№ 2-933/2023
УИД:04RS0021-01-2023-000028-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2023 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Власовой И.К., при секретаре Цыденове Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г.Улан-Удэ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству образования и науки Республики Бурятия и государственному бюджетному образовательному учреждению «Республиканская кадетская школа-интернат» о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере образования,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился прокурор с названным иском к ответчикам Министерству образования и науки Республики Бурятия и государственному бюджетному образовательному учреждению «Республиканская кадетская школа-интернат»( далее – школа), указав, что по результатам проверки прокуратуры района, в деятельности школы установлены нарушения требований законодательства в сфере образования. Просил, с учетом уточнения требований, обязать Министерство образования и науки Республики Бурятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование расходов на приобретение ГБУО «Республиканская кадетская школа-интернат» двухярусных кроватей в количестве восьмидесяти двух штук, отвечающих требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (ТР ...), парт двухместных, регулируемых в количестве триста пять штук, стульев ученических в количестве пятьсот двадцать одна штука, обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение «Республиканская кадетская школа-интернат» в срок до ДД.ММ.ГГГГ приобрести двухярусные кровати в количестве восьмидесяти двух штук, отвечающие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (ТР ...), парты двухместные, регулируемые в количестве триста пять штук, стулья ученические в количестве пятьсот двадцать одна штука.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Юрьева М.Н. требования, с учетом уточнения, поддержала, настаивала на сроке исполнения решения до 01.09.2023.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Бурятия Ангашанова Л.Д., действующая на основании доверенности, ссылаясь на письменные возражения, просила отказать в удовлетворении требований, указала, что финансирование приобретения школой предметов – кроватей, парт и стульев для учащихся школы не относится к полномочиям Министерства, ссылаясь на отсутствие финансирования на 2023 года на цели, указанные в иске, в случае удовлетворениятребований просила установить срок исполнения решения суда для Министерства образования и науки Республики Бурятия до 31.12.2023.
В судебном заседании представитель ГБУЗ «Республиканская кадетская школа-интернат» Чернинов В.Ц., действующий на основании устава и приказа о назначении на должность, и представитель Крашенинников Е.В., действующий на основании доверенности, пояснили, что приобретение кроватей, парт и ученических стульев требует финансирования, с учетом административной процедуры, реальный срок исполнения решения – 01.09.2013.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности натуре.
В соответствии с пунктом 2 части 6, частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон об образовании) образовательная организация несет ответственность за качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 41 Федерального Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В силу пункту 7 статьи 66 Федерального Закона об образовании в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.
Согласно пункту 8 статьи 66 Федерального Закона об образовании за содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» (далее – Федеральный Закон № 52-ФЗ) несоблюдение государственных санитарно - эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии со статьей 2 Федерального Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил.
Пунктом 2.4.8 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20) установлено, что количество комплектов постельного белья, наматрасников и полотенец (для лица и для ног, а также банного) должно быть не менее 2 комплектов на одного человека.
Согласно пункту 2.4.3 СП 2.4.3648-20 вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза 025/2012; покрытие столов и стульев должно не иметь дефектов и повреждений, и быть выполненным из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.
Судом установлено, что в соответствии с уставом ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» (ОГРН 1020300977620) является общеобразовательным учреждением, основной целью деятельности которого является общеобразовательная деятельность по образовательным программам основного общего образования, среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе.
Учредителем и собственником имущества школы является Республика Бурятия. Функции учредителя от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство образования и науки Республики Бурятия (п.1.10 Устава)
Право оказывать общеобразовательные услуги по реализации общеобразовательных программ по видам и уровням образования предусмотрено лицензией Министерства образования и науки Республики Бурятия №2212 от 21.01.2015.
Процесс обучения организован в режиме школы-интерната, где учащиеся в период учебного года постоянно проживают в общежитии школы.
Из материалов дела следует, что проверкой прокуратуры Советского района г.Улан-Удэ по обращению родителей учащихся школы установлены нарушения прав учащихся в сфере образования и санитарно-эпидемиологических требований.
