Дело № 5-544/21
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Урюпинск «30» июля 2021 г.
Судья Урюпинского городского суда Волгоградской области Горбунова И.Е. (403113, Волгоградская область, г. Урюпинск, пр. Ленина, д. 84),
с участием: должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - командира отделения ВППСП МО МВД России «Урюпинский» ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Колосова С.Ю., <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
Колосов С.Ю. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 25 минут, Колосов С.Ю., в нарушение подпункта 3.10 пункта 3 постановления Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 г. № 179 (в редакции постановления Губернатора Волгоградской области от 12.06.2021 г. № 417), при посещении места приобретения товаров – магазина «Магнит Семейный» по адресу: <данные изъяты> относящегося к местам массового пребывания людей, не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания, тем самым не выполнил требования правил поведения, в период введенного на территории Волгоградской области режима повышенной готовности.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Колосов С.Ю., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании командир отделения ВППСП МО МВД России «Урюпинский» ФИО3 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 25 минут был выявлен факт посещения Колосовым С.Ю. магазина «Магнит Семейный» без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, о чем был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Выслушав объяснения должностного лица, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. 41 и 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (п.п. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (п.п. «б» п. 3, п.п. «в, г» п. 4 Правил).
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 16.10.2020 г. № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом» установлены новые требования, а именно лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 г. № 66) коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (код по МКБ-10: В 34.2) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании постановления Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 г. № 179 «О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с 16.03.2020 г. на территории Волгоградской области введен режим повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Согласно подпункта 3.10 пункта 3 указанного Постановления (в редакции постановления Губернатора Волгоградской области от 12.06.2021 г. № 417) граждане, проживающие (находящиеся) на территории Волгоградской области обязаны соблюдать постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» об обеспечении ношения гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Как следует из материалов дела, Колосов С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 25 минут, находился в месте приобретения товаров - в магазине «Магнит Семейный» по адресу: <адрес> А, относящийся к месту массового пребывания людей, без использования маски, тем самым не выполнил требования правил поведения, в период введенного на территории Волгоградской области режима повышенной готовности.
ДД.ММ.ГГГГ командиром отделения ВППСП МО МВД России «Урюпинский» ФИО3 в отношении Колосова С.Ю. был составлен протокол № № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, предусмотрена ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (covid-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 17.02.2021 г., в числе иного, сформулирован правовой подход по вопросу о возможности переквалификации действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (вопрос 21 Обзора).
В указанном Обзоре разъяснено, что в силу п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
С учетом указанных обстоятельств, действия Колосова С.Ю. подлежат переквалификации с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Как следует из диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, она является общей нормой по отношению к ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Санкция ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ является менее строгой, чем санкция ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
С учетом изложенного, нахождение Колосова С.Ю. без использования гигиенической маски для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а свидетельствует о невыполнении Колосовым С.Ю. правил поведения, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Таким образом, действия Колосова С.Ю. следует квалифицировать по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ – невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Вина Колосова С.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложено существо совершенного административного правонарушения;
- письменными объяснениями Колосова С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, в которых он указал, что при покупке товаров в магазине «Магнит Семейный» продавец на кассе потребовал, чтобы он надел маску, так как он маску при себе не имел, кассир предложил пройти к другой кассе и взять маску там, на что он ответил отказом, так как полагал, что маску ему должны выдать на кассе, к которой он подошел с товаром. На дальнейшие предложения администратора магазина пройти за маской в соседний отдел, он также ответил отказом и для решения сложившейся ситуации позвонил в службу 112;
- письменными показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5 и ФИО6, которые пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ Колосов С.Ю. находился в магазине «Магнит Семейный» без маски;
- рапортом оперативного дежурного МО МВД России «Урюпинский» ФИО7, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 25 минут в дежурную часть МО МВД России «Урюпинский» поступило информация от оператора 112 <адрес> о том, что к ним обратился Колосов С.Ю. с сообщением о его конфликте с сотрудниками магазина, которые отказываются продавать ему товар;
- рапортами полицейского ВППСП МО МВД России «Урюпинский» ФИО8 и командира отделения ВППСП МО МВД России «Урюпинский» ФИО3, согласно которых в ходе проверки сообщения Колосова С.Ю. о конфликте с сотрудниками магазина, ими было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 19 часов 25 минут в магазине «Магнит Семейный» по адресу: <адрес> А, продавец ФИО9 отказала в продаже товара Колосову С.Ю., так как он не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (маску).
Рапорты были составлены должностными лицами в рамках их должностных обязанностей, причиной составления рапортов послужило выявление совершения административного правонарушения со стороны Колосова С.Ю., при этом порядок составления рапортов был соблюден.
Изложенные в рапортах обстоятельства совершения Колосовым С.Ю. административного правонарушения согласуются с фактическими данными, содержащимися в протоколе об административном правонарушении и подтверждаются объяснениями свидетелей, оснований не доверять которым у суда не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в присутствии Колосова С.Ю., который в присутствии двух понятых от подписи в протоколе отказался.
Вышеуказанные доказательства в совокупности свидетельствуют о виновности Колосова С.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Обсуждая вопрос о мере наказания Колосову С.Ю. за совершение данного правонарушения, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного – который, являясь жителем Волгоградской области, не мог не знать о введении на территории Волгоградской области режима повышенной готовности и установленных в связи с этим правилах поведения, наличие обстоятельств смягчающих административную ответственность – совершение административного правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и приходит к выводу, что наказание Колосову С.Ю. может быть назначено в виде предупреждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Колосова С.Ю. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Урюпинский городской суд Волгоградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись И.Е. Горбунова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>