Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-233/2023 (2-3916/2022;) ~ М-4055/2022 от 20.10.2022

№ 2-233/2023

№ 70RS0004-01-2022-005284-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 мая 2023 года Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего судьи Ненашевой О.С.,

при секретаре Суракове Э.Г.,

с участием законного представителя истца Голиковой Г.И., представителей законного представителя истца Заусаевой М.В., Козлова В.Г., действующих на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по исковому заявлению Голикова О.Г. в лице опекуна Голиковой Г.И. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска, администрации Октябрьского района г.Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Голиков О.Г. в лице опекуна Голиковой Г.И. обратился в суд с иском ( с учетом изменения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ) к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, администрации Октябрьского района г.Томска о предоставлении Голикову О.Г. вне очереди жилого помещения по договору социального найма, состоящее не менее, чем из двух комнат, общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, как жилое помещение, предназначенное для вселения граждан, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 с. 51 ЖК РФ перечне, в срок не превышающий одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда об удовлетворении исковых требований.

В обоснование иска указано, что Голиков О.Г. состоит на учете в ОГАУЗ «...» с диагнозом ..., которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание лиц в одной квартире. Кроме того, заболевание истца входит в перечень заболеваний, утвержденных приказом Минздрава России от 30.11.2012 №991н, дающих инвалидам, страдающим им, право на дополнительную площадь. Распоряжением главы администрации Октябрьского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ Голиков О.Г. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в отдельный список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. Голиков О.Г. является ..., опекуном Голикова О.Г. назначена мать Голикова Г.И.

Законный представитель истца Голикова Г.И. исковые требования поддержала.

Представители Голиковой Г.И. Козлов В.Г., Заусаева М.В. полагали иск подлежащим удовлетворению. Пояснили, что поскольку совместное проживание с Голиковым О.Г. в силу его заболевания в одном жилом помещении невозможно, истцу должно быть предоставлено жилое помещение не менее чем из двух комнат, общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза.

Представители ответчиков муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г.Томска, администрации Октябрьского района г.Томска, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителей истца, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьями 40, 41 Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст.57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Согласно материалам дела Голикову О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена ..., что подтверждается справкой .

Голиков О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном учете у ... с диагнозом: ...», что подтверждается ответом на судебный запрос от ДД.ММ.ГГГГ .

Заболевание Голикова О.Г. входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава от ДД.ММ.ГГГГ н.

Как указано в п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ перечень соответствующих заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в жилом помещении, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н, к данным заболеваниям отнесено заболевание Голикова О.Г., указанное во врачебной справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОГАУЗ «...», с кодом «».

В Перечень заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим им, право на дополнительную площадь, утвержденный приказом Минздрава от 30.11.2012 № 991н, отнесены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями с кодом заболевания по МКБ-10: ... соответственно, к данным заболеваниям отнесено заболевание Голикова О.Г., указанное во врачебной справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОГАУЗ «...».

Таким образом, имеющееся у истца заболевание свидетельствует о невозможности совместного проживания больного с другими гражданами в одной квартире, характер заболевания Голикова О.Г. предусматривает право на получение им жилищных льгот.

Вышеназванной врачебной справкой от ДД.ММ.ГГГГ, ответом на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ , выданными ОГАУЗ «...» подтверждается, что по состоянию здоровья Голиков О.Г. имеет право на дополнительную площадь в соответствии с Перечнем заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь, утвержденным Приказом Минздрава от 30.11.2012 № 991н.

Суд учитывает, что положения п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ устанавливают особый льготный порядок реализации жилищных прав указанных категорий граждан, исходя из необходимости оградить их и проживающих с ними лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, из вышеприведенных положений нормативных актов следует, что законодателем в отношении лиц, имеющих заболевание с кодом «F20.006», закреплена совокупность специальных правовых норм: во-первых, о невозможности их совместного проживания с другими гражданами, во-вторых, о праве на получение дополнительной жилой площади, в третьих, о праве на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма.

Изложенные стороной истца фактические обстоятельства дела, наличие у Голикова О.Г. соответствующего заболевания, ответчиком не оспаривается.

В судебном заседании установлено, что Голиков О.Г. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>. Помимо него в данном жилом помещении имеют регистрацию дочери истца Г.., Г.., внучка Е..

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 93,3 кв.м, принадлежит на праве общей долевой собственности Голикову О.Г. в размере 1/2 доли.

По сведениям Томского отделения Восточно-Сибирского филиала ППК «Роскадастр» от ДД.ММ.ГГГГ, Голиков О.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по состоянию на 03.09.1998 не имеет в частной собственности объектов недвижимости.

Из ответа на запрос суда администрации Октябрьского района г. Томска от 28.04.2023 № 2456 следует, что на основании распоряжения главы администрации Октябрьского района Города Томска от 13.03.2023 № 367 «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Октябрьского района Города Томска от 13.03.2023 № 5» Голиков О.Г. принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включен в единый список очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на основании п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, а также дополнительно включен в отдельный список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди соответствии с пп.3 п.2 ст. 57 ЖК РФ. В настоящее время учётный номер Голикова О.Г. в едином списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях – 2454, в отдельном списке граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди (список граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний) – 48. Голикова Г.И. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации Октябрьского района г.Томска не состоит и не состояла, с заявлением о принятии на учет не обращалась.

Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, суду не представлено.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что истец Голиков О.Г. относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, поскольку страдает заболеванием в соответствии с перечнем, свидетельствующим о невозможности совместного его проживания с другими гражданами в одной квартире.

В судебном заседании установлено, что опекуном Голикова О.Г. является Голикова Г.И., что подтверждается распоряжением главы администрации Октябрьского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п. 3.2. постановления Конституционного суда РФ от 01.02.2021 № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и части третьей статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Г.», «Конституционный Суд Российской Федерации уже высказывался относительно целей социальной политики, провозглашенных Конституцией Российской Федерации, которая обязывает принимать меры к обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности и нормальных условий существования, как это следует из Постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определения от 15 февраля 2005 года N 17-О и многих других его решений. При этом человек, если он в силу объективных причин не может самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни, вправе рассчитывать на поддержку со стороны государства и общества. Из правовой позиции, неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации, также следует, что Конституция Российской Федерации требует охранять достоинство личности как важную предпосылку и основу других неотчуждаемых прав и свобод, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности (постановления от 3 мая 1995 года N 4-П, от 15 января 1999 года N 1-П, от 25 апреля 2001 года N 6-П, от 20 апреля 2006 года N 4-П и др.).

Совершеннолетние граждане, страдающие заболеваниями, указанными в утвержденном приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года N 987н перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в том числе являющиеся инвалидами, определенно нуждаются в том, чтобы им были обеспечены специальные условия для удовлетворения их особых нужд и потребностей, притом что многим из них по состоянию здоровья необходимы постоянный уход, присутствие и помощь других лиц. Обязанность совместно проживать с подопечными установлена для опекунов несовершеннолетних граждан пунктом 2 статьи 36 ГК Российской Федерации. В то же время в силу ее пункта 3 опекуны обязаны не только защищать права и интересы подопечных, но и заботиться об их содержании и обеспечении их уходом и лечением, опекуны заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими (абзацы первый и третий). Соответственно, граждане, страдающие тяжелой формой упомянутых заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в таком уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в иные организации, на которые возлагается исполнение обязанностей опекунов согласно пункту 4 статьи 35 данного Кодекса. На это указывает и закрепление в части 4 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в порядке и на условиях, которые установлены ее частью 3, при удаленности места жительства опекуна от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

При обстоятельствах, в которые поставлены такие граждане, в том числе инвалиды, и в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации относительно обязанности социального государства оказывать инвалидам поддержку и охранять достоинство личности Конституционный Суд Российской Федерации находит, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению названных конституционных установлений и правовых позиций. Их нарушение может быть выражено в предоставлении гражданину жилого помещения на таких условиях, которые вынуждают обоих - гражданина и опекуна - вселиться в помещение, пригодное по размеру для проживания одного лишь страдающего тяжелой формой упомянутого хронического заболевания гражданина, хотя согласно законодательству проживание с ним в одном жилом помещении считается невозможным, либо заставляют исполнять опекунские обязанности в заведомо непригодных жилищных условиях с вероятным или неизбежным нарушением прав и законных интересов недееспособного подопечного и самого опекуна».

В соответствии с п. 3.4 названного постановления Конституционного суда РФ, «Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном.

Интересы граждан могут быть обеспечены, в частности, предоставлением жилого помещения такому гражданину, в том числе инвалиду, в пределах двойной нормы предоставления, в том числе с учетом части третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункта 3 части 2 статьи 57 и части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, с тем чтобы было возможным осуществление постоянного ухода за нуждающимся в нем недееспособным гражданином с присутствием опекуна по месту жительства подопечного без вселения по договору социального найма. Если же опекун является членом семьи подопечного по смыслу семейного законодательства (супругом или близким родственником), осуществляющим за ним постоянный уход, требующий совместного проживания, предоставление жилого помещения с учетом упомянутых правил должно обеспечивать возможность вселения опекуна как члена семьи нанимателя с соблюдением требований жилищного законодательства, в частности статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом компетентным органам и судам необходимо учитывать все обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о том, позволяют ли характеристики конкретного жилого помещения обеспечить учет интересов граждан в случае проживания опекуна с таким недееспособным гражданином.