Так проверкой установлено, что в общежитии для учащихся школы количество наматрасников составляет 1,2 комплекта на одного обучающегося, на установленные в общежитии школы двухъярусные деревянные кровати отсутствуют документы, подтверждающие их соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза 025/2012, в учебных кабинетах парты и ученические стулья имеют дефекты и повреждения, их покрытие не допускает проведение влажной уборки.
В ходе проверки нарушения в части обеспечения учащихся наматрасниками в количестве не менее двух штук на одного учащегося, школой устранены, наматрасники в количестве 796 штук приобретены школой по договору поставки товаров от 20.01.2023, заключенному с ООО «Крона».
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлена неполная обеспеченность учащихся школы-интернатакроватями, партами и ученическими стульями, что нарушает санитарно-эпидемиологических требования и права учащихсяназванной школы на общедоступное и бесплатное образование, снижает качество их подготовки. Указанные обстоятельства при рассмотрении дела ответчиками не оспорены и не опровергнуты.
К полномочиям Министерства образования и науки Республики Бурятия, как органагосударственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, относятся осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Федерального закона об образовании).
В соответствии с пунктами 3.68, 3.69, 3.88 Положения о Министерстве образования и науки Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.10.2007 № 3-05, Министерство образования и науки Республики Бурятия принимает участие в разработке проекта республиканского бюджета в части расходов на образование и науку; осуществляет формирование государственного задания в отношении подведомственных государственных организаций, производит проверку отчета по исполнению государственного задания; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В ст. 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Учитывая, что свою деятельность школа, как бюджетное учреждение, осуществляет в соответствии с государственными заданиями, которые формирует и утверждает Министерство образования и науки Республики Бурятия, осуществляя функции и полномочия учредителя, доводы представителя Министерства о том, что финансирование приобретения школой предметов – кроватей, парт и стульев для учащихся школы не относится к полномочиям Министерства подлежат отклонению судом, поскольку не основаны на законе. При этом исходит из того, что способы и порядок обеспечения учредителем школы соответствующего финансирования находятся за пределами рассматриваемого спора.
С учетом изложенного, учитывая, что ответчики ссылаются на отсутствие финансирования со стороны учредителя и собственника имущества на 2023 год на выполнение соответствующих санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения в школе, суд признает обоснованными требования о возложенииобязанности наГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» приобрести двухярусные кровати в количестве восьмидесяти двух штук, отвечающие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (ТР ...), парты двухместные, регулируемые в количестве триста пять штук, стулья ученические в количестве пятьсот двадцать одна штука, а на Министерство образования и науки Республики Бурятия, как учредителя, возложении обязанности обеспечить финансирование указанных расходов.
На основании ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить в решении срок его исполнения. С учетом мнения ответчиков,времени, необходимого для организации и проведения необходимых мероприятий, суд пришел к выводу об установлении срока исполнения решения для Министерства образования и науки республики Бурятия – до ДД.ММ.ГГГГ, для школы – до ДД.ММ.ГГГГ, полагая указанные сроки разумнымии обеспечивающими баланс интересов сторон.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Советского района г.Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Республики Бурятия (...)
в срок до ДД.ММ.ГГГГ. обеспечить финансирование расходов на приобретение ГБУО «Республиканская кадетская школа-интернат» двухярусных кроватей в количестве восьмидесяти двух штук, отвечающих требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (ТР ...), парт двухместных, регулируемых в количестве триста пять штук, стульев ученических в количестве пятьсот двадцать одна штука.
Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение «Республиканская кадетская школа-интернат» (ОГРН 1020300977620) в срок до 01.09.2023г. приобрести двухярусные кровати в количестве восьмидесяти двух штук, отвечающие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (ТР ...), парты двухместные, регулируемые в количестве триста пять штук, стулья ученические в количестве пятьсот двадцать одна штука.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г.Улан-Удэ.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья п/п Власова И.К.
...
...
...
...