Дело № 2-7307/2022
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
27 октября 2022 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Буянтуевой Т.В.,
при секретаре Боевой А.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Безрукова Константина Викторовича к Министерству социального развития МО о признании права на предоставление мер социальной поддержки ветерану боевых действий по оплате за жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец предъявил иск к ответчику, указывая в обоснование иска о том, Безруков Константин Викторович проходит военную службу в войсковой части 3419, дислоцированной в городе <адрес>. За период прохождения военной службы истец принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации а также в СВО, что подтверждается выданным удостоверением ветерана боевых действий, в связи с чем, имееет право на получение мер социальной поддержки как ФИО4 боевых действий. С ДД.ММ.ГГГГ на основании части 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ т. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» истец и члены его семьи были зарегистрированы по адресу воинской части: <адрес> Энтузиастов, владение 2 строение 131. ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части 3111 мне истцу предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> и заключен договор пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ №. В указанное жилое помещение вместе с ним были вселены: супруга - Безрукова Юлия Вячеславовна; дочь - Безрукова Виктория Константиновна; В этот же день ДД.ММ.ГГГГ истец принял но акту указанное жилое помещение. С момента предоставления жилого помещения, его семья проживает по указанному адресу, ежемесячно оплачивает коммунальные услуги за указанное жилое помещение, на имя истца открыт лицевой счет. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Балашихинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как ФИО4 боевых действий, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ФИО4». По результатам рассмотрения данного заявления ДД.ММ.ГГГГ Ьалашихинским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> ему было отказано в компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов. Причиной отказа в выплате ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг явились различия в адресе регистрации по месту жительства и адресе фактического проживания.
Истец просит суд признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки как ФИО4 боевых действий по месту моего фактического проживания по адресу: <адрес>. Обязать Министерство социального развития <адрес> назначить выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов с ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет оплаты жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец не явился, извещался.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, предоставила письменные возражения на иск.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон, ФЗ «О ветеранах», ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ).
Согласно ст. 1 названного Федерального закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии с п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.
Как установлено ст. 10 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14 - 19 и 21 данного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 12 ФЗ «О ветеранах», данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в ст. ст. 2 - 4 (ст. 2. Ветераны Великой Отечественной войны; ст. 3. Ветераны боевых действий; ст. 4. Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий).
Как установлено п. 1 ст. 13 указанного выше Федерального закона, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг. Согласно п. 3 названной выше статьи, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 данного Федерального закона, в числе прочих мер социальной поддержки предоставляется, в том числе, оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В силу ст. 27 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01 января 1992 года или Правительством РФ, как это установлено ст. 28 ФЗ «О ветеранах».
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме, определены Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее – Порядок предоставления компенсации расходов, утвержден Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2008 г. № 1235/52).
Согласно п.п. 2, 3, 6 указанного выше Порядка, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя на основании имеющихся учетных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации. Компенсация назначается с месяца возникновения права на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, но не более чем за три предшествующих года.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1), в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288 (зарегистрирован в Минюсте России 02 апреля 2013 года № 27963) утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Административный регламент).
В соответствии с п. 106 названного выше Административного регламента при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П (приложение № 12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
В силу ч. 1 ст. 56 ТПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела установлено, Безруков Константин Викторович проходит военную службу в войсковой части 3419, дислоцированной в городе <адрес>.
За период прохождения военной службы истец принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации а также в СВО, что подтверждается выданным ему удостоверением ветерана боевых действий, в связи с чем, он имеет право на получение мер социальной поддержки как ФИО4 боевых действий.
С ДД.ММ.ГГГГ на основании части 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ т. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» истец и члены его семьи были зарегистрированы по адресу воинской части: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части 3111 истцу предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> и заключен договор пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ №.
В указанное жилое помещение вместе с ним были вселены: супруга - Безрукова Юлия Вячеславовна; дочь - Безрукова Виктория Константиновна.
В этот же день ДД.ММ.ГГГГ истец принял но акту указанное жилое помещение.
С момента предоставления жилого помещения, его семья проживает по указанному адресу, ежемесячно оплачивает коммунальные услуги за указанное жилое помещение, на имя истца открыт лицевой счет.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Балашихинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как ФИО4 боевых действий, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ФИО4».
По результатам рассмотрения данного заявления ДД.ММ.ГГГГ Ьалашихинским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> ему было отказано в компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов.
Причиной отказа в выплате ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг явились различия в адресе регистрации по месту жительства и адресе фактического проживания.
Вместе с этим, указанные в ответе обстоятельства не являются основанием для отказа в предоставлении истцу той меры социальной поддержки, за получением которой он обратился к ответчику.
Регистрация истца по месту войсковой части обусловлена прохождением истцом военной службы по контракту, и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ, п. 106 Административного регламента, и в силу ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Вместе с этим, такая регистрация препятствует истцу в получении указанной выше меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, отказ ответчика в предоставлении истцу испрашиваемой им меры социальной поддержки не соответствует требованиям закона.
Представленные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными, а в их совокупности и взаимной связи достаточными для разрешения гражданского дела.
Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца, и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании.
Таким образом, иск ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> в части признания права на предоставление мер социальной поддержки как ФИО4 боевых действий и обязании назначить компенсацию расходов по оплате жилого помещения в размере 50%, предусмотренной п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ФИО4» по месту проживания по адресу обоснован, и подлежит удовлетворению с указанием предоставления компенсации с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку компенсация расходов по оплате жилого помещения назначается с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
Учитывая, что мера социальной поддержки, являющаяся предметом спора, не была предоставлена семье истца ранее, требование истца о перерасчете ежемесячной денежной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежит как не основанное на законе.
Ответчик, являясь органом исполнительной власти, освобожден от оплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Безрукова Константина Викторовича удовлетворить частично.
Признать за Безруковым Константином Викторовичем право на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по месту фактического проживания по адресу: <адрес>.
Обязать Министерство социального развития <адрес> предоставить Безрукову Константину Викторовичу ежемесячную денежную компенсацию в размере 50 %, предусмотренную пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» по оплате жилого помещения по адресу: <адрес>, мкр. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В иске Безрукова Константина Викторовича о перерасчете ежемесячной денежной компенсации– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.В. Буянтуева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Т.В. Буянтуева