Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1350/2023 ~ М-1019/2023 от 21.04.2023

УИД 37RS0010-01-2023-001220-43

Дело № 2-1350/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2023 года                                                                                                        город Иваново

Ленинский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,

секретаря Никифоровой К.Р.,

с участием представителя истца Карпова Г.А.,

представителя ответчика Управления благоустройства Администрации города Иванова Поздняковой О.В.,

представителя ответчика МКУ «Дорожное городское хозяйство» Равецкого К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабашова Ивана Александровича к Управлению благоустройства Администрации города Иванова и муниципальному казенному учреждению «Дорожное городское хозяйство» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,

УСТАНОВИЛ:

Шабашов Иван Александрович обратился в суд с иском к Управлению благоустройства Администрации города Иванова, муниципальному казенному учреждению «Дорожное городское хозяйство» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, мотивировав его следующим.

Истец Шабашов Иван Александрович ДД.ММ.ГГГГ около 17:00 двигался на личном легковом автомобиле <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , по <адрес>, с допустимой скоростью, учитывая дорожные и метеорологические условия, что обеспечивало ему возможность постоянного контроля за движением автомобиля. Автомобиль истца был технически исправен. Двигаясь в районе <адрес>, истец правыми колесами попал в выбоину, находящуюся на проезжей части, покрытую водой и визуально не видимую. Выбоина находилась на проезжей части и имела габариты: ширина - 47 см, длина -1,6 м, глубина - 13 см, о чем сотрудниками ГИБДД был составлен Акт выявленных недостатков в содержании дороги. Дорожно-транспортное происшествие было оформлено с участием сотрудников ГИБДД. Ими были составлены определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 30.03.2023 и приложение к нему, а также схема места ДТП. Параметры выбоины превышают предельные значения, допускаемые по соответствующему ГОСТу. Дорожно-транспортное происшествие произошло из-за ненадлежащего состояния дороги, по вине дорожных служб или собственника дороги. Технической возможности предотвратить наезд на выбоину у истца не было. Ответчик (Управление благоустройства Администрации города Иванова) 04.04.2023 был вызван телеграммой независимого эксперта на осмотр поврежденного автомобиля, который состоялся 10.04.2023. Согласно Заключению эксперта ООО «Автокомби Плюс» от 13.04.2023 стоимость восстановительного ремонта транспортного средства истца без учета износа составила 53900 рублей. Истцом были понесены расходы по составлению данного заключения в размере 3500 рублей. Также истцом были оплачены расходы по регулировке развал-схождения и подъему транспортного средства для осмотра сумме 2500 рублей. Итого, общий размер ущерба, причиненного истцу вследствие ДТП, составил 59900 рублей, исходя из расчета: 53900 рублей (стоимость ремонта) + 3500 рублей (расходы по оплате заключения специалиста) + 2500 (услуги сервиса).

    На основании изложенного истец просит суд взыскать в его пользу с виновного лица: 59900 рублей - ущерб, причиненный истцу в результате ДТП, 1997 рублей - судебные расходы по оплате государственной пошлины, 15000 рублей - судебные расходы на оплату услуг представителя.

В ходе рассмотрения дела к участию в качестве соответчика привлечено муниципальное казенное учреждение «Дорожное городское хозяйство».

Истец Шабашов И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен в установленном законом порядке, в деле участвует его представитель.

В судебном заседании представитель истца Карпов Г.А. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Позднякова О.В. просила в удовлетворении иска отказать, указав, что в силу переданных полномочий надлежащим ответчиком по данному иску является МКУ «Дорожное городское хозяйство».

Представитель ответчика МКУ «Дорожное городское хозяйство»Равецкий К.А. против удовлетворения иска возражал, полагал надлежащим ответчиком Управление благоустройства Администрации города Иванова.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Иванова, в судебное заседание не явился, извещен о нем надлежащим образом, направил в суд письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что надлежащим ответчиком по делу является МКУ «Дорожное городское хозяйство».

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что 29.03.2023 в 17 часов 00 минут по <адрес> в <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля истца <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , находившийся под управлением собственника (истца), а именно: автомобиль истца совершил наезд на препятствие в виде выбоины в дорожном покрытии (ямы), залитой водой, в результате чего автомобилю истца был причинен ущерб (далее – ДТП).

Факт и обстоятельства ДТП подтверждаются материалом проверки ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Ивановской области, составленным по факту ДТП от 30.03.2023, в том числе определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и приложением к нему от 29.03.2023, сообщением о ДТП от 30.03.2023, объяснениями Шабашова И.А. от 30.03.2023, Актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 29.03.2023 (далее – Акт выявленных недостатков).

Согласно данному Акту выявленных недостатков, на проезжей части дороги в месте ДТП имеется яма-выбоина шириной - 47 см, длиной -1,6 м, глубиной - 13 см.

Полагая, что наличие дефекта дорожного покрытия не допускается требованиями ГОСТ, за что несет ответственность Управление благоустройства Администрации города Иванова, истец обратился за проведением независимой оценки ущерба, уведомив ответчика о предстоящем осмотре поврежденного автомобиля.

В результате осмотра автомобиля истца ООО «Автокомби Плюс» было составлено Экспертное заключение от 13.04.2023, согласно которому рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составляет 53900 рублей.

Представитель Управления благоустройства Администрации города Иванова, вызванный независимым экспертом-оценщиком на осмотр автомобиля телеграммой от 04.04.2023, не присутствовал при осмотре поврежденного автомобиля истца.

    Истец, не получив возмещения ущерба от ответчика в добровольном порядке, обратился в суд за его взысканием.

    Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрены основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Одним из таких оснований, в частности, является причинение вреда другому лицу.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). В силу той же нормы по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

По смыслу вышеприведенных норм закона и его толкования, для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков в рамках деликтного обязательства (обязательства из причинения вреда) необходимо наличие в совокупности следующих условий: факта причинения вреда потерпевшему и определенного размера убытков; совершения ответчиком противоправных действий (бездействия); вины его в их совершении; причинной связи между понесенными убытками и действиями (бездействием) ответчика.

В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества, обеспечивающего, в том числе, его безаварийную эксплуатацию, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из данного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Согласно статье 2 Федерального закона № 196-ФЗ под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы (при их наличии).

            Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ).

В силу статьи 12 Федерального закона № 257-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа нормами части 1 пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 11 статьи 5, части 9 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к муниципальной собственности городского округа.

В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов соответственно.

Пунктом 5 части 1 статьи 13 Устава города Иванова дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Иванова, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения города Иванова.

Статьей 48 Устава города Иваново решение указанных вопросов местного значения в границах города Иваново возложено на Администрацию города Иваново.

Вместе с тем, в соответствии с Положением об администрации города Иванова, утверждённым Решением Ивановской городской Думы от 30.03.2006 № 85, Администрация города Иванова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Иванова и непосредственно не осуществляет работы по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа Иваново.

Для решения вопросов в области благоустройства и координации деятельности в этой сфере всех заинтересованных структур на территории города создано Управление благоустройства администрации города Иванова; Решением Ивановской городской Думы от 31.05.2006 № 150 утверждено Положение об Управлении благоустройства администрации города Иванова (далее – Положение об Управлении).

Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении Управление благоустройства Администрации города Иванова (далее - Управление) является муниципальным казенным учреждением и создано для осуществления управленческих функций в сфере благоустройства. Управление обладает правами юридического лица.

В соответствии с пунктом 2.1.2 Положения об Управлении в основные задачи Управления входит осуществление закупок на оказание услуг, выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства, территорий общего пользования, технических средств организации дорожного движения, находящихся в муниципальной собственности города Иванова, за исключением комплексного обустройства скверов и площадей, в качестве муниципального заказчика.

Согласно пунктам 2.2.15, 2.2.19, 2.2.20, 2.3 Положения об Управлении, оно организует и обеспечивает реализацию полномочий Администрации города Иванова по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Иванова и обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест); по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, захоронению твердых бытовых отходов; по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения; осуществляет выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут или часть маршрута такого транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения городского округа Иваново и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог; осуществляет функции муниципального заказчика на оказание услуг по проектированию и выполнению работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, в случае если требуется доведение параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории; выступает учредителем муниципальных учреждений, уставная деятельность которых связана с реализацией основных задач и функций Управления (подведомственных учреждений).

Согласно ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В силу ст. 161 Бюджетного кодекса российской Федерации (далее – БК РФ) казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с БК РФ.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ.

Согласно п. 1.5 Устава МКУ «Дорожное городское хозяйство» учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование городской округ Иваново; функции и полномочия учредителя и собственника его имущества осуществляет Администрация города Иванова. Отдельные полномочия собственника имущества в пределах полномочий, определяемых муниципальными правовыми актами, осуществляет Ивановский городской комитет по управлению имуществом.

В соответствие с п. п. 2.1, 2.2 Устава МКУ «Дорожное городское хозяйство» предметом деятельности и основной целью деятельности данного учреждения является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления городского округа Иваново в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа Иваново и другие отдельные вопросы благоустройства на территории городского округа Иваново.

Для достижения основной цели своей деятельности учреждение осуществляет, в том числе, восстановление изношенных и ремонт поврежденных верхних слоев асфальтобетонных покрытий, остановку и предупреждение развития трещин в дорожном покрытии, исправление профиля дорожных покрытий с добавлением щебня, гравия или иных материалов.

    Согласно п. п. 4.1, 4.2 Устава МКУ «Дорожное городское хозяйство» финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств бюджета города Иванова на основании бюджетной сметы; источником финансовых средств учреждения являются бюджетные ассигнования согласно бюджетной смете.

Решением Ивановской городской Думы от 21.12.2022 № 358 «О бюджете города Иванова на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов на 2023 год осуществлено в том числе на обеспечение деятельности МКУ «Дорожное городское хозяйство»; бюджетное финансирование выделено отдельной целевой статьей для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом учреждения.

Подпрограммой «Обеспечение деятельности муниципальных учреждений в сфере дорожного хозяйства и благоустройства», утвержденной постановлением Администрации г. Иванова от 11.11.2022 № 1837 «Об утверждении муниципальной программы «Благоустройство территорий города Иванова» МКУ «Дорожное городское хозяйство», полномочия по восстановлению изношенных и ремонту поврежденных верхних слоев асфальтобетонных покрытий, остановке и предупреждению развития трещин в дорожном покрытии; исправлению профиля дорожных покрытий с добавлением щебня также переданы МКУ «Дорожное городское хозяйство».

В связи с передачей части полномочий в сфере дорожной деятельности МКУ «Дорожное городское хозяйство» внесены изменения в п. 5 Постановления Администрации города Иванова от 23.12.2015 № 2621 «Об утверждении порядков расходования средств на выполнение работ в сфере благоустройства и порядков расчета и применения нормативов финансовых затрат на их выполнение», согласно которым Управлению благоустройства Администрации города Иванова предписано осуществлять расходование средств в соответствии с Порядком исполнения бюджета города Иванова по расходам, со сводной бюджетной росписью бюджета города, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год (без указания на расходование средств в сфере благоустройства на территории города Иванова, связанных с выполнением работ по организации функционирования автомобильных дорог общего пользования).

Функции главного распорядителя бюджетных средств, направляемых на выполнение работ по организации функционирования автомобильных дорог общего пользования, сохранены за Управлением благоустройства Администрации города Иванова (п. 5 Порядка расходования средств на выполнение работ по организации функционирования автомобильных дорог общего пользования).

МКУ «Дорожное городское хозяйство» является получателем средств местного бюджета.

Вместе с тем, как следует из ответа на запрос суда и отзыва третьего лица Администрации города Иванова, автомобильные дороги местного значения общего пользования, к которым относятся городские улицы, являются собственностью Администрации города Иванова и переданы в оперативное управление ответчикам, в том числе МКУ «Дорожное городское хозяйство» передана часть дорог общего пользования местного значения с покрытием из гравия и щебня в соответствии с Постановлением Администрации города Иванова № 89 от 23.01.2023, отнесенная к движимому имуществу, остальная часть дорог общего пользования местного значения (включая дороги с твердым покрытием, являющимися недвижимым имуществом) закреплена на праве оперативного управления за Управлением благоустройства Администрации города Иванова.

Ямочный ремонт дорог с твердым (асфальтобетонным и асфальтовым) покрытием, которые отнесены к недвижимому имуществу, выполняется МКУ «Дорожное городское хозяйство» в соответствие с его Уставом, на что МКУ «Дорожное городское хозяйство», выделяются средства на основании бюджетной сметы; такой ремонт отнесен к исключительным полномочиям МКУ «Дорожное городское хозяйство» и осуществляется им за счет выделенных учреждению средств бюджета города Иванова на уставную деятельность.

Капитальный ремонт дорог с асфальтобетонным и асфальтовым покрытием, в результате которого образуется прочная связь с землей дорожного полотна по всей протяженности дороги, осуществляется в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», путем заключения муниципальных контрактов в соответствие с Федеральным законом № 44-ФЗ.

МКУ «Дорожное городское хозяйство» ремонт дорог общего пользования местного значения в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» не осуществляет, контракты с ним не заключаются.

МКУ «Дорожное городское хозяйство» самостоятельно определяет виды, объекты и сроки выполнения конкретных работ в отношении всех дорог общего пользования местного значения города Иванова, в рамках тех видов работ, которые предусмотрены Уставом учреждения, в связи с чем Администрация города Иванова считает его надлежащим ответчиком по делу.

Таким образом, учитывая позицию органа местного самоуправления, наделившего МКУ «Дорожное городское хозяйство» полномочиями по осуществлению текущего ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа Иваново, обеспечившего его финансированием за счет средств бюджета города Иванова, о недостаточности которого учреждением не заявляется, суд приходит к выводу о том, что именно данное учреждение следует признать надлежащим ответчиком по делу.

В Перечень автомобильных дорог общего пользования муниципального значения города Иваново, утвержденный Постановлением Администрации города Иваново от 03.02.2011 № 148 и официально опубликованный на сайте Администрации города Иванова, включена ул. Демьяна Бедного.

Таким образом, осуществление вышеуказанной дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения: ул. Демьяна Бедного г.Иваново, на которой произошло рассматриваемое ДТП, входит в обязанности ответчика МКУ «Дорожное городское хозяйство».

Статьями 17, 18 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с пунктами 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, в том числе длиной более 15 см, глубиной более 5 см, устранение которых осуществляется в кратчайшие сроки: для дорог третьей категории (класса) – в срок от 1 до 10 суток.

Пунктом 4.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, распространяемая на все автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, разделами III-IV которой установлены виды дорожных работ, осуществляемых в рамках ремонта и содержания автомобильных дорог, в том числе по заделке выбоин, восстановлению изношенных дорожных покрытий и профиля дорог.

В связи с изложенным суд полагает, что ответчик, уполномоченный органом местного самоуправления на организацию содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения города Иваново, несет ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ДТП, обусловленных ненадлежащим содержанием соответствующих автомобильных дорог, в том числе наличием на них выбоин, разрушений дорожного покрытия, размеры которых превышают предельно допустимые ГОСТ, при условии, что доказана причинно-следственная связь между ненадлежащим содержанием автомобильной дороги и причиненным вредом.

Учитывая, что размер ущерба ответчиком не оспорен, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и взыскании с ответчика МКУ «Дорожное городское хозяйство» в пользу истца причиненного ущерба в размере 53900 рублей.

В удовлетворении исковых требований к Управлению благоустройства Администрации города Иванова, исходя из вышеприведенного анализа полномочий ответчиков, истцу следует отказать.

Расходы по проведению оценки ущерба и составлению отчета об оценке в размере 3500 рублей, по оплате услуг автосервиса в размере 2500 рублей являются убытками истца, как расходы, необходимые для обращения к ответчику за восстановлением нарушенного права истца, которые в силу ст. 15 ГК РФ подлежат возмещению ответчиком в его пользу в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Соответственно, с ответчика, как с проигравшей стороны, подлежат взысканию понесенные истцом расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей, что является разумным и справедливым.

С ответчика подлежат взысканию понесенные истцом судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 1997 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шабашова Ивана Александровича к муниципальному казенному учреждению «Дорожное городское хозяйство» удовлетворить.

    Взыскать с муниципального казенного учреждения «Дорожное городское хозяйство» в пользу Шабашова Ивана Александровича ущерб, причиненный автомобилю истца в результате дорожно-транспортного происшествия от 29.03.2023, в размере 53900 рублей; убытки в виде расходов по проведению оценки ущерба в размере 3500 рублей, по оплате услуг автосервиса в размере 2500 рублей; расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1997 рублей, всего взыскать 76897 (семьдесят шесть тысяч восемьсот девяносто семь) рублей.

В удовлетворении исковых требований к Управлению благоустройства Администрации города Иванова истцу отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                Шолохова Е.В.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 24.07.2023

2-1350/2023 ~ М-1019/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шабашов Иван Александрович
Ответчики
МКУ «Дорожное городское хозяйство»
Управление благоустройства Администрации г. Иваново
Другие
Администрация г. Иваново
Карпов Генрих Александрович
Суд
Ленинский районный суд г. Иваново
Судья
Шолохова Екатерина Владимировна
Дело на странице суда
leninsky--iwn.sudrf.ru
21.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2023Передача материалов судье
24.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2023Судебное заседание
05.06.2023Судебное заседание
06.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2023Дело оформлено
01.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее