Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-389/2022 (2-3748/2021;) ~ М-1850/2021 от 25.05.2021

Дело № 2389/2022                        09 декабря 2022 года

УИД 78RS0020-01-2021-002656-65                г.Санкт-Петербург

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пушкинский районный суд города СанктПетербурга в составе:

председательствующего судьи Петровой Е.С.

при секретаре Щевелёвой К.О.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района Санкт-Петербурга», Иванову И.В., Федоровой В.В., Котовой Т.Н., Кузнецовой Е.М., Григорьевой О.А., Голиковой Т.И., Голиковой Н.Н., Тихомирову М.А., Тихомировой Н.М., Невоструевой Е.И., Невоструеву В.Б., Межуевой Н.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей Межуева А.А. 00.00.0000 года рождения, Межуева М.А. 00.00.0000 года рождения, ООО «Инновационный центр защиты растений», Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 60 Пушкинского района», Учреждение здравоохранения «Центр Сириус» об обязании совершить определенные действия,

с участием представителя истца Хейстонена В.В. (по доверенности от 27.05.2021), представителя ответчика ООО «Инновационный центр защиты растений» адвоката Резниченко Е.С. (по доверенности от 22.09.2021 и ордеру от 22.09.2021), представителя ответчика Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга Луговской Е.С. (по доверенности от 10.01.2022 № 3-юр), представителя ответчика КИО Санкт-Петербурга Совковой О.Г. (по доверенности от 10.01.2022), представителя ответчика ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района Санкт-Петербурга» Сырникова Д.А. (по доверенности от 01.10.2021), представителя ответчиков Федоровой В.В., Кузнецовой Е.М., Котовой Т.Н., Голиковой Н.Н. и Голиковой Т.И. – Калугиной М.Н. (по доверенностям от 21.09.2021, 09.02.2022, 16.04.2021, 17.09.2022), представителя третьего лица НКО Фонд региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Щеглова А.А. (по доверенности от 10.11.2022) № 212),

УСТАНОВИЛ:

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры обратился в суд с иском об обязании совершить определенные действия.

Истец, уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ (л.д.163 том 5), с учетом привлечения соответчиков, просит обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района Санкт-Петербурга», Иванова И.В., Федорову В.В., Котову Т.Н., Кузнецову Е.М., Григорьеву О.А., Голикову Т.И., Голикову Н.Н., Тихомиров М.А., Тихомирову Н.М., Невоструеву Е.И., Невоструева В.Б., Межуеву Н.В., действующую за себя и в интересах несовершеннолетних детей Межуева А.А. 00.00.0000 года рождения, Межуева М.А. 00.00.0000 года рождения, ООО «Инновационный центр защиты растений», Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 60 Пушкинского района в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить демонтаж металлических решеток по лицевому фасаду объекта в оконных проемах помещения 6-Н по адресу: ...;

обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района Санкт-Петербурга», Иванова И.В., Федорову В.В., Котову Т.Н., Кузнецову Е.М., Григорьеву О.А., Голикову Т.И., Голикову Н.Н., Тихомиров М.А., Тихомирову Н.М., Невоструеву Е.И., Невоструева В.Б., Межуеву Н.В., действующую за себя и в интересах несовершеннолетних детей Межуева А.А. 00.00.0000 года рождения, Межуева М.А. 00.00.0000 года рождения, ООО «Инновационный центр защиты растений», Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 60 Пушкинского района в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда законную силу в установленном законом порядке выполнить ремонт Объекта в рамках которого устранить следующие дефекты: локальные намокания и биопоражения цоколя, фрагментарные повреждения штукатурного слоя и коррозию балок подвалов, локальные повреждения штукатурного слоя дворового фасада, фрагментарную утрату красочного и штукатурного слоев венчающего карниза;

Установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с вышеуказанных ответчиков в размере 5 000 рублей с каждого за неисполнение требований, установленных пункте 1 настоящего искового заявления, а в случае дальнейшего неисполнения указанных требований - 10 000 рублей в месяц до месяца фактического их выполнения;

Установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с вышеуказанных ответчиков в размере 5 000 рублей с каждого за неисполнение требований, установленных пункте 2 искового заявления, а в случае дальнейшего неисполнения указанных требований - 10 000 рублей в месяц до месяца фактического их выполнения.

Определением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 14.10.2022 гражданское дело № 2-389/2022 в части исковых требований Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры об обязании Иванова И.В., Межуева, А.А. и Межуева М.А. в лице законного представителя Межуевой Н.В., Межуевой Н.В. в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить демонтаж металлических решеток по лицевому фасаду объекта в оконных проемах ... по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А; об обязании Федоровой В.В., Невоструевой Е.И., Невоструева В.Б., Тихомирова М.А. и Тихомировой Н.М. в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить замену по лицевым фасадам Объекта с металлопластиковых балконных, оконных заполнений на деревянные в квартирах № 0; установлении размера денежных средств, подлежащих взысканию с Федоровой В.В., Невоструевой Е.И., Невоструева В.Б., Тихомировой М.А. и Тихомировой Н.М. в пользу КГИОП в размере 5 000 рублей с каждого за неисполнение требований, установленных пункте 2 настоящего искового заявления, а в случае дальнейшего неисполнения указанных требований - 10 000 рублей в месяц до месяца фактического их выполнения прекращено в связи с утверждением мирового соглашения.

В соответствии со ст.40 ч.3 ГПК РФ в судебном заседании 14.10.2022 судом для участия в деле в качестве соответчиков по всем заявленным исковым требованиям привлечены (л.д.137 том 5): Голикова Т.И., Голикова Н.Н., Иванов И.В., Межуев А.А. 00.00.0000 года рождения, Межуев М.А. 00.00.0000 года рождения, в лице законного представителя Межуевой Н.В., Межуева Н.В., Котова Т.Н., Федорова В.В., Тихомиров М.А., Тихомирова Н.М., Григорьева О.А., Невоструева Е.И., Невоструев В.Б., Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 60 Пушкинского района», Учреждение здравоохранения «Центр Сириус», Кузнецова Е.М., ООО «Инновационный центр защиты растений» 7-Н. 31.10.2022 по ходатайству истца в качестве ответчика привлечено ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Представитель истца иск поддержал.

Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис №2 Пушкинского района Санкт-Петербурга» в письменных возражениях просил в иске отказать.

Ответчики Иванов И.В., Федорова В.В., Кузнецова Е.М., Григорьева О.А., Голикова Н.Н., Тихомиров М.А., Тихомирова Н.М., Невоструев В.Б. в судебное заседание не явились, извещены о дне, месте и времени судебного разбирательства в соответствии со ст.165.1 п.1 ГК РФ.

Ответчики Котова Т.Н., Голикова Т.И., Невоструева Е.И., Межуева Н.В. просили рассмотреть дело в их отсутствие, извещены о дне, месте и времени судебного разбирательства в соответствии со ст.165.1 п.1 ГК РФ.

Представитель ответчиков Федоровой В.В., Кузнецовой Е.М., Котовой Т.Н., Голиковой Н.Н. и Голиковой Т.И. – Калугина М.Н. просила в иске отказать, при удовлетворении иска полагала надлежащим ответчиком ООО «Жилкомсервис №2 Пушкинского района Санкт-Петербурга».

Представитель ответчика ООО «Инновационный центр защиты растений» просила в иске отказать, при удовлетворении иска полагала надлежащим ответчиком ООО «Жилкомсервис №2 Пушкинского района Санкт-Петербурга», считала размер судебной неустойки подлежащим значительному снижению.

Представитель ответчика Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга просила в иске отказать.

Представитель ответчика СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника № 60 Пушкинского района» в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени судебного разбирательства, в ранее представленном отзыве считал иск не подлежащим удовлетворению.

Представитель ответчика Учреждения здравоохранения «Центр Сириус» в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени судебного разбирательства в соответствии со ст.165.1 п.1 ГК РФ.

Представитель ответчика Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга просила в иске отказать.

Представитель третьего лица НКО Фонд региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах иск оставил на усмотрение суда.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Голикова Т.И., Голикова Н.Н. являются собственниками (по ? доле) квартиры по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, ... (этаж № 0), право собственности зарегистрировано 05.05.2000 (л.д.64-65 том 1).

Иванов И.В. является собственником 11/50 и 18/50 долей квартиры по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, ... (этаж № 0), право собственности зарегистрировано на 11/50 долей 00.00.0000, на 18/50 долей – 00.00.0000 (л.д.66-67, 91, 93, 99, 100 том 1).

Межуев А.А. 00.00.0000 года рождения, Межуев М.А. 00.00.0000 года рождения, Межуева Н.В. являются собственниками по 7/50 долей квартиры по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, ... (этаж № 0), право собственности зарегистрировано 20.04.2013 (л.д.66-67, 102-103 том 1).

Котова Т.Н. является собственником квартиры по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, ... (этаж № 0), право собственности зарегистрировано 12.03.2001 (л.д.43-44 том 1).

Федорова В.В. (ранее Ворфоломеева) является собственником квартиры по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, ... (этаж № 0), право собственности зарегистрировано 21.03.1994 (л.д.45-46 том 1).

Тихомиров М.А., Тихомирова Н.М. являются собственниками (совместная собственность) квартиры по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, ..., право собственности зарегистрировано 12.03.2014 (этаж № 1) (л.д.61-63 том 1).

Григорьева О.А. является собственником квартиры по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, ..., право собственности зарегистрировано 01.12.2015 (этаж № 1) (л.д.58-60 том 1).

Невоструева Е.И. Невоструев В.Б. являются собственниками квартиры по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, ... (этаж № 0), право собственности Невоструевой Е.И. на 70/300 долей, Невоструева В.Б. на 30/100 долей, Невоструева К.В. на 70/300 долей зарегистрировано 17.08.2006, право собственности Невоструевой Е.И. на 70/300 долей зарегистрировано 03.02.2009 (л.д.47-49 том 1).

город Санкт-Петербург является собственником нежилого помещения 1-Н, расположенном на 1 этаже по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, право собственности зарегистрировано 30.09.1999, 29.11.2007 между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (правопредшественник Комитета) и Учреждением здравоохранения Центр «Сириус» (далее - Центр Сириус) заключен договор аренды № 18-А003264. Согласно договору аренды № 18-А003264 Учреждению здравоохранения Центр «Сириус» предоставлено во временное владение и пользование Помещение 1-Н. Согласно условиям пунктов 2.2.1, 2.2.19 Учреждение здравоохранения Центр «Сириус» обязалось использовать объект в соответствии с установленными законодательством нормами законодательства об охране памятников истории и культуры; в течение 20 дней с даты вступления в силу договора аренды № 18-А003264заключить с КГИОП охранное обязательство и выполнять его условия.

К договору аренды № 18-А003264 были заключены дополнительные соглашения № 1 от 14.10.2010, № 2 от 12.12.2011 и № 3 от 24.02.2014 (л.д.50-53, 169-201 том 1, л.д.104-107 том 4).

город Санкт-Петербург является собственником нежилого помещения 2-Н, расположенном на 1 этаже по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, право собственности зарегистрировано 30.09.1999 (л.д.1-37 том 2).

20.11.2014 между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (правопредшественник Комитета имущественных отношений) и Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская поликлиника № 60 Пушкинского района» (далее - Учреждение) заключен договор безвозмездного пользования объектом нежилого фонда № 18-Б003903. Согласно № 18-Б003903 (в редакции Дополнительного соглашения № 1 от 02.03.2016 и Дополнительного соглашения № 2 от 20.10.2020) Учреждению предоставлено в безвозмездное пользование помещение 2-Н, расположенное в здании, являющемся объектом культурного наследия регионального значения.

Пунктами 2.2.20, 5.5 Договора № 18-Б003903 в редакции Дополнительного соглашения № 1 от 02.03.2016) на Учреждение возложена обязанность по обращению в КГИОП для заключения охранного обязательства, выполнению требований, предусмотренных пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ).

Пунктами 2.2.1, 2.2.19, 2.2.19-1 Договора № 18-Б003903 (в редакции Дополнительного соглашения № 2 от 20.10.2020) на Учреждение возложена обязанность по использованию помещения 2-Н в соответствии с нормами законодательства об охране памятников истории и культуры; по выполнению за свой счет требований, установленных статьей 47.2, пунктами 1-3 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ, а также требований действующих в отношении здания охранных документов: по выполнению требований, предусмотренных Охранным обязательством, являющимся приложением к распоряжению КГИОП от 12.04.2016 № 40-57 (далее - Охранное обязательство) копия которого является приложением к Договору № 18-Б003903 в порядке и на условиях, установленных Законом № 73-ФЗ, Охранным обязательством и Договором № 18-Б003903.

20.10.2020 Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская поликлиника № 60 Пушкинского района» было заключено дополнительное соглашение № 2 к Договору безвозмездного пользования № 18-Б003903 от 20.11.2014 (л.д.1-60 том 2).

Кузнецова Е.М. является собственником нежилого помещения 4-Н, расположенном на 1 этаже по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, право собственности зарегистрировано 31.08.2016 (л.д.55-57 том 1).

ООО «Инновационный центр защиты растений» является собственником нежилого помещения 7-Н, расположенном на 1 этаже по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, право собственности зарегистрировано 28.11.2007 (л.д.52-54 том 1).

В ЕГРН сведения об объекте недвижимости помещении № 3-Н, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, отсутствуют (л.д.101 том 4).

Нежилое помещение 5-Н расположено в подвале по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А (л.д.95-96 том 4).

Нежилое помещение 6-Н расположено в подвале по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А (л.д.93-94 том 4).

30 мая 2008 года приказом КГИОП № 8-133 здание по адресу: Санкт-Петербург, ... А принято под государственную охрану в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия - включено в перечень выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Приказом № 8-133 внесены изменения в приказ КГИОП от 20.02.2001 № 15, которым был впервые учрежден данный перечень.

В соответствии с пунктом 8 статьи 18 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Закон № 73-Ф3), в редакции от 13.05.2008 это означало, что здание подлежит государственной охране вплоть до решения вопроса о включении его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - ЕГРОКН) или не включении.

При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимал на себя обязательства по сохранению ОКН, которые указывались в охранных обязательствах (пункт 4 статьи 48 Закона № 73-Ф3 в редакции № 11 от 13.05.2008).

Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» статья 55 Закона № 73-Ф3 была дополнена пунктом 5, определяющим охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия в качестве обязательного условия заключения договора аренды такого объекта.

Соответствующие изменения вступили в силу с 01.01.2006.

Статьей 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Таким образом, с 01.01. 2006 охранное обязательство пользователя стало признаваться существенным условием договора аренды объекта культурного наследия. Отсутствие такого охранного обязательства не позволяло считать договор аренды такого объекта заключенным.

В этой связи между КГИОП и правообладателями ряда помещений по адресу: ... были заключены ряд охранных обязательств (№ 8083 от 29.04.2008 с Учреждением здравоохранения «ЦЕНТР «СИРИУС» (л.д.192-201 том 1), № 9304 от 22.12.2009 с Управлением Судебного департамента в г.Санкт-Петербурге в отношении помещения 1-Н, № 9589 от 01.06.2010 с ООО «Инновационный центр защиты растений» в отношении помещения 7-Н, № 13871 от 21.01.2015 с Кузнецовой Е.М. в отношении помещения 4-Н.

Распоряжением КГИОП от 11.04.2013 № 10-182 здание исключено из перечня выявленных объектов культурного наследия и включено ЕГРОКН в качестве объекта культурного наследия (далее - ОКИ) регионального значения «Доходный дом И.Г. Кучумова» (далее - Памятник) (л.д.66-67 том 3).

29.05.2013 КГИОП утвердил план границ Памятника.

01.07.2013 КГИОП был определен перечень особенностей Памятника, подлежащих обязательному сохранению - предмет охраны (распоряжение № 10-316).

22.01.2015 вступили в законную силу изменения в Закон № 73-ФЗ, введенные Федеральным законом от 22.10.2014 № 315-ФЗ. Одним из таких изменений стало введение в действие статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ, изменившей правовой статус и форму охранного обязательства.

Федеральным законом от 22.10.14 № 315-Ф3, вступившим в силу с 22 января 2015 года, в Закон № 73-ФЗ были внесены существенные изменения в части регулирования отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами культурного наследия.

В настоящее время требования к содержанию и порядок оформления охранного обязательства регламентированы статьей 47.6 Закона № 73-Ф3.

В отличие от ранее установленного порядка, предполагавшего заключение между уполномоченным органом и пользователем договора, действующая редакция Закона № 73-ФЗ определяет, что охранное обязательство утверждается актом федерального органа охраны объектов культурного наследия или актом регионального органа охраны объектов культурного наследия в зависимости от категории объекта культурного наследия (федерального, регионального или местного значения) (пункт 7 статьи 47.6).

Акт соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с утвержденным им охранным обязательством подлежит размещению на сайте соответствующего органа охраны в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и приобщается к учетному делу объекта культурного наследия (пункт 10 статьи 47.6).

Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение, а также в орган кадастрового учета для регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не позднее трех рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (пункт 12 статьи 47.6).

Согласно пункту 3 статьи 47.6 Закона № 73-Ф3 в случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту, установленными соответствующим органом охраны, такие лица вправе обжаловать указанные требования в суд.

15.03.2016 КГИОП направил собственникам расположенных в Памятнике помещений уведомления о подготовке охранного обязательства, содержащие предложения предоставить мнение относительно состава и видов работ по сохранению Памятника (письма КГИОП № 39-29/16-9 в адрес Иванова И.В., №39-2916/10 в адрес Межуева А. А., Межуева М.А., Межуевой И. В., № 39-29/16-11 в адрес Голиковой Т.И., № 39-29/16-12 в адрес Голиковой Н.Н., № 3-29/16-8 в адрес Котовой Т.Н., № 39-29/16-7 в адрес Ворфоломеевой (в настоящее время Федорова) А.В.,    № 39-29/16-5 в адрес Тихомирова М.А. и Тихомировой Н.М., № 39-29/16-4 в адрес Григорьевой О.А., № 39-29/16-3 в адрес Невоструевой Е.И. и Невоструева В.Б., № 39-29/16-6 в адрес Кузнецовой Е.М. № 39-29/16-14 в адрес ООО «Инновационный центр защиты растений», № 39-29/16-1З в адрес КИО Санкт-Петербурга.

22.03.2016 уведомлений были получены лично на руки: № 39-29/16-4 - Григорьевой О.А., № 39-29/16-14 - ООО «Инновационный центр защиты растений», № 39-29/16-3 Невоструевым, № 39-29/16-5 Тихомировой Н.М. (л.д.184-201 том 4).

КГИОП произвел осмотр Памятника, по результатам которого составил акт, утвержденный 07.04.2016.

Актом осмотра технического состояния Памятника была установлена необходимость производства следующих работ: демонтаж металлических решеток по лицевому фасаду Объекта; замена по лицевым фасадам с металлопластиковых балконных, оконных заполнений на деревянные в ..., в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП и в срок до 12.04.2020 на основании задания и разрешения КГИОП выполнить работы по сохранению.

Предложений по составу и видам работ по сохранению Памятника от собственников расположенных в нем помещений не поступило.

12.04.2016 КГИОП издал распоряжение № 40-57, которым утвердил охранное обязательство собственника или иного законного владельца Памятника (далее - Охранное обязательство) (л.д.9-20 том 1).

В соответствии с подпунктами 1, 2 и 3 пункта 13 Раздела 2 Охранного обязательства, ответчикам необходимо было в срок до 12.08.2016 выполнить демонтаж металлических решеток по лицевому фасаду Объекта; в срок до 12.04.2017 выполнить замену по лицевым фасадам с металлопластиковых балконных, оконных заполнений на деревянные в кв. №4, 5, 7, в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП и в срок до 12.04.2020 на основании задания и разрешения КГИОП выполнить работы по сохранению Объекта в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП.

13.04.2016 КГИОП направил копии Охранного обязательства ответчикам (письмо № 39-29/16-23 получено Невоструевым В.Б. лично 27.04.2016, письмо № 39-29/16-29 получено КИО Санкт-Петербурга 27.04.2016, письмо № 39-29/16-24 получено Кузнецовой Е.М. лично 27.04.2016, письмо № 39-29/16-22 получено Невоструевым К.В. лично 27.04.2016, письмо № 39-29/16-19 получено лично Тихомировой Н.М. 17.05.2016, письмо № 39-29/16-31 получено ООО «Инновационный центр защиты растений» 27.04.2016, письмо № 39-29/16-18 получено Тихомировым М.А. 17.05.2016, письмо № 39-29/16-16 получено Котовой Т.Н. лично 12.05.2016,

Письма № 39-29/16-15 в адрес Межуева А.А., № 39-29/16-17 в адрес Ворфоломеевой В.В., № 39-29/16-28 в адрес Голиковой Н.Н., № 39-29/16-20 в адрес Григорьевой О.А. № 39- 29/16-21 в адрес Невоструевой Е.И., № 39-29/16-25 в адрес Межуевой Н.В., № 39-29/16-26 в адрес Межуева М.А., № 39-29/16-27 в адрес Иванова И.В., № 39-29/16-32 в адрес Голиковой Т.И. возвращены в связи с истечением срока хранения (л.д.21-42 том 1, л.д.202-230 том 4).

Жалобы на действия КГИОП по утверждению Охранного обязательства в порядке, предусмотренном главой 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к моменту подачи иска не поступили.

Актами КГИОП по результатам мероприятий по систематическому наблюдению за соблюдением обязательных требований от 07.02.2019 и от 24.04.2020 установлен факт неисполнения подпунктов 1, 2 и 3 пункта 13 Раздела 2 Охранного обязательства (л.д.6-8 том 1).

Согласно акту от 12.05.2022, составленному во исполнение запроса Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга начальником отдела периферийных районов Управления по охране и использованию объектов культурного наследия КГИОП Сокольцовым А.С., был произведен осмотр технического состояния в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом Г И.Г. Кучумова», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Пушкинская ул., д. 20, лит. А.

При визуальном осмотре зафиксировано следующее: здание каменное двухэтажное на подвале, Г-образное в плане, общее техническое состояние - удовлетворительное. Описание состояния лицевых и дворовых фасадов: отделка лицевого фасада в уровне 1-го этажа - горизонтальный руст, в уровне 2-го этажа - облицовочный кирпич, дворовый фасад гладко оштукатурен. Наблюдаются локальные повреждения штукатурного слоя дворового фасада, фрагментарная утрата окрасочного слоя фасадов, фрагментарная утрата красочного и штукатурного слоев венчающего карниза. На лицевом фасаде два прямоугольных в плане балкона в уровне 2-го этажа с металлическим кованым ограждением, наблюдаются повреждения плиты, оголение и коррозия металлических балок, повреждение отделочных слоев восточного балкона, деструкция красочных слоев. Цоколь известняковый, местами наблюдаются следы намокания и биопоражения. На объекте установлены металлопластиковые балконные и оконные заполнения (на лицевых     фасадах в квартирах № 4, 5, 7). На лицевом фасаде в оконных проемах помещения 6-П и квартиры № 2 установлены металлические решетки.

Внутренняя отделка подвалов: полы бетонные, местами наблюдаются следы протечек; перекрытия - плоские по балкам, оштукатуренные кирпичные «прусские» своды по металлическим балкам, наблюдаются фрагментарные повреждения штукатурного слоя, следы коррозии металлических балок, следы намокания; стены оштукатурены, окрашены, наблюдаются фрагментарные повреждения штукатурного и окрасочного слоя, следы намокания. Доступ третьих лиц в Объект ограничен. В ходе осмотра объекта производилась фотофиксация (л.д.179-182 том 4).

Распоряжением КГИОП от 27.02.2022 № 363-рп утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом И.Г.Кучумова», расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А согласно приложению к распоряжению. Распоряжение КГИОП от 01.07.2013 от 01.07.2013 № 10-316 «Об определении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом И.Г.Кучумова» признано утратившим силу (л.д.20-21 том 5).

К предмету охраны объекта культурного наследия отнесено, в том числе, конструктивная система, среди которых оштукатуренные кирпичные «прусские своды» по металлическим балкам (пом.4-Н), два оштукатуренных бетонных столба прямоугольных в плане (пом.4-Н), архитектурно-планировочное решение фасадов, среди которых: лицевой фасад, материал отделки цоколя - известняк, дворовые фасады, материал отделки цоколя – известняк, материал и характер отделки фасада - гладкая штукатурка, венчающий карниз, балконы - количество два (л.д.20-21 том 5).

ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района» на основании договора № 29-2/УК/К-16-20 от 01.03.2016 осуществляет деятельность по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, ... литера А (л.д.218-248 том 3).

Согласно ответу КГИОП на запрос суда в ответ на заявление ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района» от 25.11.2021 № 01-52-3554/21-0-0 о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия КГИОП от 30.12.2021 выдано задание № 01-52-3355/21-0-1 на проведение забот по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом И.Г. Кучумова» (далее - Объект), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, Пушкинская улица, дом 20, литера А (ремонт фасадов и балконов с целью поддержания эксплуатационного состояния). 16.03.2022 № 01-52-3554/21-0-2 в адрес КГИОП поступил экземпляр задания, согласованный ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района». В адрес КГИОП проектная документация и заявления о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению в части ремонта общедомового имущества Объекта не поступали, разрешения на проведение работ по сохранению Объекта КГИОП не выдавались. Других обращений в КГИОП от ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района» в отношении Объекта на настоящий момент не поступало. Сведениями о составе и сроках проведения работ по текущему ремонту КГИОП не располагает (л.д.57 том 5).

Согласно ответу ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района» у организации отсутствуют сведения о проведении работ по установке металлических решеток по лицевому фасаду в оконных проемах подвала и на уровне первого этажа многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, город ... А. Указанные решетки предположительно установлены до момента принятия многоквартирного дома в управление Общества (до 01.09.2008) (л.д.151 том 3).

Согласно ответу Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга на запрос суда о предоставлении исполнительной документации по капитальному ремонту общего имущества дома 20, литера А по Пушкинской ул., в г. Пушкин, многоквартирный дом построен в 1917 году относится к категории «Дореволюционной постройки, не прошедший капитальный ремонт», находится в управлении ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района». В соответствии с технико-экономическом паспортом ранее в МКД были выполнены работы по капитальному ремонту: 2003 год - ремонт фасада; 2007 год - ремонт крыши. Указанные работы были выполнены в рамках реализации адресной программы капитального ремонта жилого фонда, финансируемого за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, по ведомственной структуре расходов бюджета администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга. Функции Заказчика и технического надзора (строительного контроля) за производством работ по капитальному ремонту фасада и крыши МКД осуществляло ГКУ «Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга». В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации с 2014 года капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах осуществляется в соответствии с Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге (далее - Региональная программа), утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 № 84. В рамках реализации Региональной программы работы по капитальному ремонту общего имущества МКД не выполнялись (л.д.70 том3).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 167 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 № 765 создана некоммерческая организация «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» и установлено, что целью участия Санкт-Петербурга в Фонде является осуществление деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ к числу функций регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

В соответствии с частью 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта формируется краткосрочный план реализации региональной программы сроком на три года.

Согласно ответу некоммерческой организации «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» на запрос суда Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 № 84 «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» в многоквартирном доме по адресу: Санкт- Петербург, ..., Литер «А»» (далее - МКД) установлены плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, а именно: 2021-2023 гг. - ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения; 2024-2026 гг. - ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения; 2027-2029 гг. - ремонт крыши; 2030-2032 гг. - ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения; 2030-2035 гг. - ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения.

Плановый период проведения капитального ремонта по остальным видам работ (ремонт фундаментов, фасадов, внутридомовой инженерной системы газоснабжения, подвальных помещений) выходит за пределы 25-летней реализации региональной программы. Внутридомовая инженерная система горячего водоснабжения, система противопожарной защиты, лифтовое оборудование, по данным региональной программы в МКД отсутствуют.

Краткосрочный план реализации региональной программы в 2020, 2021 и 2022 гг., утвержденный распоряжением Жилищного комитета от 31.12.2019 № 2421-р (с учетом изменений и дополнений), сформирован на весь объем предусмотренного финансирования. Выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения в МКД не предусмотрено, в связи с чем у Фонда отсутствуют основания для их выполнения в настоящее время. На основании изложенного, Фонд сообщает, что работы по капитальному ремонту общего имущества в МКД Фондом, не осуществлялись (л.д.88-89 том 3).

Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербургу, ..., литера А (в форме очного совместного заседания) от 19.10.2022 (протокол № 1/2022) по вопросу № 4 решено в соответствии с пунктом 3 статьи 56.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» возложить на Управляющую организацию - Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района» (ОГРН 1089847230000) обязанности по исполнению охранных обязательств, выданных в отношении многоквартирного дома в целом или в отношении общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, являющегося объектом культурного наследия; по вопросу повестки для № 5 решено обратиться с требованием в Управляющую организацию - Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района» (ОГРН 1089847230000) в первоочередном порядке выполнить текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, в рамках которого устранить следующие дефекты: локальные намокания и биопоражения цоколя, фрагментарные повреждения штукатурного слоя и коррозия балок подвалов, локальные повреждения штукатурного слоя дворового фасада, фрагментарная утрата окрасочного слоя фасадов, фрагментарная утрата красочного и штукатурного слоев венчающего карниза, а также выполнить демонтаж металлических решеток по лицевому фасаду подвального помещения 6-Н (с проведением указанных работ в соответствии с Федеральным законами от 25.06.2002 М 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и нормативными актами регионального уровня) (л.д.170-208 том 5).

Согласно ст.56.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 20.10.2022) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 1. Обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.

2. В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме.

3. Охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, подлежат выполнению собственниками таких жилых помещений.

Охранное обязательство, содержащее требования в отношении жилого помещения в многоквартирном доме, занимаемого по договору социального найма, подлежит выполнению нанимателем указанного помещения.

Охранное обязательство, содержащее требования в отношении общего имущества многоквартирного дома, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит выполнению наймодателем жилого помещения по договору социального найма.

Охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых и нежилых помещений специализированного жилищного фонда, подлежат выполнению лицами, к компетенции которых относится принятие решений о предоставлении гражданам указанных помещений.

В силу федерального законодательства объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения изменения их облика и интерьера, предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от любых негативных воздействий.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5.1 Закона № 73-Ф3 на территории памятника или ансамбля запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов.

В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Таким образом, проектные и производственные работы в отношении объекта культурного наследия могут проводиться исключительно в рамках работ по сохранению и требуют получения разрешительной документации.

Соответствующие требования распространяются, в том числе и на случаи установки (размещения) на объектах культурного наследия, а также на их территориях устройств для передачи (приема) сигналов электросвязи, носителей информации, электроосветительного оборудования, кондиционеров, устройства балконов, лоджий, навесов, устройства и (или) изменения дверных и оконных проемов, установки новых типов оконных и дверных блоков, остекления лоджий и балконов, размещения автостоянок, объектов общественного питания и мелкорозничной торговли, размещения причалов для водного транспорта, совершения иных действий по переоборудованию и переустройству объектов культурного наследия в рамках осуществления мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона № 73-Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Основанием для принятия КГИОП решения о возможности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является заключение государственной историко-культурной экспертизы (статья 32 Федерального закона №73-ФЗ) и производится до начала таких работ (пункт 1 статьи 31 Федерального закона № 73-Ф3).

Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения указанной экспертизы определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами.

Работы по сохранению проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. В настоящее время приняты ряд государственных стандартов, подлежащих применению при проведении работ, например, «ГОСТ Р 55528-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 593-ст).

Лица, разрабатывающие проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство работами и авторский надзор до дня выполнения указанных работ.

В случае, если работы по своей сущности являются реконструктивными, помимо всех перечисленных документов, потребуется соблюдение порядка проведения работ, установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В случае проведения работ по сохранению объекта культурного наследия требуется совершить следующие действия:

1.    Правообладателю объекта получить задание КГИОП (30 рабочих дней) (согласно пункту 4 Порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 08.06.2016 № 1278;

2.    Проектировщику, лицензированному Минкультуры России, разработать проектную документацию (Реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия);

3.    Провести государственную историко-культурную экспертизу проектной документации (Эксперты по проведению государственной историко-культурной экспертиз, аттестованные Минкультуры России);

4.    Провести государственную экспертизу проектной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ (Главгосэкспертиза России, проведение экспертизы инициируется заказчиком проектной документации);

5.    Получить в КГИОП согласование проектной документации на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы (45 рабочих дней);

6.    Подрядчику, лицензированному Минкультуры России, получить разрешение КГИОП на проведение работ по сохранению (30 рабочих дней) (Реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия);

7.    Правообладателю земельного участка (застройщику) получить в КГИОП разрешение на строительство (7 дней);

8.    Авторскому надзору и научному руководству работ сдать в КГИОП научный отчет о выполнении работ (90 рабочих дней со дня выполнения работ);

9.    Получить утверждение научного отчета (30 рабочих дней);

10.    Заказчику работ, после утверждения отчета, организовать процедуру приемки работ по сохранению и получить акт приёмки работ (15 рабочих дней со дня утверждения научного отчета).

11.    Получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (10 дней).

Порядок производства вышеперечисленных процедур подробно регламентирован Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 30.07.2012 №811; Порядком подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденный приказом Минкультуры России от 05.06.2015 № 1749; Административным регламентом предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 22.11.2013 № 1942; Порядком выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625; Порядком утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840.

Охранное обязательство в силу положений статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ представляет собой нормативный акт уполномоченного государственного органа, что в свою очередь свидетельствует о публичных правоотношениях в сфере охраны объектов культурного наследия.

Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Охранное обязательство утверждается КГИОП в императивном порядке во исполнение своих полномочий, возложенных на него пунктом 7 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ.

Подавая настоящий иск, КГИОП фактически действует в интересах неограниченного круга лиц, охраняя предусмотренное статьей 44 Конституции Российской Федерации и статьей 7 Закона № 73-ФЗ право каждого на сохранение исторического и культурного наследия, а, значит, на данные требования не распространяется срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

К властно-публичным правоотношениям срок исковой давности не применим.

Учитывая, что ответчикам по настоящему делу было известно о правовом статусе Памятника и ограничениях вещных прав, которые накладываются в связи с этим законодательством Российской Федерации, им было предложено высказать свою позицию относительно состава и сроков проведения работ по сохранению Памятника, однако они правом, предусмотренным статьей 47.2 Закона № 73-ФЗ не воспользовались, охранное обязательство, прочие акты, связанные с Памятником (распоряжение о включении в ЕГРОКН, распоряжение об утверждении предмета охраны Памятника), действия КГИОП по их изданию, а также по рассмотрению государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающей включение Памятника в ЕГРОКН, в установленном законом порядке не обжаловались, у суда отсутствуют основания полагать, что охранное обязательство является незаконным и не подлежит исполнению.

Согласно части 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.

Согласно п.2.2.12 дополнительного соглашения № 2 от 20.10.2-2020 к договору безвозмездного пользования № 18-Б003903 от 20.11.2014, заключенному между Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 60 Пушкинского района» (ссудополучатель), ссудополучатель обязуется в течение 60 дней со дня подписания договора обязуется заключить с организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, договор о долевом участии в расходах по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в котором расположен объект (л.д.30 том 2).

Связи с нахождением помещения 2-Н в безвозмездном пользовании Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 60 Пушкинского района» охранное обязательство в соответствующей части должно исполняться указанной организацией.

29.11.2007 между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (правопредшественник Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга) и Учреждением здравоохранения Центр «Сириус» заключен договор аренды № 18-А003264, согласно которому Учреждению здравоохранения Центр «Сириус» предоставлено во временное владение и пользование помещение 1-Н. Согласно условиям пунктов 2.2.1, 2.2.19 Учреждение здравоохранения Центр «Сириус» обязалось использовать объект в соответствии с установленными законодательством нормами законодательства об охране памятников истории и культуры; в течение 20 дней с даты вступления в силу договора аренды № 18-А003264 заключить с КГИОП охранное обязательство и выполнять его условия.

Согласно п.2.2.20 договора аренды № 18-А003264 от 29.11.2007 в редакции дополнительного соглашения № 1 от 14.12.2010 Учреждение здравоохранения Центр «Сириус» обязано принимать долевое участие в финансировании содержания общего имущества здания. Доля арендатора в затратах на содержание общего имущества здания определяется исходя из отношения арендуемой площади к общей площади здания (л.д.186 том 1).

Согласно пункту 1 Охранного обязательства от 29.04.2008 № 8083, заключенного между КГИОП и Учреждением здравоохранения Центр «Сириус», последнее приняло на себя обязательства обеспечить сохранность принадлежащего ему помещения 1-Н, не причинять ущерба зданию и участвовать в обеспечении сохранности здания, как памятника.

В частности, согласно пункту 2.17 указанного Охранного обязательства, Учреждение здравоохранения Центр «Сириус» обязалось участвовать в выполнении ремонтно-реставрационных работ по фундаментам, несущим стенам и каркасам, общим помещениям, общим сетям инженерно-технического обеспечения, общему санитарно-техническому, осветительному и термическому оборудованию здания (памятника) и нести издержки на выполнение указанных работ в размере, пропорциональному площади занимаемых помещений.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Таким образом, указанные истцом охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежали выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, а именно:

собственниками жилых помещений: Ивановым И.В., Федоровой В.В.     В., Котовой Т.Н., Григорьевой О.А., Голиковой Т.И., Голиковой Н.Н., Тихомировым М.А., Тихомировой Н.М., Невоструевой Е.И., Невостуевым В.Б., Межуевой Н.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей (собственников долей жилого помещений) Межуева А.А. и Межуева М.А., а также собственниками нежилых помещений Кузнецовой Е.М. (помещение 4-Н), ООО «Инновационный центр защиты растений» (помещение 7-Н), ссудополучателем СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 60 Пушкинского района» (помещение 2-Н), арендатором Учреждением здравоохранения «Центр Сириус» (помещение 1-Н).

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга и Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга являются ненадлежащими ответчиками по иску.

Учитывая, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербургу, ..., литера А (в форме очного совместного заседания) от 19.10.2022 (протокол № 1/2022) на Управляющую организацию - Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района» (ОГРН 1089847230000) возложены обязанности по исполнению охранных обязательств, выданных в отношении многоквартирного дома в целом или в отношении общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, собственниками решено обратиться с требованием в Управляющую организацию - ООО «Жилкомсервис № ...» в первоочередном порядке выполнить текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, в рамках которого устранить следующие дефекты: локальные намокания и биопоражения цоколя, фрагментарные повреждения штукатурного слоя и коррозия балок подвалов, локальные повреждения штукатурного слоя дворового фасада, фрагментарная утрата окрасочного слоя фасадов, фрагментарная утрата красочного и штукатурного слоев венчающего карниза, а также выполнить демонтаж металлических решеток по лицевому фасаду подвального помещения 6-Н (с проведением указанных работ в соответствии с Федеральным законами от 25.06.2002 М 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и нормативными актами регионального уровня) в соответствии со статьей 56.1 ч.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 20.10.2022) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» исполнение охранного обязательства в вышеуказанной части подлежит исполнению управляющей организацией ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района».

В удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам суд отказывает.

Суд устанавливает ответчику ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района» срок для исполнения требования для демонтажа металлических решеток – 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, для остальных требований 24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Пунктами 28, 31, 32 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 7 от 24.03.2016 года «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).

Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 ГК РФ).

Суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.

Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, части 1 и 2.1 статьи 324 АПК РФ).

Удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения. Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.

На основании вышеизложенного, требование истца о взыскании с ответчика в пользу истца судебной неустойки подлежат удовлетворению.

Определяя размер неустойки, суд учитывает принципы справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения, степень затруднительности исполнения судебного акта, возможности ответчика по добровольному исполнению судебного акта, в связи с чем считает возможным установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района» в размере 500 рублей в месяц с каждого требования, начиная со дня вступления решения суда в законную силу до месяца фактического выполнения требований.

С учетом удовлетворения иска в соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района» в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры удовлетворить частично.

Обязать ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района Санкт-Петербурга» в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить демонтаж металлических решеток в оконных проемах помещения 6-Н по лицевому фасаду жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А.

Обязать ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района Санкт-Петербурга» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда законную силу в установленном законом порядке выполнить ремонт жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, ..., литера А, в рамках которого устранить следующие дефекты: локальные намокания и биопоражения цоколя, фрагментарные повреждения штукатурного слоя и коррозию балок подвалов, локальные повреждения штукатурного слоя дворового фасада, фрагментарную утрату красочного и штукатурного слоев венчающего карниза.

Установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района Санкт-Петербурга» в размере 500 (Пятьсот) рублей в месяц за неисполнение каждого требования до месяца фактического их выполнения.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Взыскать с ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района Санкт-Петербурга» госпошлину в доход федерального бюджета в размере 600 (Шестьсот) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

2-389/2022 (2-3748/2021;) ~ М-1850/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
Ответчики
Иванов Илья Владимирович
Федорова Виктория Владимировна
Невоструев Владимир Беральдович
Голикова Татьяна Игоревна
Кузнецова Елена Михайловна
Тихомирова Наталия Михайловна
Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга
Информация скрыта
Межуева Наталья Владимировна
Григорьева Ольга Анатольевна
Учреждение здравоохранения "Центр Сириус"
Невоструева Елена Ивановна
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Голикова Наталья Николаевна
ООО "Инновационный центр защиты растений"
"Городская поликлиника № 60 Пушкинского района"
Котова Татьяна Николаевна
Тихомиров Михаил Александрович
ООО "Жилкомсервис №2 Пушкинского района Санкт-Петербурга"
Другие
Каракаев Константин Нуруллович
НКО Фонд региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
Калугина Мария Николаевна
Суд
Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Петрова Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
psh--spb.sudrf.ru
25.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2021Передача материалов судье
01.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.09.2021Предварительное судебное заседание
22.09.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.11.2021Предварительное судебное заседание
10.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2022Судебное заседание
22.02.2022Судебное заседание
15.04.2022Судебное заседание
27.05.2022Судебное заседание
29.07.2022Судебное заседание
30.09.2022Судебное заседание
14.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Судебное заседание
09.12.2022Судебное заседание
09.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2023Дело оформлено
23.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее