Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-187/2023 от 22.05.2023

Судья Мишарина И.С. 11RS0001-01-2023-000316-02

дело №21-187/2023 (№12-139/2023)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Пешкин А.Г., при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.Г., рассмотрев в г. Сыктывкаре 31 мая 2023 года жалобу защитника Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Поповой Е.И. на постановление начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми от 21 декабря 2022 года №<Номер обезличен> и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми ФИО. от 21 декабря 2022 года №<Номер обезличен> Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Попова Е.И. в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратилась с жалобой в Сыктывкарский городской суд Республики Коми, в которой просила оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о том, что Министерством предпринимались и предпринимаются в настоящее время меры для исполнения требований решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми №<Номер обезличен>.

По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Сыктывкарского городского суда Республики Коми 24 апреля 2023 года принято решение, в соответствие с которым постановление № <Номер обезличен> должностного лица межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 21 декабря 2022 года оставлено без изменения, жалоба Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.

Выражая несогласие с вынесенным судом решением и постановлением административного органа, защитник Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми по доверенности Попова Е.И. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой на состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановление и решение, в которой, приводя доводы, аналогичные доводам жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, просит об их отмене и прекращении производства по делу, указав в обоснование, что Министерством предприняты все меры для исполнения решения суда, в том числе ежегодно доводятся денежные средства (лимиты бюджетных обязательств) до ГКУ РК «УправтодорКоми», силами которого осуществляется решение суда, однако ввиду недостаточности выделяемых средств из республиканского бюджета исполнить решение суда в установленный срок не представилось возможным. Также в жалобе указано о ненадлежащем уведомлении Министерства о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а равно, по мнению заявителя, было нарушено право Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми на защиту.

Начальник МОСП по ВИП УФССП России по Республике Коми ФИО в суд на рассмотрение жалобы не явилась.

Защитник Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Попов А.А. в судебном заседании жалобу поддержал.

Заслушав объяснения защитника, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Ответственность по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу №<Номер обезличен> на Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми и ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в срок до 1 октября 2021 года возложена обязанность организовать мероприятия по приведению автомобильной дороги общего пользования «Подъезд к с. Мещура от автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» в соответствие с требованиями пункта 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ 50597-217 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» путём ремонта проезжей части дороги и обочины на 15 км + 252 автодороги подъезд к пст. Мещура «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» в районе моста через р. Газью.

По истечении установленного судом срока для исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 21 октября 2021 года в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми было возбуждено исполнительное производство №<Номер обезличен>. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 25 октября 2021 года.

15 ноября 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Требованием судебного пристава-исполнителя от 15 ноября 2021 года, врученным должнику 16 ноября 2021 года, Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми установлен срок для исполнения требований исполнительного документа с предоставлением подтверждающих материалов до 1 января 2022 года.

В указанном требовании должнику разъяснены последствия неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

Вместе с тем в установленный судебным приставом-исполнителем срок должником требование не исполнено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми постановлением № <Номер обезличен> начальником МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 21 декабря 2022 года к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе рассмотрения дела, свидетельствуют о том, что Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, являясь должником по исполнительному производству, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 9 ноября 2022 года №<Номер обезличен>, исполнительным листом серии ФС №<Номер обезличен> от 1 декабря 2020 года, постановлением о возбуждении исполнительного производства №<Номер обезличен> от 21 октября 2021 года, постановлением о взыскании исполнительского сбора от 15 ноября 2021 года, требованием от 15 ноября 2021 года, а также другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми квалифицированы по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 указанного Кодекса.

Доводы жалобы о выделении финансирования на проведение проектно-изыскательских работ по объектам капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог на 2022-2024 годы, сформированных ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», силами которого должно быть осуществлено исполнение судебного решения, не влекут отмену постановления должностного лица и судебного акта.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года №2478-О указано, что положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины, только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.

Вместе с тем из представленных документов не следует, что денежные средства были выделены для исполнения судебного решения по гражданскому делу №<Номер обезличен>.

Само по себе осуществление финансирования не является основанием, исключающим административную ответственность Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку объектом правонарушения является фактическое исполнение судебного акта.

Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Вопреки доводам жалобы, недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность Министерства в совершении вмененного административного правонарушения, а безусловных и бесспорных доказательств тому, что в настоящее время Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми предпринимаются фактические меры, либо используются иные организационно-правовые механизмы, направленные на получение денежных средств с целью исполнения решения суда, не представлено.

Совершенное Министерством правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.

Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежит неукоснительному исполнению.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года №13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.

Подлежат отклонению доводы жалобы защитника Министерства о ненадлежащем уведомлении его о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что, по мнению заявителя, нарушило право Министерства на защиту.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Общий порядок извещения участников производства по делу об административном правонарушении установлен статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из представленных материалов следует, что уведомлением ведущего судебного пристава-исполнителя от 1 ноября 2022 года №<Номер обезличен> Министерство извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенного с 11:50 часов 9 ноября 2022 года. Данное уведомление получено Министерством 3 ноября 2022 года, о чём свидетельствует входящий штамп юридического лица на указанном документе.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из материалов административного дела №<Номер обезличен> следует, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом 9 ноября 2022 года в отсутствие законного представителя Министерства, надлежаще извещенного о времени и месте составления названного протокола, копия которого, в соответствии с приведенными выше положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлена в адрес Министерства и получена последним 11 ноября 2022 года.

Таким образом, доводы защитника о нарушении права на защиту своего подтверждения в материалах дела не нашли.

При рассмотрении жалобы на постановление судьей городского суда проверены доводы защитника, им дана надлежащая правовая оценка с учетом установленных обстоятельств, не согласиться с которой оснований не имеется.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 указанного Кодекса, является обоснованным.

Несогласие с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми от 21 декабря 2022 года №<Номер обезличен> и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми оставить без изменения, жалобу защитника Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Поповой Е.И. - без удовлетворения.

Судья А.Г. Пешкин

21-187/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Минстрой РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пешкин А.Г.
Статьи

ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
22.05.2023Материалы переданы в производство судье
31.05.2023Судебное заседание
08.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2023Дело оформлено
09.06.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее