по вывозу ТКО, не представлено, что свидетельствует о наличии между сторонами договорных правоотношений на условиях типового договора.

Из существа иска следует, что в период с 1 января 2019 года по 30 апреля 2023 года региональным оператором оказывались услуги по обращению с ТКО. Поскольку ответчик оплату оказанных ему услуг не производил, образовалась задолженность по оплате услуги по обращению с ТКО, размер которой, согласно представленному истцом расчету, за указанный период составила 4 862 рубля 46 копеек, в связи с чем АО «СПЕЦАТХ» обратилось с настоящим иском в суд.

Разрешая спор по существу, мировой судья, руководствуясь положениями ГК РФ, ЖК РФ, положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, приняв во внимание, что материалами дела подтверждено наличие задолженности ответчика по оплате коммунальных услуг, а доказательств иного не представлено, пришел к выводу о возложении на ответчика ответственности по выплате задолженности.

При разрешении вопроса о применении срока исковой давности, о чем заявлено стороной ответчика, мировой судья применительно к положениям пунктов 1, 2 статьи 200 ГК РФ, пункта 1 статьи 196 ГК РФ, части 1 статьи 155 ЖК РФ, разъяснениям, содержащимся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», установив, что поскольку истец обратился в суд с настоящим иском 8 сентября 2023 года, то есть в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа (12 июля 2023 года), срок исковой давности подлежит исчислению с момента первоначального обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа – 21 июня 2023 года, соответственно, исковая давность распространяется на период, предшествующий маю 2020 года; принимая во внимание, что о наличии задолженности за май 2020 года истцу стало известно после 10 июня 2020 года, следовательно, задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО подлежит взысканию за период с мая 2020 года по 30 апреля 2023 года исходя из представленного истцом расчета, который не оспорен ответчиком, в размере 3 397 рублей 50 копеек.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по обращению с ТКО за указанный период, который находится в пределах срока исковой давности.

Мировым судьей обоснованно отклонены доводы ответчика о непригодности квартиры <адрес>, для проживания со ссылкой на заключение ООО «Вязьмаполимерстрой» проект, ответ Департамента Смоленской области по ЖКХ от 2011 года и показания свидетеля, поскольку данное жилое помещение, как и жилой дом, не признавались в установленном законом порядке непригодными для проживания и подлежащими сносу, проведение процедуры которых установлена Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

Как правильно указал мировой судья, что то обстоятельство, что в квартире никто не проживает, не является основанием для освобождения ответчика от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, поскольку как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 декабря 2022 года № 52-П услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в многоквартирном доме при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Причем даже в случае, когда собственник конкретного жилого помещения в многоквартирном доме не проживает в нем, не предоставляет это жилое помещение в пользование иным лицам, не осуществляет в указанном помещении ремонт или прочие действия, связанные с образованием твердых коммунальных отходов, и потому не испытывает индивидуальной потребности в вывозе такого рода отходов, он тем не менее не должен утрачивать интерес к обеспечению сохранности как принадлежащего ему жилого помещения (комфортных условий для проживания в нем), так и дома в целом, поскольку данное жилое помещение является не только возможным местом жительства самого собственника и (или) членов его семьи, но и потенциальным источником его дохода, а в случае продажи жилого помещения или сдачи его в коммерческий наем на цену договора влияет в том числе общее состояние дома и прилегающей к нему территории. Это означает, что удовлетворение интереса собственника жилого помещения в его сохранности фактически возможно лишь при условии поддержания дома в целом и прилегающей к нему территории (включая места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов) в состоянии, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое обеспечивается, помимо прочего, за счет оказания региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Доводы автора апелляционной жалобы о необходимости объединения мировым судьей четырех дел в одно производство, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание.

Согласно части 4 статьи 151 ГПК РФ судья, установив, что в производстве данного суда имеется несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, либо несколько дел по искам одного истца к различным ответчикам или различных истцов к одному ответчику, с учетом мнения сторон вправе объединить эти дела в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, если признает, что такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела.

Таким образом, из положений статьи 151 ГПК РФ следует, что вопрос об объединении в одно производство нескольких однородных дел, где участвуют одни и те же стороны, решается судом с учетом принципа целесообразности и является правом, а не обязанностью суда, в связи с чем апелляционную жалобу в указанной части нельзя признать обоснованной.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Мацидон С.В. и его представитель Ильин А.В. представили дополнение к апелляционной жалобе, в котором ответчик указал, что место накопления и (или) источник образования отходов, а именно дом <адрес>, не включен в территориальную схему обращения с отходами, а доказательств факта реального оказания услуг собственником ТКО не представлено.

Между тем, данные доводы не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку такие доводы ответчика и его представителя в суде первой инстанции заявлены не были, тогда как в силу части 4 статьи 327.1 ГПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Однако апелляционная инстанция считает необходимым отметить следующее.

Постановлением администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 28 мая 2019 года № 909 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Вяземского городского поселения и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (со схемой размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Вяземского городского поселения и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области).

Согласно схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО, размещенной в свободном доступе в сети «Интернет» (адрес: vyazma admin – smoltnsk.ru), ближайшая контейнерная площадка к дому № <адрес>, расположена между домами № <адрес>. Данная контейнерная площадка содержится в вышеназванном Реестре мест (площадок) накопления ТКО, привязана к источникам образования отходов по адресу: <адрес>.

В порядке части 1 статьи 98 ГПК РФ, с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, мировым судьей правильно разрешен вопрос о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей 00 копеек, уплаченной АО «СПЕЦАТХ» по платежным поручениям от 22 марта 2023 года № 1573 в размере 200 рублей 00 копеек за подачу заявления о выдаче судебного приказа и от 4 августа 2023 года № 5190 в сумме 200 рублей 00 копеек за подачу настоящего иска в суд,

    Доводы апелляционной жалобы Мацидона С.В. фактически повторяют доводы возражения на исковое заявление и сводятся к иной оценке обстоятельств дела и представленных доказательств, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, каждому доводу в решении дана надлежащая правовая оценка.

    Суд второй инстанции полагает, что доводы апелляционной жалобы выводов мирового судьи не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, сводятся к субъективному толкованию норм права, переоценке доказательств, аналогичных приведенным в суде первой инстанции, что уже оценено мировым судьей надлежащим образом, в связи с чем не могут повлечь отмену или изменение постановленного решения.

    При изложенных обстоятельствах решение мирового судьи следует признать законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции верно приведены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и не допущено нарушения процессуальных норм права.

    Поскольку отсутствуют основания для отмены решения мирового судьи, то отсутствуют основания для взыскания в соответствии с частями 1-2 статьи 98 ГПК РФ с истца в пользу ответчика государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 16 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 30 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Мацидона С. В. – без удовлетворения.

Судья                                                                                                      Т.Н. Красногирь

02.04.2024 – объявлена резолютивная часть,

08.04.2024 – составлено мотивированное а/определение,

02.04.2024 – вступило в законную силу

11-35/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Акционерное общество "Спецавтохозяйство"
Ответчики
Мацидон Сергей Владимирович
Другие
Ильин Андрей Викторович - пред. ответчика
Суд
Вяземский районный суд Смоленской области
Судья
Красногирь Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
vyazma--sml.sudrf.ru
15.01.2024Регистрация поступившей жалобы (представления)
15.01.2024Передача материалов дела судье
19.01.2024Вынесено определение о назначении судебного заседания
13.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Судебное заседание
02.04.2024Судебное заседание
08.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2024Дело оформлено
23.05.2024Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее