Дело №2-8/2021
УИД №52RS0022-01-2020-000454-21
Мотивированное решение изготовлено 21.01.2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Бутурлино 14 января 2021года
Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Петелина Е.В.
при секретаре Ефремовой Т.Л.,
с участием представителя истца помощника прокурора Бутурлинского района Нижегородской области Назарова Ю.А., представителя ответчика администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области Круглова Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-8/2021 по исковому заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, администрации р.п. Бутурлино Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, администрации Каменищенского сельсовета Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, администрации Кочуновского сельсовета Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, администрации Уваровского сельсовета Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, администрации Ягубовского сельсовета Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, администрации Большебакалдского сельсовета Бутурлинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по обустройству мест накопления ТКО,
У С Т А Н О В И Л:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Бутурлинского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по обустройству мест накопления ТКО.
В обоснование заявленного требования истец указал, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории <адрес>.
Анализ исполнения законодательства в данной сфере показал, что администрацией Бутурлинского муниципального района <адрес> не в полной мере исполняются требования действующего законодательства по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
По информации Министерства экологии и природных ресурсов <адрес> в настоящее время на территории района существует потребность в 265 контейнерных площадках, а также соответствующих подъездных путях к ним, что в свою очередь негативно влияет на санитарно-эпидемиологическое и экологическое состояние муниципального образования, способствует несанкционированному складированию ТКО на не оборудованных для этого местах.
Отсутствие достаточного количества контейнерных площадок в Бутурлинском муниципальном районе <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и может привести к организации несанкционированных свалок. В целях устранения допущенных нарушений действующего законодательства в адрес администрации Бутурлинского муниципального района <адрес> прокурором ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства №, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Просят возложить на администрацию Бутурлинского муниципального района <адрес> обязанность по обустройству мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) в количестве 265 штук в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В ходе судебного разбирательства на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков по делу были привлечены: администрация р.<адрес> муниципального района <адрес>, администрация Каменищенского сельсовета Бутурлинского муниципального района <адрес>, администрация Кочуновского сельсовета Бутурлинского муниципального района <адрес>, администрация Уваровского сельсовета Бутурлинского муниципального района <адрес>, администрация Ягубовского сельсовета Бутурлинского муниципального района <адрес>, администрация Большебакалдского сельсовета Бутурлинского муниципального района <адрес> (т.2 л.д. 83).
Помощник прокурора <адрес> ФИО2 поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснил, что исковые требования были заявлены на основании сведений Министерства экологии и природных ресурсов <адрес>. Уточненные требования от истца в прокуратуру не поступали, потому поддерживаю заявленные требования. Вместе с тем, что в судебном заседании было установлено частичное добровольное удовлетворение заявленных требований в части обустройства ряда площадок не возражает против частичного удовлетворения требований в количестве 46 штук.
Представитель ответчика администрации Бутурлинского муниципального района <адрес> ФИО3, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования признал частично, при этом пояснил, что согласно потребности, требуется создать 310 штук площадок. 45 штук площадок было создано в 2019 году. В 2020 году планировалось создание 219 штук площадок, были даны сведения в Министерство экологии и природных ресурсов <адрес> на 265 штук. По программам в 2020 году обустроено 219 площадок, документы об исполнении были представлены суду. Они выполнили площадки в соответствии с нормами. Доказательства того, что площадки выполнены в соответствии с действующим законодательством - могу пояснить главы муниципальных образований района. Постановление Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил обустройства мест накопления твердых бытовых отходов и ведения их реестра», в котором указаны правила создания мест накопления. Во 2 пункте говорится о том, что места накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а так же правилам благоустройства муниципальных образований. В 6 пункте описано, что должны предпринять главы, то есть, прежде чем главы определят место, они должны согласовать его с органом санитарно-эпидемиологического контроля. По запросу подготавливается заключение и направляется. Администрация делает запрос, прикладывая перечень документов, где находятся контейнерные площадки и Роспотребнадзор согласовывает или не согласовывает место расположение площадок. После согласования администрации могут начинать работы. Постановление главного государственного санитарного врача РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, где изложены санитарно-эпидемиологические требования – расстояние до жилых зданий, общественных зданий, на которых должны размещаться площадки, а так же сколько контейнерных площадок можно разместить. При размещении площадок главы должны так же руководствоваться правилами сельских поселений. В 11 разделе указаны требования размещения контейнерных площадок. Главы определились с местами, сделали запрос, получили заключение, что данные места соответствуют, разрабатывают сметный проект. К муниципальным контрактам прилагаются акты выполненных работ. В связи с тем, что законодательство ужесточается главы сделали изначально места размещения с навесом. Главы следят за местами контейнерных площадок и ведут реестр. С учетом изложенного за 2020 год осталось не обустроено 46 штук контейнерных площадок.
Представители: администрации р.<адрес> муниципального района <адрес>, администрации Каменищенского сельсовета Бутурлинского муниципального района <адрес>, администрации Кочуновского сельсовета Бутурлинского муниципального района <адрес>, администрации Уваровского сельсовета Бутурлинского муниципального района <адрес>, администрации Ягубовского сельсовета Бутурлинского муниципального района <адрес>, администрации Большебакалдского сельсовета Бутурлинского муниципального района <адрес> в судебное заседании не явились, извещались судом должным образом, причину неявки суду не представили.
Представитель Министерство экологии и природных ресурсов <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не представили.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, выслушав явившиеся стороны по делу, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, по своему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами и органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктами 11, 24, 25 статьи 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Согласно статье 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", а также СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 64.
На основании пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 64 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, подлежащие соблюдению также и при эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
На основании пункта 8.2.5 вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила обращения с отходами).
В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пункту 10 Правил обращения с отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Абзац пятый пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Как установлено судом, в ходе проведенного Нижегородской природоохранной прокуратурой анализа исполнения законодательства об обращении с ТКО на территории Нижегородской, в нарушение указанных выше правовых норм на территории Бутурлинского муниципального района не в полной мере исполняются требования действующего законодательства по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
По информации Министерства экологии и природных ресурсов <адрес> в настоящее время на территории района существует потребность в 265 контейнерных площадках, а также соответствующих подъездных путях к ним, что в свою очередь негативно влияет на санитарно-эпидемиологическое и экологическое состояние муниципального образования, способствует несанкционированному складированию ТКО на не оборудованных для этого местах (т.1 л.д. 10-11).
Отсутствие достаточного количества контейнерных площадок в Бутурлинском муниципальном районе <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и может привести к организации несанкционированных свалок.
В целях устранения допущенных нарушений действующего законодательства в адрес администрации Бутурлинского муниципального района <адрес> прокурором ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства № (т.1 л.д. 6-7).
В ходе рассмотрения дела ответчиками было представлено ряд доказательств по выполнению предписания прокурора, а также по выполнению указанных выше правовых норм на территории Бутурлинского муниципального района, которые были изучены судом, которые подтверждают, что администрацией Бутурлинского муниципального района исполняются требования действующего законодательства по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а именно за 2020 год было обустроено мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) в количестве 219 штук на территории района.
Данные обстоятельства были подтверждены муниципальными контактами с приложениями, актами о приемке выполненных работ, решениями от утверждении правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории поселений Бутурлинского муниципального района, заключениями о соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов согласованных с территориальным отделом Роспотребнадзора по <адрес>, постановлениями об утверждении реестра и схемы размещения контейнерных площадок для временного хранения твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований Бутурлинского муниципального района, самими реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, (т.1 л.д. 31-138, 160-249; т.2 л.д. 1-79, 111- 250; т.3 л.д. 1-204, 223-243).
Таким образом, суд приходит к выводу о возникновение у ответчика обязанности по обустройству мест накопления ТКО (контейнерных площадок) в количестве 46 штук в соответствие с требованиями действующего законодательства, поскольку 219 штук контейнерных площадок администрацией Бутурлинского муниципального района за 2020 год было обустроено.
Бездействием администрации Бутурлинского муниципального района <адрес> по не обустройству мест накопления ТКО (контейнерных площадок) в количестве 46 штук нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, поскольку отсутствие надлежащих образом оборудованных мест накопления ТКО на территории района может негативно влиять на санитарно-эпидемиологическое и экологическое состояние муниципального образования, способствовать несанкционированному складированию ТКО на не оборудованных для этого местах.
С учетом изложенного исковые требования истца удовлетворяются судом частично.
Принимая решение о возложении на ответчика обязанности совершить определенные действия, суд в силу ст. 206 ГПК РФ устанавливает ответчику срок для исполнения обязанности - в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда. Данный срок суд считает обоснованным и достаточным для ответчика.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования - удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Бутурлинского муниципального района <адрес> в срок не позднее шести месяцев с момента вступления в силу решения суда обязанность по обустройству мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) в количестве 46 штук в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В остальной части исковых требований истцу Нижегородскому межрайонному природоохранному прокурору – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме, в Нижегородский областной суд, через Бутурлинский районный суд.
Судья Е.В. Петелин