В исключительных ситуациях, если предоставление жилого помещения с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно, в частности в связи с отсутствием помещений подходящего размера, и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является - в понимании семейного законодательства - членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания гражданину не может быть отказано в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой в настоящем деле нормы только в силу того, что осуществляющий за ним постоянный уход такой опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жилыми помещениями по договору социального найма вне очереди. Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (часть 2 данной статьи).

Таким образом, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежащий применению во взаимосвязи с положениями части 2 статьи 58 этого Кодекса и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения гражданину, имеющему статус инвалида, страдающему соответствующим хроническим заболеванием, признанному недееспособным и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, с учетом площади, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить ему, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилом помещении опекуна или проживание с ним опекуна, являющегося по смыслу семейного законодательства членом его семьи (супругом или близким родственником), в качестве члена семьи нанимателя.

При решении вопроса об обеспечении во внеочередном порядке жилищных прав Голикова О.Г., суд учитывает требования ст.17 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно: состояние здоровья, невозможность совместного проживания в силу категории заболевания, другие заслуживающие внимание обстоятельства, и считает требование истца о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения с превышением нормы предоставления на одного человека обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Данная обязанность должна быть возложена на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска исходя из следующего.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч.3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п.3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Как усматривается из материалов дела, истец принят на жилищный учет по установленному Жилищным кодексом Российской Федерации основанию, в связи, с чем подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, при этом возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.

В силу ст. 12, ч.1 ст. 130 и ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч.1 ст. 2, п.6 ч.1 ст. 14, п.6 ч.1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п.1 ч.1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в ч.1 ст. 14 и п.3 ч.2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч.3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

При этом содержащееся в п.3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении указанной категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п.4 ч.1 ст. 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Из анализа приведенных нормативных положений в их совокупности суд приходит к выводу о том, что предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, приведенной в п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018.

На основании изложенного, суд полагает, что муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска является надлежащим ответчиком по настоящему делу, на которого может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу. Ответчик администрация Октябрьского района г.Томска является ненадлежащим ответчиком по требованию истцу, требования к данному ответчику удовлетворению не подлежат.

При определении общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из следующего.

В силу абз.6 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.2 ст.58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Из положений ст.50 Жилищного кодекса РФ следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Думы города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» (с учетом изменений, внесенных решением Думы города Томска от 07.07.2020 № 1383) установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33,0 квадратных метра общей площади на одиноко проживающего гражданина.

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (п. 2).

Определяя предоставляемую истцу площадь жилого помещения, суд исходит из нормы предоставления 33 кв.м., а также из нуждаемости истца по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, с учетом площади, которая достаточна, чтобы обеспечить ему уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей с постоянным нахождением с ним опекуна, и права Голикова О.Г. на дополнительную жилую площадь, которую суд считает необходимым определить в размере 20 кв.м.

При этом в ходе судебного разбирательства доказательств, свидетельствующих о нуждаемости истца в большей дополнительной площади исходя из состояния его здоровья, невозможности самостоятельного передвижения, необходимости использования специальных технических средств для передвижения, необходимости установки комплекса для реабилитационных, восстановительных, поддерживающих и иных процедур, суду не представлено.

Таким образом, Голикову О.Г. исходя из приведенных положений, надлежит предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 53 кв.м в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Часть 2 ст.206 ГПК РФ предусматривает право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами. Истец просит установить срок исполнения решения не превышающий одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Суду никаких доказательств, свидетельствующих о необходимости установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения истцу в соответствии с положениями ст. 56-57 ГПК РФ представлено не было. По результатам вступления решения в законную силу, в случае необходимости ответчик не лишен права на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда при наличии к тому уважительных причин.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения.

Таким образом, суд считает возможным исковые требования удовлетворить частично, возложив на ответчика муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска предоставить истцу Голикову О.Г. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 53 кв.м. (33кв.м. +20 кв.м) с учетом права истца на дополнительную площадь.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Голикова О.Г. в лице опекуна Голиковой Г.И. удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образование «город Томск» в лице администрации Города Томска (ИНН ) предоставить Голикову О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт серии ...) вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 53 кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

В удовлетворении остальной части требований истцу отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Томска.

Судья ... О.С. Ненашева

...

Мотивированный текст решения изготовлен 15.05.2023.

2-233/2023 (2-3916/2022;) ~ М-4055/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Голиков Олег Геннадьевич
Ответчики
админинистрация Октябрьского района г.Томска
Администрация Города Томска
Другие
Заусаева Марина Владимровна
Голикова Галина Ивановна
Козлов Виталий Геннадьевич
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Ненашева О.С.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
20.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2022Передача материалов судье
27.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2022Подготовка дела (собеседование)
14.12.2022Подготовка дела (собеседование)
14.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.02.2023Предварительное судебное заседание
02.05.2023Производство по делу возобновлено
02.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2023Судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
15.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2023Дело оформлено
28.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее