Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-102/2024 (2-4088/2023;) ~ М-3543/2023 от 10.10.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2024 года г.Саратов

Заводской районный суд г.Саратова в составе

председательствующего судьи Заикиной Ю.Е.,

при секретаре Селивановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего прокурора <адрес> г.Саратова действующего в защиту прав и интересов Бобковой А. А. к Государственному учреждению здравоохранения «Областной клинический кардиологический диспансер», Министерству здравоохранения <адрес>, Министерство финансов <адрес>, об обязании обеспечить лекарственными препаратами, о возмещении затрат на приобретение лекарств,

установил:

прокурор <адрес> г.Саратова, действуя в защиту прав и интересов Бобковой А. А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению здравоохранения «Областной клинический кардиологический диспансер», Министерству здравоохранения <адрес>, Министерство финансов <адрес>, об обязании обеспечить лекарственными препаратами, о возмещении затрат на приобретение лекарств,

В обоснование заявленных требований указано, что по обращению руководителя территориального отдела Росздравнадзора по <адрес>, а также по обращению Чернышевой Д.А. в интересах на тот момент несовершеннолетнй Бобковой А.А. проведена проверка, в рамках которой установлено, что ребенок-инвалидБобкова А.А., <Дата> года рождения, наблюдается в ГУЗ «СГДП <№>» с диагнозом «Дегенеративное заболевание нервной системы из группы лейкодистрофий. Полиневропатический синдром. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Дизартрия. Первичная хроническая надпочечниковая недостаточность. Х-сцепленная адренолейкодистрофия», и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в которое входит обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированным питанием. Х-сцепленная адренолейкодистрофия включена в Перечень редких (орфанных) заболеваний, утв. Министерством здравоохранения Российской Федерации.

<Дата> несовершеннолетнему Бобковой А.А. специалистами Российской детской клинической больницы ФГАОУ ВО «РНИМУ им.Н.И. Пирогова М. Р.» назначен по жизненным показателям специализированный продукт лечебного питания смесь масел: масло глицерол триолеат и масло глицерол триэрукат (Масло Лоренцо) по
45 мл. в сутки. Законным представителем Бобковой А.А. указанный продукт приобретался самостоятельно, поскольку рецепт ГУЗ «СГДП <№>» был выписан только <Дата>.

Министерством здравоохранения <адрес> не принято должных мер по вопросу обеспечения жизненно важными лекарственными средствами, в связи с чем нарушено право ребенка-инвалида на получение социальной услуги, что может повлечь за собой создание угрозы жизни и здоровья указанного гражданина.

Всего затрачено на лечебное питание «Масло Лоренцо» за период с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - 65774,27 руб.

В связи с неполучением специализированного питания Бобкова А.А.испытывал, в том числе, физические и нравственные страдания, не имея возможности своевременно принимать необходимые жизненно необходимые лекарственные препараты, что усложняет процесс лечения и отрицательно сказывается на его здоровье. При изложенных обстоятельствах Бобкова А.А. имеет право на компенсацию морального вреда.

По изложенным основаниям, уточнив требования, просит взыскать с ответчиков в пользу Бобковой А.А. расходы по приобретению специализированного лечебного продукта «Масло Лоренцо» в сумме 65774,27 руб.,

В судебном заседании представитель истца, третье лицо
поддержали заявленные требования.

Представители ответчика возражали против удовлетворения требований.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес>, представитель третьего лица ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им.Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

В отзыве на исковое заявление представителя ответчика Министерства здравоохранения <адрес> указано, что на момент получения решения врачебной комиссии ГУЗ «СГДП <№>» о назначении Бобковой А.А. специализированного лечебного питания «Масло Лоренцо» в <адрес> отсутствовали другие пациенты, получающие указанное питание, перераспределить его не предоставлялось возможным в связи с отсутствием его на остатках. По полученному решению врачебной комиссии Министерством здравоохранения области своевременно были организованы мероприятия по закупке специализированного лечебного питания «Масло Лоренцо», государственный контракт заключен <Дата>, ребенок был обеспечен на период до <Дата>, впоследствии <Дата> заключен государственный контракт и <Дата> ребенок обеспечен 5000 мл лечебного питания «Масло Лоренцо» на период 90 дней. Указано, что Министерством приняты все меры для обеспечения ребенка необходимым лекарственным препаратом.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. № 494.

Статьей 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пунктам 1,2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: 1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи; 2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

Бобкова А.А. <Дата> года рождения, наблюдается в РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им.Н.И. Пирогова с клиническим диагнозом «Дегенаративное заболевание нервной системы из группы лейкодистрофий (G31.8). Х-сцепленная адренолейкодистрофия». С <Дата> по <Дата> находился в отделении медицинской генетики РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им.Н.И. Пирогова с диагнозом Основной: Дегенеративное заболевание нервной системы из группы лейкодистрофий (G31.8). Полиневропатический синдром. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Дизартрия. Сопутствующий: Хордальная дисфункция. Гиперметропия. Н52.0. При выписке Бобковой А.А. рекомендовано масло Лоренцио 45,0 мл равномерно в течение дня – длительно, постоянно. Заболевание включено в перечень жизнеугрожающих, тяжелых редких болезней (код по МКБ-10 Е71.3 «Нарушение обмена ароматических кислот»), согласно Постановлению Правительства <№> от <Дата>. Показано назначение препарата масла Лоренцио по жизненным показаниям.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по лекарственному обеспечению и фармакологическому контролю РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им.Н.И. Пирогова принято решение к индивидуальному применению по жизненным показаниям Бобковой А.А. специализированного продукта лечебного питания смесь масел: масло глицерол триолеат и масло глицерол триэрукат, принимать масло Лоренцио по 45 мл в сутки длительно, постоянно, необходимая потребность препарата в месяце – 1350 мл., в год – 16200 мл до <Дата>, не входящего в стандарт медицинской помощи/не предусмотренного соответствующими клиническими рекомендациями.

<Дата> Бобковой А.А. установлена инвалидность, поскольку она страдает редким орфанным заболеванием, включенным в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>.

Бобкова А.А. наблюдается в ГУЗ «СГДП <№>», где <Дата> с учетом поступивших данных и результатов анализов проведено заседание врачебной комиссии, в ходе которого принято решение о назначении ребенку препарата «Масло Лоренцо» на год терапии в количестве 33 флаконов, протокол заседания врачебной комиссии незамедлительно направлен в Министерство здравоохранения <адрес>.

Между тем государственный контракт на поставку специализированного продукта Масло Лоренцо был заключен Министерством здравоохранения <адрес> только <Дата>, Бобковой А.А. был обеспечен специализированным лечебным питанием «Масло Лоренцо».

Из материалов дела следует, что Бобковой А.А. приобреталось Масло Лоренцо 500 мл. в количестве 16 бут. стоимостью 16240,56 руб. за 1 бутылку, что подтверждается товарными чеками от <Дата> <№>, от <Дата> <№>. Таким образом, с учетом рекомендованной дозировки 45 мл в сутки, стоимости препарата, расходы на лечебное питание за период с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> составили 65774,27 руб. (16240,56/500 = 32,48112 руб. (стоимость 1 мл.) * 45мл*45 дней).

Судом принимается во внимание наличие у Бобковой А.А. редкого (орфанного) заболевания и его нуждаемость в применении специализированного продукта лечебного питания «Масло Лоренцо» по жизненно необходимым показаниям.

Обеспечение особо уязвимой категории несовершеннолетних лекарственными препаратами и специализированным питанием, назначенными по жизненным показаниям, является обязанностью регионального Министерства здравоохранения.

Министерством здравоохранения области не принято должных мер в соответствии с его функциями и задачами по вопросу обеспечения жизненно важным специализированным лечебным питанием, в связи с чем нарушено право ребенка-инвалида Бобковой А.А. на получение социальной услуги.

Принимая во внимание, что право Бобковой А.А. на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами (специализированным лечебным питанием) в полном объеме ответчиком не было реализовано, вследствие чего законный представитель была вынуждена нести расходы на приобретение препарата «Масло Лоренцо» на сумму 65774,27 руб., суд полагает возможным взыскать указанные расходы с Министерства здравоохранения <адрес>.

Оснований для взыскания с ГУЗ «СГДП <№>» расходов на приобретение лечебного питания суд не усматривает, поскольку неправомерного бездействия, выразившегося в несвоевременной выписке рецепта, в действиях данного ответчика не установлено, <Дата> проведено заседание врачебной комиссии, льготный рецепт для получения препарата «Масло Лоренцо» был выписан <Дата>, в день обращения законного представителя за таковым. <Дата> выписан льготный рецепт на получение препарата. Таким образом, со стороны ГУЗ «СГДП <№>» своевременно предприняты необходимые меры для обеспечения пациента лекарственными средствами.

Не обеспечение в полном объеме специализированным лечебным питанием ребенка-инвалида противоречит действующему законодательству и повлекло нарушение прав Бобковой А.А. на медицинскую помощь, на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что недопустимо.

Компенсация морального вреда, согласно статье 12 ГК РФ, является одним из способов защиты гражданских прав.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Бобкова А.А. имеет заболевание и является ребенком-инвалидом, нуждающимся в получении жизненно необходимых по медицинским показаниям лекарственных препаратов, по вине Министерства здравоохранения <адрес> своевременно не был обеспечен лекарственным препаратом, получение которого бесплатно ему гарантировано государством, в связи с чем испытывал нравственные страдания. Несвоевременное обеспечение лекарственным препаратом может повлечь отрицательные последствия из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, необходимого по жизненным показаниям, законный представитель был вынужден приобретать назначенное ребенку-инвалиду лечебное питание самостоятельно за собственные денежные средства. С учетом изложенного суд приходит к выводу о взыскании с ответчика Министерства здравоохранения <адрес> компенсации морального вреда, определяя размер которой суд учитывает характер и степень вины ответчика, состояние здоровья и возраст истца, отсутствие наступления негативных для жизни и здоровья истца последствий, иные значимые для дела обстоятельства, требования разумности и справедливости, и полагает возможным взыскать компенсацию морального вреда в сумме 4000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> (ОГРН <№>) в пользу Бобковой А. А., расходы на приобретение специализированного продукта лечебного питания «Масло Лоренцо» в сумме
65774 руб. 27 коп.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Заводской районный суд города Саратова.

Мотивированное решение изготовлено 18.01.2024 года.

Судья Ю.Е. Заикина

2-102/2024 (2-4088/2023;) ~ М-3543/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Заводского района
Бобкова Алиса Андреевна
Ответчики
Министерство здравоохранения
Министерство финансов
ГУЗ Областной клинический кардиологический диспансер
Другие
Фонд пенсионного и социального страхования.
Суд
Заводской районный суд г. Саратова
Судья
Заикина Юлия Евгеньевна
Дело на сайте суда
zavodskoi--sar.sudrf.ru
10.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2023Передача материалов судье
17.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
12.01.2024Судебное заседание
19.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее