Дело №2-224/2022
УИД: 61RS0013-01-2021-000067-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2022 г. г. Гуково Ростовская область
Гуковский городской суд Ростовской области
в составе председательствующего - судьи Козинцевой И.Е.,
при секретаре Матвиевской Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуГосударственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области к Юдину ., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, третье лицо МБУЗ ЦГБ г. Гуково о признании недействительными справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования,
установил:
истец обратился с указанным иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что с 30.01.2002 Юдин С.В. является получателем пенсии по инвалидности, с 01.02.2010 выплата пенсии по инвалидности и ЕДВ Юдину С.В. производилась на основании справки и выписки из акта освидетельствования лица, признанного инвалидом серии МСЭ-2007 № 4531033 от 28.01.2010, выданной филиалом № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым Юдину С.В. с 01.02.2010 повторно установлена третья группа инвалидности с причиной «трудовое увечье» бессрочно. С 11.06.2013 произведен перерасчет размера пенсии по инвалидности и ЕДВ на основании выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2012 № 1735839 от 11.06.2013, выданной бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которой Юдину С.В. повторно установлена вторая группа инвалидности с причиной «трудовое увечье» с 11.06.2013 бессрочно. В производстве Гуковского городского суда рассматривалось уголовное дело по обвинению бывшего начальника филиала № 30 ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы Ростовской области» в получении взяток за выдачу подложных справок об установлении лицам инвалидности. Согласно показаниям обвиняемого Котова Б.И., он в период с 2010 г. по 2017 год за взятки оформлял лицам, не имеющим заболеваний, подложные справки об установлении инвалидности. В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок об установлении инвалидности и обоснованности получения социальных выплат, Управлением ПФР в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонным), был направлен соответствующий запрос в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России от 24.03.2021 № ОСВ/14-2696. На указанный запрос получен ответ ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России от 23.04.2021 №04/13-7652.ГБ.61/2021, согласно которому в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ с 2014 г. и в сохранившемся бумажном архиве бюро № 30, не имеется сведений о проведении в 2013 году в отношении Юдина С.В. медико-социальной экспертизы. Выплата ЕДВ Юдину С.В. прекращена с 01.07.2021. Выплата пенсии по инвалидности прекращена с 01.07.2017 в связи с назначением страховой пенсии по старости. Согласно письму ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» от 30.11.2021 № 08/10- 21993.ГБ.61/2021, экспертным составом № 5 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России в отношении Юдина С.В. проведена заочная медико-социальная экспертиза в порядке контроля за решением бюро № 30- филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» от 11.06.2013 об установлении Юдину С.В. второй группы инвалидности с 11.06.2013 бессрочно. По результатам проведенной заочной медико-социальной экспертизы, 29.11.2021 в отношении Юдина С.В. вынесено решение об установлении третьей группы инвалидности с причиной «трудовое увечье» бессрочно.
На основании изложенного истец просит признать недействительными с момента выдачи справку серии МСЭ-2012 №1735839 от 11.06.2013, выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2012 №1735839 от 11.06.2013, выданные Бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, об установлении Юдину С.В. второй группы инвалидности с 11.06.2013 бессрочно.
Представитель истца ГУ УПФР по РО Лозыченко А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Ответчик Юдин С.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково в судебное заседание не явился, извещен о дне рассмотрения дела надлежащим образом.
На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, ответчика Юдина С.В., изучив и оценив в порядке статьи 67 ГПК Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и подтверждается представленными по делу доказательствами, что с 30.01.2002 Юдин С.В. является получателем пенсии по инвалидности, с 01.02.2010 выплата пенсии по инвалидности и ЕДВ Юдину С.В. производилась на основании справки и выписки из акта освидетельствования лица, признанного инвалидом серии МСЭ-2007 № 4531033 от 28.01.2010, выданных филиалом № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым Юдину С.В. с 01.02.2010 повторно установлена третья группа инвалидности с причиной «трудовое увечье» бессрочно. С 11.06.2013 произведен перерасчет размера пенсии по инвалидности и ЕДВ на основании выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2012 № 1735839 от 11.06.2013, выданной бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которой Юдину С.В. повторно установлена вторая группа инвалидности с причиной «трудовое увечье» с 11.06.2013 бессрочно.
Экспертным составом № 5 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России в отношении Юдина С.В. проведена заочная медико-социальная экспертиза в порядке контроля за решением бюро № 30- филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» от 11.06.2013 об установлении Юдину С.В. второй группы инвалидности с 11.06.2013 бессрочно. По результатам проведенной заочной медико-социальной экспертизы, 29.11.2021 в отношении Юдина С.В. вынесено решение об установлении третьей группы инвалидности с причиной «трудовое увечье» бессрочно.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).
Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Согласно п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.
Согласно п. 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств:длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы;проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности;направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
В соответствии с пунктом 8 Классификаций и критериев, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.12.2015 №1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.11 Классификаций и критериев).
То есть признание гражданина инвалидом II группы свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
На основании статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В нарушение положений статей 56, 57 ГПК Российской Федерации письменных доказательств, отвечающих критерию достаточности, о ненадлежащем прохождении медико-социальной экспертизы в Бюро № 30 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» ответчиком Юдиным С.В. 11.06.2013, истцом в материалы дела не представлено.
Определением Гуковского городского суда от 10 февраля 2022 г. по делу была назначена судебная медико-социальная экспертиза, с целью выяснения вопроса, имелись ли основания для установления 11.06.2013 Юдину . года рождения, группы инвалидности, если имелись, то какой группы и на какой срок. Для проведения экспертизы экспертам предоставлена медицинские документы: медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях № 150002302, акт о несчастном случае на производстве, выписки из истории болезни, выписные эпикризы.
Согласно заключению судебной медико-социальной экспертизы от 11 мая 2022 г., проведенной ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России, «в рамках судебной медико-социальной экспертизы по результатам анализа представленных документов, установлено, что у Юдина С.В. в 2013 году имелись нарушения здоровья, которые подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами. На протяжении длительного времени гражданин наблюдался в медицинских учреждениях, обследовался, принимал лечение амбулаторное, стационарное, санаторно-курортное. По данным медицинских документов, ухудшение здоровья у Юдина С.В. с 2010 года по 06.2013 г., не зарегистрировано, о чем свидетельствуют записи врачей МО: <данные изъяты>.»
Оценивая вышеуказанное заключение судебной экспертизы по правилам статей 86, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд придает доказательственное значение указанному заключению судебной медико-социальной экспертизы, признавая его относимым и допустимым доказательством по следующим основаниям.
Заключение судебной экспертизы выполнено комиссией компетентных специалистов, имеющих определенный стаж работы в соответствующей области, предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, и на основании непосредственного исследования материалов гражданского дела и представленных медицинских документов, в соответствии с действующей методикой проведения исследования, с использованием лицензированных программных продуктов и баз данных, также нормативно-технической документации, используемой при производстве экспертизы.
Судебная экспертиза в целом проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Кроме того, исследовательская часть заключения содержит подробное описание произведенных экспертами исследований и сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы. В обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из представленных в их распоряжение материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных, то есть выводы экспертизы обоснованы документами, представленными в материалы дела.
Таким образом, указанное экспертное заключение судом оценивается с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Оснований, дающих возможность усомниться в его правильности, а также в беспристрастности и объективности экспертов, не представлено. Каких-либо бесспорных доказательств проведения судебной экспертизы с нарушением норм процессуального права, способных поставить под сомнение достоверность ее результатов, не представлено; заключение судебной экспертизы полностью соответствует требованиям законодательства.
В связи с чем, суд полагает возможным положить заключение судебной экспертизы в основу своего решения.
Согласно письму ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» от 24.01.2022 и отзыву от 28.01.2022, ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России сведениями о прохождении 11.06.2013 ответчиком МСЭ в бюро №30-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не располагает. Отсутствует дело МСЭ ответчика и соответствующие данные о нем в федеральной государственной информационной системе «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы» (функционирует в учреждении с 2014г.). При этом согласно ответу МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково от 31.08.2021 №2238 ответчик направлялся на МСЭ 05.03.201З. В связи с полученной от МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково информацией экспертный состав №5 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России 29.11.2021 провел МСЭ ответчика в порядке контроля главного бюро за решениями, принятыми бюро. По результатам медико-социальной экспертизы решение бюро №30-филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России изменено: справка серии МСЭ-2012 №1735839 от 11.06.2013 отменена, с 29.11.2021 ответчику установлена 3 группа инвалидности с причиной «трудовое увечье» и 50% УПТ бессрочно. (л.д. 46,55-56)
Согласно ответу МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково от 01.02.2022, согласно записей в журналах учета работы врачебной комиссии Юдин С.В. направлялся на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы 02.06.2011, 05.06.2013. (л.д.60)
Согласно ответу ОМВД по Ростовской области от 26.01.2022, в отношении Юдина С.В. нет возбужденного уголовного дела. (л.д.48)
Кроме того, из представленных ответчиком Юдиным С.В. медицинских документов следует, что он неоднократно обращался в медицинские учреждения г. Гуково за медицинской помощью и непосредственно перед направлением на МСЭ в 2013 году.
Установлено, что в 2002 году Юдину С.В. впервые выдана справка об установлении второй группы инвалидности с причиной «трудовое увечье» и 70 % утраты профессиональной трудоспособости (УПТ) в связи с травмой на производстве, сроком на 1 год, которая продлена в 2003 г. В 2004 году установлена 3 группа инвалидности на год, которая продлевалось ежегодно до 2010 года. В 2010 г. определена 3 группа инвалидности бессрочно.
Кроме того, в отношении Усовой Н.В. проведена заочная медико-социальная экспертиза в порядке контроля для проверки обоснованности выдачи 11.06.2013 справки об установлении Юдину С.В. второй группы инвалидности с 11.06.2013 бессрочно. По результатам проведенной заочной медико-социальной экспертизы, 29.11.2021 в отношении Юдина С.В. вынесено решение об установлении третьей группы инвалидности с причиной «трудовое увечье» бессрочно.
