К
№ 12-67/2022
Р Е Ш Е Н И Е
21 марта 2022 года г. Тамбов
Судья Советского районного суда г.Тамбова Барун Н.В.,
рассмотрев жалобу должностного лица заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» Петровской Т.А. на постановление начальника отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства РФ по охране труда Государственной инспекции труда в Тамбовской области -ПВ/12-683-И/14-62 от 2 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства РФ по охране труда Государственной инспекции труда в Тамбовской области от 2 февраля 2022 года заведующая МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» Петровская Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В обоснование принятого решения указано, что 22 января 2022 года в период времени с 08 часов 05 минут до 09 часов 06 минут в МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка», находящемся по адресу: Г, силами работников Учреждения производились работы по очистке от снега кровли над пищеблоком, которая находится на высоте около 3 метров от поверхности земли, под руководством заведующего МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» Петровская Т.А., заведующего хозяйством МЛА Работники указанного учреждения были допущены Петровская Т.А. к проведению работ на высоте без прохождения надлежащим образом обязательного периодического медицинского осмотра, в связи с чем, были нарушены обязательные требования, предусмотренные ст. 212, ст. 213 Трудового кодекса РФ, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».
Не согласившись с указанным постановлением, заведующая МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» Петровская Т.А., обратилась в суд с жалобой, из которой следует, что работы проводились в выходной день добровольно, в связи с ухудшением погодных условий, во избежание падения снега с кровли, и её частичного обрушения. Указанные работы по очистке от снега кровли, являлись действиями работников в состоянии крайней необходимости. Также указано, что в связи с отсутствием последствий совершенного правонарушения возможно прекращение дела в связи с малозначительностью.
В судебном заседании законный представитель юридического лица Петровская Т.А. требования жалобы поддержала и просила прекратить производство по делу в связи с малозначительностью.
Представитель Петровская Т.А. - Бабыкина Л.Г. доводы изложенные в жалобе поддержала в полном объеме, указав на то, что согласно сообщению МЧС России об экстренном предупреждении о высокой степени вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций в Тамбовской области в виде снежных заносов и ухудшения видимости, было принято решение собственными силами работников детского сада «Дюймовочка» добровольно очистить кровлю над пищеблоком от снега во избежание обрушения и причинения вреда. В связи с чем, просила прекратить производство по делу в связи с малозначительностью, либо вынести наказание в виде предупреждения.
Представитель Государственной инспекции труда в Тамбовской области Тышковский А.М., являясь должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, просил оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения, поскольку при его вынесении им были учтены все обстоятельства совершенного правонарушения, наказание было назначено минимальное предусмотрено ч. 3 ст. 5. 27.1 КоАП РФ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Согласно п. 6 Приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 29н работы на высоте относятся к виду выполняемых работ, при которых требуется проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (1 раз в год).
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров,- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Государственными нормативными требованиями по охране труда, регулирующими безопасность труда при проведении данного вида работ, являются Правила по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 ноября 2020г. № 782н.
Требования Правил распространяются на работников и работодателей - физических или юридических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, выполняющими работы на высоте.
Согласно п.3 Правил, к работам на высоте относятся работы, при которых существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе, при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 и от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения площадок менее 1,1м.
В соответствие с п.35 Правил, работодатель до начала выполнения работ на высоте должен организовать в соответствии с утвержденным им положением СУОТ проведение технико-технологических и организационных мероприятий:
а) технико-технологические мероприятия, включающие в себя разработку и выполнение плана производства работ на высоте или разработку и утверждение технологических карт на производство работ (содержание ППР и технологических карт на высоте предусмотрено пунктом 36 Правил); ограждение места производства работ, вывешивание предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков), использование средств коллективной и индивидуальной защиты;
б) организационные мероприятия, включающие в себя распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя и назначение лиц, ответственных за организацию и безопасное проведение работ на высоте; лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию подвесной подъемной люльки; лиц, ответственных за утверждение ППР на высоте, лиц, имеющих право выдавать наряд-допуск, лиц, ответственных за составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ (содержание плана предусмотрено пунктами 43-44 Правил), а также проводящих обслуживание и периодический осмотр СИЗ.
В соответствие с п.36 Правил, в плане производства работ на высоте или в технологических картах работ на высоте, определяются и указываются:
а) первоочередное устройство постоянных ограждающих конструкций;
б) временные ограждающие устройства;
в) используемые средства подмащивания, в том числе лестницы, стремянки, настилы, туры, леса;
г) используемые грузоподъемные механизмы, люльки подъемников (вышек);
д) системы обеспечения безопасности работ на высоте и входящая в них номенклатура устройств, приспособлений и средств индивидуальной и коллективной защиты работников от падения с высоты и потребность в них;
е) номенклатура средств по защите работников от выявленных при оценке условий труда опасных и вредных условий труда - шума, вибрации, воздействия других опасных факторов, а также вредных веществ в воздухе рабочей зоны;
ж) места и способы крепления систем обеспечения безопасности работ на высоте;
з) пути и средства подъема или спуска работников к рабочим местам или местам производства работ;
и) средства освещения рабочих мест, проходов и проездов, а также средства сигнализации и связи;
к) требования по организации рабочих мест с применением технических средств безопасности и первичных средств пожаротушения;
л) требования по санитарно-бытовому обслуживанию работников.
В суде установлено и следует из материалов дела, что 22 января 2022 года в период времени с 08 часов 05 минут до 09 часов 06 минут в МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка», находящемся по адресу: Г, силами работников Учреждения производились работы по очистке от снега кровли над пищеблоком, которая находится на высоте около 3 метров от поверхности земли.
Принимали непосредственное участие в выполнении данного вида работ на высоте следующие работники МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка»: шеф-повар ВЕЕ, повар ДОА, младшие воспитатели МТН, ХОП, БЕА, помощник воспитателя СЕВ, под руководством заведующего хозяйством МЛА
Перед началом выполнения работ делопроизводителем МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» ШЮО с вышеперечисленными работниками был проведен внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте в объеме инструкций № 47 «По охране труда при очистке крыш и козырьков от снега» и № 48 «По охране труда при выполнении работ, связанных с подъемом на высоту и на высоте».
Также заведующим хозяйством МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» МЛА был выдан наряд допуск № 1 на производство работ на высоте.
Таким образом, в нарушении вышеуказанных норм права, заведующая Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» Петровская Т.А. допустила работников МБДОУ «Детский сад « Дюймовочка» к выполнению работ на высоте около 3 метров, без прохождения в установленном порядке обязательного периодического медицинского осмотра, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Вина юридического лица Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от , в котором подробно изложено событие административного правонарушение, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.01. 2022 года, фотофиксацией правонарушения, штатным расписанием персонала МБДОУ « Детский сад» «Дюймовочка», списком сотрудников, табелем учета использования рабочего времени, журналом регистрации инструктажа на рабочем месте, приказом о проведении обучения и проверки знаний по охране труда от 26.12.2021 № 166, протоколом заседания комиссии знаний по охране труда, инструкцией по охране труда, приказом № 100 об организации работы по охране труда и соблюдению правил техники безопасности от 11 августа 2021, должностной инструкцией, решениями врачебной психиатрической комиссии.
В судебном заседании были допрошены в качестве свидетелей работники детского сада «Дюймовочка» МЛА, ВЕЕ, СЕВ, МТН, которые подтвердили факт допущенного должностным лицом административного правонарушения. Указав, на то, что действительно чистили снег с крыши над пищеблоком, без средств индивидуальной защиты от падения с высоты, при этом не имея какого либо образования, обучения либо квалификации по работе на высоте и прохождения специального медицинского осмотра.
Таким образом, государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области был сделан обоснованный вывод о наличии вины должностного лица заведующий Петровской Т.А. Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
С учетом конкретных обстоятельств дела и характера охраняемых общественных отношений, совершенное должностным лицом административное правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью работников детского сада, которыеработали на высоте более 3 метров без проведения специального медицинского осмотра.
Суд отклоняет доводы представителя заведующего детского сада «Дюймовочка» Бабыкиной Л.Г., о назначении наказания в виде предупреждения, а также не усматривает, что правонарушение было совершено в состоянии крайней необходимости, поскольку совершенное должностным лицом нарушение норм трудового законодательства создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей в виде допуска работников к исполнению работ на высоте без прохождения обязательного медицинского осмотра.
Вопреки доводам жалобы, совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица заведующий детским садом «Дюймовочка» Петровской Т.А. по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, при этом какие-либо неустранимые сомнения, которые могли бы толковаться в ее пользу, отсутствуют.
Действия должностного лица заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» Петровской Т.А. по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ квалифицированы правильно, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.
С учетом вышеизложенного, судья приходит к выводу о том, что оснований для отмены либо изменения постановления начальника отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Тамбовской области Тышковского А.М. от 2 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица Петровской Т.А. заведующей МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» - не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства РФ по охране труда Государственной инспекции труда в Тамбовской области Тышковский А.М. от 2 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» заведующий Петровской Т.А. - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Советский районный суд г.Тамбова в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Н.В. Барун
а