Судья Матюшева Е.П. Дело № 21-22/2023
(номер дела в суде первой
инстанции дело № 12-525/2022)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 марта 2023 года город Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Исаев Сергей Николаевич, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20), жалобу защитника Департамента здравоохранения города Севастополя – Галушки Ю.В. на постановление вр.и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Старковой Жанны Владимировны № от 06 мая 2022 года и решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 03 октября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Департамента здравоохранения города Севастополя,
установил:
постановлением вр.и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Старковой Ж.В. № от 06.05.2022 года Департамент здравоохранения города Севастополя признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На данное постановление должностного лица защитник Департамента здравоохранения города Севастополя – Магомедова Л.А. подала жалобу в Гагаринский районный суд города Севастополя.
Решением судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 03.10.2022 г. жалоба защитника Департамента здравоохранения города Севастополя – Магомедова Л.А. оставлена без удовлетворения, оспариваемое постановление – без изменения.
Не согласившись с указанными постановлением должностного лица и решением суда, защитник Департамента здравоохранения города Севастополя – Галушка Ю.В. подала в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит признать незаконными и отменить состоявшийся судебный акт и постановление о назначении административного наказания, а производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что во исполнение решения суда по делу № и исполнительного листа № № Департамент предпринял действия, направленные на приведение защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в соответствие с предъявляемыми требованиями в п. 2 исковых требований.
В рамках заключённого договора 11.06.2020 года было проведено исследование технической возможности, целесообразности и стоимости восстановления ЗС ГО.
В результате проведенного исследования установлено, что помещение ЗС ГО не соответствует требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям. Данный объект утратил большую часть своих защитных свойств технических характеристик защитного сооружения. Исходя из общего качества выявленных дефектов и повреждений, указывается на отсутствие дальнейшей возможности его безаварийной эксплуатации. Требуются значительные материальные затраты при производстве как проектных, так и ремонтных работ для приведения ЗС ГО в работоспособное состояние.
Для уточнения технического состояния ЗС ГО в ноябре 2020 года комиссией Главного управления МЧС России по городу Севастополю проведено самостоятельное обследование ЗС ГО. В ходе анализа проведенных мероприятий комиссией сделан вывод, что при текущем ремонте можно проводить только незначительные работы, следовательно, все основные работы должны выполняться при капитальном ремонте. Состояние исследуемого объекта неудовлетворительное. Данное ЗС ГО не может быть использовано в качестве защитного сооружения в силу его непригодности. Устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замена бетоннонесущих конструкций на более долговечные и экономичные не представляется возможным. Восстановление объекта в целом, экономически нецелесообразно, его использование для укрытия населения не представляется возможным, существует угроза жизни и здоровью людей при нахождении их в помещении объекта.
По результатам указанного мероприятия составлен акт обследования ЗС ГО № 5-84431 от 25.11.2020, который был направлен в МЧС России для снятия ЗС ГО с реестрового учета.
Комиссией Центрального аппарата МЧС России принято решение об отказе в исключении вышеуказанного объекта из реестра ЗС ГО города федерального значения Севастополя без объяснения причин.
Согласно ориентировочному сметному расчету, стоимость ремонтно - восстановительных работ для приведения ЗС ГО в нормальное состояние составляет 1 205 763 937,00 рублей.
Во исполнение решения суда Департамент неоднократно обращался с просьбой о выделении необходимой суммы денежных средств в Департамент финансов города Севастополя, к заместителям Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, Губернатору города Севастополя, советнику Губернатора, руководителю аппарата антитеррористической комиссии в г. Севастополе.
Однако, Департамент финансов города Севастополя отказался выделить необходимые денежные средства на финансирование работ по приведению ЗС ГО в состояние, предусмотренное судебным решением. При этом в своем письме от 10.06.2021 № 2429/01-14-04-18/03/21 Департамент финансов города Севастополя предлагает перераспределить средства, предусмотренные для развития здравоохранения города Севастополя, направив их на восстановление ЗС ГО. У Департамента отсутствует возможность перераспределить денежные средства, так как данные денежные средства предусмотрены в том числе на закупку лекарственных препаратов для граждан города Севастополя.
Также, Департаментом направлено письмо в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с просьбой передать указанное защитное сооружение в оперативное управление Департаменту общественной безопасности города Севастополя. Письмом от 13.05.2022 № 7344/01-10-04-12/03/22 Департамент отказался передать ЗС ГО в имущественную казну города Севастополя.
Настоящая жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.
В судебном заседании защитник Департамента здравоохранения города Севастополя – Галушка Ю.В. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила ее удовлетворить.
Должностное лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Выслушав пояснения лица, участвующего в судебном заседании, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Положения названных норм во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 названного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Согласно положениям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.
Приведённые требования КоАП РФ распространяются на все стадии производства по делу об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ч. 2 вышеуказанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 113 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда города Севастополя по гражданскому делу №, вступившего в законную силу 21.05.2020 года, на Департамент здравоохранения города Севастополя возложена обязанность профинансировать расходы ГБУЗС «Городская больница им. Н.И. Пирогова» по проведению ЗС ГО, расположенного по адресу: <адрес>, инв. №, в соответствие с предъявляемым требованиям, указанным в п.2 исковых требований
19.06.2020 года за №-ИП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, с установлением 5-ти дневного срока исполнения.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа, 25.08.2020 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока для исполнения, однако в новый срок судебное постановление не исполнено.
28.05.2021 года Департамент здравоохранения города Севастополя привлечен к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
07.04.2022 года судебным приставом - исполнителем установлен новый срок для исполнения до 26.04.2022 года.
Департаментом здравоохранения города Севастополя направлена информация о совершении комплекса мероприятий, однако по состоянию на 27.04.2022 указанные меры не привели к исполнению решения суда.
Однако, требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, не исполнены, тем самым Департаментом здравоохранения города Севастополя совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в связи с изложенными обстоятельствами ведущим судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю Заботиной А.В. в отношении Департамента здравоохранения города Севастополя составлен протокол об административном правонарушении №-АП, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Признав исследованные доказательства достаточными, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья Гагаринского районного суда города Севастополя сделали правильный вывод о том, что в действиях Департамента здравоохранения города Севастополя усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Таким образом, юридическое лицо привлечено к ответственности за то, что являясь должником, не исполнило требование неимущественного характера, содержащееся в исполнительном документе в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Действия Департамента здравоохранения города Севастополя квалифицированы правильно, состав и событие административного правонарушения имеют место, вина в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства.
Доводы жалобы о предпринятых должником мерах, направленных на выполнение требований исполнительного документа не свидетельствуют об отсутствии вины Департамента здравоохранения города Севастополя в совершении административного правонарушения, поскольку они не привели к исполнению решения суда в установленный срок, являются недостаточными и не освобождают Департамент здравоохранения города Севастополя от административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
На основании ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно ч. 5 вышеуказанной статьи если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, также не предоставлено. Департаментом здравоохранения города Севастополя надлежащим образом не подтверждено, что неисполнение требований исполнительного документа неимущественного характера вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения решения суда.
Совершенное правонарушение с учетом ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 13 ГПК РФ, положений Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в виде пренебрежительного отношения должника к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление вр.и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Старковой Жанны Владимировны № от 06 мая 2022 года и решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 03 октября 2022 года оставить без изменения, а жалобу защитника Департамента здравоохранения города Севастополя Галушка Ю.В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья С.Н. Исаев