Таким образом, представленные ответчиком Юдиным С.В. в материалы дела доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что он является инвалидом, и с 2002 года ежегодно проходил надлежащим образом переосвидетельствование в бюро МСЭ №30, в том числе и 11.06.2013, при этом, не нарушая порядок проведения медико-социальной экспертизы, не опровергнуты в судебном заседании представителем истца и ответчиком ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области.
Доводы представителя ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области о том, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ с января 2014 года, и на бумажном носителе, данных по освидетельствованию Усовой Н.В. в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России 11.06.2013 не имеется, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку данное обстоятельство не может быть поставлено в вину конкретного гражданина, имеющего направление на МСЭ, и надлежащим образом неоднократно проходившим медико-социальную экспертизу. Отсутствие в бюро №30 -филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России материалов экспертного дела на имя Усовой Н.В., как и отсутствие сведений в ЕАВИИАС, за внесение которых несет ответственность не гражданин, а медицинское учреждение, также не может быть поставлено в вину гражданина, в данном случае Юдину С.В. Кроме того, в 2013 году автоматизированная система ЕАВИИАС еще не функционировала.
В силу установленных юридически значимых обстоятельств по делу, суд считает, что ответчик Юдин С.В. на законных основаниях повторно проходил медико-социальную экспертизу 11.06.2013 в экспертном составе бюро № 30 ФКУ ГБ МСЭ по Ростовской области, в установленном порядке, не нарушая правил прохождения медицинского освидетельствования, с целью получения справки и пенсии по инвалидности.
Рассматривая требование истца о признании недействительными с момента выдачи справки и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, судом принимается во внимание следующее.
Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 12 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 310н (далее - Порядок), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Главное бюро медико-социальной экспертизы проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро (подпункт "б" пункта 6 Порядка).
В соответствии с пунктом 4 Порядка состав бюро медико-социальной экспертизы включает не менее трех специалистов и формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации (при необходимости - специалистов по социальной работе), которые несут персональную ответственность за соблюдение порядка и условий признания лица инвалидом, соблюдение принципов профессиональной этики и деонтологии; персональная ответственность специалистов бюро закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.
Исходя из Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24); заявление подается, по общему правилу, в связи с направлением гражданина на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (пункт 15); медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2), и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (пункт 28); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пункт 36).
Таким образом, признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентируемой нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. При этом его решение о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Из положений частей 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П, гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении его решения, в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, - безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, притом, что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина (абзац первый пункта 4 Постановления).
Возложение на гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу по направлению медицинской организации, пенсионного органа или органа социальной защиты либо без направления, по собственной инициативе, ответственности при нарушении работниками учреждения медико-социальной экспертизы процедуры принятия решения означало бы, по существу, вменение ему в обязанность контролировать их действия, притом что в рамках легальной процедуры проведения такой экспертизы он не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения (абзац восьмой пункта 4 Постановления).
Вопреки положениям статьи 56 ГПК Российской Федерации стороной истца в материалы дела не представлено допустимых и достоверных доказательств наличия в действиях ответчика Юдина С.В. признаков недобросовестности или противоправности.
Напротив, в судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем истца то обстоятельство, что ответчик Юдин С.В., являясь инвалидом с 2002 г., надлежащим образом ежегодно, в том числе и 11.06.2013 проходил медико-социальную экспертизу, не нарушая порядка ее проведения. В связи с чем, он не может нести ответственность за недостоверность сведений, внесенных в документы (справка и выписка из акта медицинского освидетельствования), которые оформляются ответчиком ФКУ «ГБ МСЭ по РО, на основании принятых учреждением бюро МСЭ решений об установлении инвалидности.
Кроме того, ответчик Юдин С.В. не мог объективно оказать какое-либо влияние на принятие учреждением Бюро №30 МСЭ того или иного решения, а конкретно - на принятие решения 11.06.2013 об установлении ему 2 группы инвалидности бессрочно.
В связи с вышеизложенным, исковые требования Отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области к ответчику Юдину С.В. судом признаются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поэтому в иске к Юдину С.В. следует отказать.
В то же время, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком- учреждением ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России, по результатам проведенной в порядке контроля 29.11.2021 в отношении Юдина С.В. заочной медико-социальной экспертизы вынесено решение об установлении третьей группы инвалидности с причиной «трудовое увечье» бессрочно, то выданная бюро №30ФКУ «ГБ МСЭ по РО справка серии МСЭ-2012 №1735839 от 11.06.2013 и выписка из акта освидетельствования гражданина признанного инвалидом, серии МСЭ-2012 №1735839 от 11.06.2013, об установлении Юдину С.В. инвалидности повторно второй группы инвалидности бессрочно, должны быть признаны недействительными с момента их выдачи.
То есть исковые требования, заявленные к ответчикуФКУ «ГБ МСЭ по РО, подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233-235 ГПК Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ №30- ░░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░ ░░░-2012 №1735839 ░░ 11.06.2013 ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░-2012 №1735839 ░░ 11.06.2013 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ . ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░», ░ 11.06.2013 ░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░ ░░░░░ . ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░ 2022 ░.