ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ростов-на-Дону 28 апреля 2021 года
Судья Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону Писарев А.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Домашний интерьер», ИНН №
УСТАНОВИЛ:
.... в период времени с 18 часов 14 минут по 18 часов 25 минут, в ходе проведения контрольной закупки, на основании приказа органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей № от .... в отношении ООО «Домашний интерьер», осуществляющего свою деятельность по адресу: ... при визуальном осмотре было установлено, что у сотрудников магазина на рабочих местах отсутствовали перчатки, а также сотрудник магазина на рабочем месте находился без маски.
.... в период с 13 часов 40 минут по 14 часов 00 минут, в ходе проведения осмотра, на основании письма Управления МВД России по ... № от .... ... принадлежащего ООО «Домашний интерьер», осуществляющего деятельность по адресу: ... было установлено, что на дозаторах не указана информация о целях использования, таким образом, для обеззараживания рук используется средство, не предназначенное против вирусов. В помещении магазина установлено 4 рециркулятора Дезар-3, рассчитанных на 100 м?, при этом площадь торгового зала магазина составляет 6500 м?, таким образом, не в полной мере осуществляется обеззараживание воздуха, что является нарушением п.4.4, п.6.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 №15, в связи с чем влечет ответственность по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Представитель отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РО в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель ООО «Домашний интерьер» Погорелов А.А. в судебное заседание явился, пояснил, что все нарушения были устранены.
Суд, исследовав письменные материалы дела, выслушав представителя юридического лица, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч.2 ст.26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.
Требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должны соблюдаться вне зависимости от наличия или отсутствия проверок государственного надзора, выдаваемого предписания либо составления протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении, поскольку нарушение вышеуказанных норм само по себе уже образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, что влечет наложение административного наказания.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ 31.01.2020г. №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», короновирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В силу п.п.1,3 ст.29 ФЗ от 30.03.1999г. №52 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п.2 ст.50 настоящего ФЗ.
В соответствии с п.1 ст.24 ФЗ от 30.03.1999г. №52 при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из п.4.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020г. №15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
В соответствии с п.6.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020г. №15, с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Судом установлено и следует из материалов дела, что данные нормы ООО «Домашний интерьер» были нарушены.
С учетом вышеизложенного, ООО «Домашний интерьер» совершило деяние, а именно, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих и в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела, факт совершения административного правонарушения, вина ООО «Домашний интерьер» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № от ..., в котором подробно изложены обстоятельства совершенного правонарушения, актом о проведении контрольной закупки товаров (работ, услуг) от ...., справкой от ...., в которой указано какие нарушения выявлены в ходе осмотра, с указанием в объяснениях представителя юридического лица о том, что нарушения будут устранены, то есть фактически представитель юридического лица признал, что нарушения имели место, а также фотоматериалом.
Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд считает, что действия ООО «Домашний интерьер» получили верную квалификацию в протоколе об административном правонарушении.
Вина ООО «Домашний интерьер» заключается в том, что юридическое лицо, имея возможность для исполнения требований законодательства, совершило правонарушение, не приняв всех возможных мер для соблюдения санитарного законодательства.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ должностным лицом, имеющим в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ полномочия на его составление, в протоколе верно указаны нарушенные нормы законодательства.
Согласно п.2 ст.6.3 КоАП РФ, правонарушение настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении административного наказания ООО «Домашний интерьер» суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
К смягчающим административную ответственность обстоятельствам суд относит устранение выявленных нарушений.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
Оснований для применения положения ст.2.9. КоАП РФ не имеется.
При назначении наказания суд учитывает требования ст.4.1 КоАП РФ, характер совершенного административного правонарушения и приходит к выводу, что достижение целей административного наказания, предусмотренных ст.3.1 КоАП РФ, может быть обеспечено применением вида административного наказания в виде административного штрафа.
При определении размера наказания суд исходит из следующего.
Согласно ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.
Приведенная позиция в равной мере подлежит распространению и на административную ответственность юридического лица.
Впоследствии Федеральным законом от 31.12.2014 №515-ФЗ «О внесении изменений в ст.4.1 КоАП РФ» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанная норма, определяющая общие правила назначения административного наказания, дополнена ч.2.2 и ч.2.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
С учетом изложенных выше правовых положений, отсутствия существенного вреда, несоразмерности санкции последствиям правонарушения, обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением ООО «Домашний интерьер», отсутствием обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и в целях исключения избыточного ограничения прав указанного лица назначенное административное наказание в виде административного штрафа подлежит назначению ниже низшего предела, установленного санкцией ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО «Домашний интерьер», ИНН №, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Денежное взыскание (штраф) перечислить на следующие реквизиты: р/с 40№, КБК 14№, OKTMО 60701000, ИНН 6167080043, КПП 616701001, БИК 016015102, счет казначейский 03№, получатель УФК по РО (Управление Роспотребнадзора по ... л/04581788120), Банк: отделение Ростов-на-Дону, ..., УИН 14№.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления привлекаемому лицу.
Судья: