Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1494/2024 ~ М-897/2024 от 09.04.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 мая 2024 года                                                                 город Тула

    Центральный районный суд г. Тулы в составе:

    председательствующего Илларионовой А.А.,

    при секретаре Коляда А.А.,

    с участием истца Хасанова Р.В., представителя ответчика министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Велчу А.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1494/2024 по иску Хасанова Р.В. к министерству здравоохранения Тульской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных средств, компенсации морального вреда,

установил:

Хасанов Р.В. обратился в суд с исковым заявлением к министерству здравоохранения Тульской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных средств, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указывает на то, что с 2018 состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Тульский областной клинический онкологический диспансер», в 2018 и 2023 получал оперативное лечение по профилю онкология, в связи с чем, ему была установлена третья группа инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2021 №0726785.

В период с 30.05.2018 по 22.06.2018, согласно выписному эпикризу из истории болезни №12103 от 2018, он находился в хирургическом торакальном отделении ГУЗ ТО Тульская областная клиническая больница с основным диагнозом: С34.1 Периферическая аденокарцинома верхней доли левого легкого Т2; N1;M0. 14.06.2018 проведено оперативное лечение-Верхняя лобэктомия слева.

В октябре 2023 произошло осложнение заболевания (рака легкого) образование метастазы головного мозга.

19.10.2023 выполнена операция: Птериональная краиотомия справа. Микрохирургическое удаление внутримозгового объемного образования правой височной доли с применением нейрофизиологического мониторинга, что подтверждается выписным эпикризом истории болезни №72701/2023 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) Университетская клиническая больница №3 Клиника нервных болезней им.А.Я.Кожевникова Нейрохирургическое отделение с операционным блоком, где Хасанов Р.В. находился на лечении с 18.10.2023 по 02.11.2023.

Истцу установлен диагноз по основному заболеванию С71.8 Злокачественное новообразование головного мозга, выходящее за пределы одной и более вышеуказанных локаций.

При выписке пациенту рекомендовано лечение врача-онколога, врача- невролога, врача-хирурга по месту жительства. Плановая консультация и наблюдение нейрохирурга через 6 месяцев с результатами КТ и МРТ головного мозга с контрастным усилением.

В период с 15.11.2023 по 24.11.2023 истец находился в отделении радиотерапии ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии им. ак. Н.Н. Бурденко Минздрава России», при выписке основной диагноз: С79.3 прогрессирование аденокарциномы легкого ( ст IlaNlMO) в октябре 2023: метастазы в головной мозг. Удаление метастаза правой височной доли 19.10.2023, рост метастаза средней ножки мозжечка справа. Стереотаксическая лучевая терапия на ложе метастаза в правой височной доле СОД =27,5 Гр ( экв 48Гр) и на остаточную опухоль в ложе метастаза в правой височной доле и метастаз средней ножки мозжечка СОД =3-Гр(экв СОД =54Гр) 20-24.11.2023 неизвестная стадия; клиническая группа II.

При выписке пациенту даны следующие рекомендации: лечение у врача- онколога по месту жительства, проведение системной терапии. Проведение контрольной МРТ головного мозга без и с контрастным усилением (результаты запись на CD-диск в режиме DICOM) с последующим осмотром радиотерапевта и нейроофтальмолога в ИНХ через 3 месяца после CTJIT или ранее при ухудшении. Продолжение стероидной терапии: дексаметазон внутримышечно утром по 4 мг в течение 5 дней, затем по 2 мг в течение 5 дней одновременно с дексаметазоном прием Омез внутрь по 1т ( 20 мг) * 1 раз в день.

Из выписного эпикриза ООО «ВитаМед» следует, что 11.12.2023 истец обратился в клинику для решения вопроса по дальнейшей тактике лечения: Учитывая прогрессирование по основному заболеванию (при обследованиях в октябре 2023-метастазы в головной мозг/метастазы по плевре), общее состояние пациента ( ECOGI), наличие активирующей мутации в гене ALK-рекомендовано начать 1-ую линию таргетной терапии по схеме Алектиниб 600 мг 1 р/сутки с декабря 2023 (альтернативный вариант лечения Лорлатиниб 100мг внутрь 1 раз/сутки) ежедневно внутрь длительно (до прогрессирования или неприемлемой токсичности). Контрольные обследования КТ, ОГК, ОБП, ОМТ все исследования с внутривенным контрастированием до начала лечения и в дальнейшем 1 р/3 мес. Назначено лечение Алектинибом ( 150 мг 1 таб) принимать 4 таблетки (600 мг) 2 раза в день ежедневно в рамках протокола. Контрольные обследования согласно графику 1р/2 мес.

12.12.2023 Хасанов Р.В. обратился на первичный консультативный прием к врачу-онкологу, главному специалисту по онкологии ООО «Хадасса Медикал ЛТД» в Российской Федерации.

Согласно второму мнению врача-онколога пациенту было рекомендовано перед началом терапии выполнить ПЭТ/КТ с 18Р-ФДГ и внутривенным болюсным контрастированием, далее в процессе терапии каждые 3-4 месяца. Молекурярно- генетическое исследование на опухолевом материале после нейрохирургического вмешательства. Определение перестроек в генах ALK, ROSI, RET, NTRK1//2/3 и делеции 14 экзона гена МЕТ; оценка наличия мутаций в гене EGFR. В связи с наличием перестройки в гене ALK показано проведение терапии: Алектиниб 600 мг внутрь два раза в день вместе с едой или Бригатиниб 180 мг внутрь ежедневно в дни 1-28 ( на цикле терапии в течении первых 7 дней препарат принимается в сниженной дозе 90 мг для оценки переносимости терапии). Или Лорлатиниб 100 мг внутрь ежедневно в дни 1-28.

21.12.2023 истцом в ГУЗ «Тульский областной клинический онкологический диспансер» были предоставлены медицинские выписки из ООО «ВитаМед», ООО «Хадасса Медикал ЛТД» в Российской Федерации с рекомендациями о назначении лечения препаратом Алектиниб.

Согласно решению врачебной комиссии ГУЗ «Тульский областной клинический онкологический диспансер» от 25.12.2023 была назначено лечение препаратом Кризотиниб.

Поскольку имелись расхождения в назначении лекарственного препарата, с учетом рекомендованных аналогов, истец обратился дополнительно за консультацией в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России».

Из протокола консилиума врачей ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России от 27.12.2023 следует, что членами консилиума врачей проведен осмотр пациента Хасанова Р.В., доложен его анамнез заболевания, подробно представлены результаты его исследований, рассмотрена медицинская документация больного. По результатам консилиума принято коллегиальное решение: начать первую линию таргетной терапии по схеме Алектиниб 600 мг 1 р/сутки ( альтернативный вариант лечения Лорланитиниб 100 мг внутрь 1 раз /сутки) ежедневно длительно (до прогрессирования или неприемлемой токсичности).

Лечение препаратом, Алектиниб, соответствует клиническим рекомендациям трех медицинских учреждений, препарат является эффективным с минимальным количеством побочных эффектов, и входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения утвержденного распоряжением правительства Российской Федерации от 12.10.2019 №2406-р (данный лекарственный препарат указан под кодом ATX L01XE).

По статистике частым осложнением при раке легкого являются метастазы, при этом на новообразования в головном мозге приходится порядка 16-20% от всех случаев заболевания. Вышеуказанная ситуация относится и к истцу.

Эффективность применения лекарственного препарата Алектиниб подтверждена научными исследованиями. Пациентов, которых лечили Кризотинибом с химиотерапией, и опухоль перестала отвечать на терапии, перевели на Алектиниб.

После чего истцом на приеме в ГУЗ «Тульский областной клинический онкологический диспансер» был предоставлена выписка из ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России от 27.12.2023 о назначении пациенту терапии препаратом Алектиниб. Однако истцу был выписан рецепт на получение препарата Кризотиниб. От данной терапии истец воздержался, поскольку согласно рекомендациям трех медицинских учреждений терапии была назначена лекарственным препаратом Алектиниб.

После обращения на сайт Губернатора Тульской области по вопросу лекарственного обеспечения препаратом Алектиниб, Министерство здравоохранения Тульской области уведомило, что проведана закупка данного препарата и в конце февраля 2024 Хасанов Р.В. будет обеспечен данным препаратом в полном объеме.

В связи с тем, что лекарственный препарат Алектиниб был предоставлен истцу только после обращения на сайт Губернатора Тульской области, что подтверждается письмом Министерства здравоохранения Тульской области от 05.02.2024 за №15-03-02-19/1618, в течении двух месяцев (январь, февраль 2024), Хасанов Р.В. вынужден приобрести Алектиниб за счет собственных денежных средств, что бы не пропускать назначенный курс лечения из-за тяжелого течения болезни.

Стоимость препарата Алектиниб на два месяца составила 364 000 руб. (185000 руб. и 179 000 руб.), что подтверждается товарными чеками.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений ( ст. 7, ч.1 ст.41 Конституции РФ).

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Тульской области, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 11.12.2012 № 698, на министерство возложена обязанность по обеспечению лекарственными препаратами за счет средств бюджета Тульской области, истец не был обеспечен вышеуказанным лекарственным средством.

В связи с чем, истце по уточненным исковым требованиям, просит суд взыскать в свою пользу с Министерства здравоохранения Тульской области расходы на приобретение лекарственного препарата Алектиниб в размере 364 000 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб., поскольку врачи ГУЗ «Тульского областного клинического онкологического диспансера» отказали в указанном лекарстве, он очень нервничал, опасался за свою жизнь и здоровье.

Истец Хасанов Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении иска.

Представитель ответчика министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Велчу А.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, представила письменные возражения, в которых указала на то, что в министерстве отсутствуют лишние партии лекарства Алектиниб. Каждое лекарство закупается с учетом потребностей, направляемых из государственных учреждений здравоохранения Тульской области. Как только в министерство поступила информация о необходимости обеспечить истца данным препаратом, то началась работа по проведению закупки Алектиниба в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 16.01.2024 аукцион опубликован на электронной площадке. 24.01.2024 состоялись торги. 26.01.2024 подведение итогов. Государственный контракт 2024.00101заключен 12.02.2024. Препарат по результатам проведения закупки был поставлен в ГУ ТО «Тульский областной аптечный склад» 16.02.2024, в ГУЗ ТОКОД поставлен 21.02.2024. Пациент был обеспечен 27.02.2024.

Изучив доводы искового заявления, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Злокачественные новообразования входит в перечень социально значимых заболеваний.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ).

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2022 №890 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Тульской области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Названная программа, как и Программа государственных гарантий, предусматривает бесплатное оказание гражданам медицинской помощи и обеспечение за счет бюджетных ассигнований областного бюджета лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются бесплатно.

В соответствии с ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение инвалидов лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Как следует из материалов дела и установлено судом Хасанов Р.В. с 2018 состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Тульский областной клинический онкологический диспансер», в 2018 и 2023 получал оперативное лечение по профилю онкология, в связи с чем, ему была установлена третья группа инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2021 №0726785.

В период с 30.05.2018 по 22.06.2018, согласно выписному эпикризу из истории болезни №12103 от 2018, он находился в хирургическом торакальном отделении ГУЗ ТО Тульская областная клиническая больница с основным диагнозом: С34.1 Периферическая аденокарцинома верхней доли левого легкого Т2; N1;M0. 14.06.2018 проведено оперативное лечение-Верхняя лобэктомия слева.

В октябре 2023 произошло осложнение заболевания (рака легкого) образование метастазы головного мозга.

19.10.2023 выполнена операция: Птериональная краиотомия справа. Микрохирургическое удаление внутримозгового объемного образования правой височной доли с применением нейрофизиологического мониторинга, что подтверждается выписным эпикризом истории болезни №72701/2023 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) Университетская клиническая больница №3 Клиника нервных болезней им.А.Я.Кожевникова Нейрохирургическое отделение с операционным блоком, где Хасанов Р.В. находился на лечении с 18.10.2023 по 02.11.2023.

Истцу установлен диагноз по основному заболеванию С71.8 Злокачественное новообразование головного мозга, выходящее за пределы одной и более вышеуказанных локаций.

При выписке пациенту рекомендовано лечение врача-онколога, врача- невролога, врача-хирурга по месту жительства. Плановая консультация и наблюдение нейрохирурга через 6 месяцев с результатами КТ и МРТ головного мозга с контрастным усилением.

В период с 15.11.2023 по 24.11.2023 истец находился в отделении радиотерапии ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии им. ак. Н.Н. Бурденко Минздрава России», при выписке основной диагноз: С79.3 прогрессирование аденокарциномы легкого ( ст IlaNlMO) в октябре 2023: метастазы в головной мозг. Удаление метастаза правой височной доли 19.10.2023, рост метастаза средней ножки мозжечка справа. Стереотаксическая лучевая терапия на ложе метастаза в правой височной доле СОД =27,5 Гр ( экв 48Гр) и на остаточную опухоль в ложе метастаза в правой височной доле и метастаз средней ножки мозжечка СОД =3-Гр(экв СОД =54Гр) 20-24.11.2023 неизвестная стадия; клиническая группа II.

При выписке пациенту даны следующие рекомендации: лечение у врача- онколога по месту жительства, проведение системной терапии. Проведение контрольной МРТ головного мозга без и с контрастным усилением (результаты запись на CD-диск в режиме DICOM) с последующим осмотром радиотерапевта и нейроофтальмолога в ИНХ через 3 месяца после CTJIT или ранее при ухудшении. Продолжение стероидной терапии: дексаметазон внутримышечно утром по 4 мг в течение 5 дней, затем по 2 мг в течение 5 дней одновременно с дексаметазоном прием Омез внутрь по 1т ( 20 мг) * 1 раз в день.

Из выписного эпикриза ООО «ВитаМед» следует, что 11.12.2023 истец обратился в клинику для решения вопроса по дальнейшей тактике лечения: Учитывая прогрессирование по основному заболеванию (при обследованиях в октябре 2023-метастазы в головной мозг/метастазы по плевре), общее состояние пациента ( ECOGI), наличие активирующей мутации в гене ALK-рекомендовано начать 1-ую линию таргетной терапии по схеме Алектиниб 600 мг 1 р/сутки с декабря 2023 (альтернативный вариант лечения Лорлатиниб 100мг внутрь 1 раз/сутки) ежедневно внутрь длительно (до прогрессирования или неприемлемой токсичности). Контрольные обследования КТ, ОГК, ОБП, ОМТ все исследования с внутривенным контрастированием до начала лечения и в дальнейшем 1 р/3 мес. Назначено лечение Алектинибом ( 150 мг 1 таб) принимать 4 таблетки (600 мг) 2 раза в день ежедневно в рамках протокола. Контрольные обследования согласно графику 1р/2 мес.

12.12.2023 Хасанов Р.В. обратился на первичный консультативный прием к врачу-онкологу, главному специалисту по онкологии ООО «Хадасса Медикал ЛТД» в Российской Федерации.

Согласно второму мнению врача-онколога пациенту было рекомендовано перед началом терапии выполнить ПЭТ/КТ с 18Р-ФДГ и внутривенным болюсным контрастированием, далее в процессе терапии каждые 3-4 месяца. Молекурярно- генетическое исследование на опухолевом материале после нейрохирургического вмешательства. Определение перестроек в генах ALK, ROSI, RET, NTRK1//2/3 и делеции 14 экзона гена МЕТ; оценка наличия мутаций в гене EGFR. В связи с наличием перестройки в гене ALK показано проведение терапии: Алектиниб 600 мг внутрь два раза в день вместе с едой или Бригатиниб 180 мг внутрь ежедневно в дни 1-28 ( на цикле терапии в течении первых 7 дней препарат принимается в сниженной дозе 90 мг для оценки переносимости терапии). Или Лорлатиниб 100 мг внутрь ежедневно в дни 1-28.

21.12.2023 истцом в ГУЗ «Тульский областной клинический онкологический диспансер» были предоставлены медицинские выписки из ООО «ВитаМед», ООО «Хадасса Медикал ЛТД» в Российской Федерации с рекомендациями о назначении лечения препаратом Алектиниб.

Согласно решению врачебной комиссии ГУЗ «Тульский областной клинический онкологический диспансер» от 25.12.2023 была назначено лечение препаратом Кризотиниб.

Поскольку имелись расхождения в назначении лекарственного препарата, с учетом рекомендованных аналогов, истец обратился дополнительно за консультацией в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России».

Из протокола консилиума врачей ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России от 27.12.2023 следует, что членами консилиума врачей проведен осмотр пациента Хасанова Р.В., доложен его анамнез заболевания, подробно представлены результаты его исследований, рассмотрена медицинская документация больного. По результатам консилиума принято коллегиальное решение: начать первую линию таргетной терапии по схеме Алектиниб 600 мг 1 р/сутки ( альтернативный вариант лечения Лорланитиниб 100 мг внутрь 1 раз /сутки) ежедневно длительно (до прогрессирования или неприемлемой токсичности).

Лечение препаратом, Алектиниб, соответствует клиническим рекомендациям трех медицинских учреждений, препарат является эффективным с минимальным количеством побочных эффектов, и входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения утвержденного распоряжением правительства Российской Федерации от 12.10.2019 №2406-р (данный лекарственный препарат указан под кодом ATX L01XE).

После чего истцом на приеме в ГУЗ «Тульский областной клинический онкологический диспансер» был предоставлена выписка из ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России от 27.12.2023 о назначении пациенту терапии препаратом Алектиниб. Однако истцу был выписан рецепт на получение препарата Кризотиниб.

В связи с тем, что лекарственный препарат Алектиниб был предоставлен истцу только после обращения на сайт Губернатора Тульской области, что подтверждается письмом Министерства здравоохранения Тульской области от 05.02.2024 за №15-03-02-19/1618, в течении двух месяцев (январь, февраль 2024), Хасанов Р.В. вынужден приобрести Алектиниб за счет собственных денежных средств, что бы не пропускать назначенный курс лечения из-за тяжелого течения болезни.

Стоимость препарата Алектиниб на два месяца составила 364 000 руб., что подтверждается товарными чеками, представленными истцом, от 27.12.2023 №02995 на сумму 185 000 руб. и от 23.01.2024 №00124 на сумму 179 000 руб.

В соответствии со ст.ст. 6.1,6.2 ФЗ РФ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Хасанов Р.В., являясь инвалидом, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в число которых входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «злокачественные новообразования», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь.

Изложенное свидетельствует о том, что Хасанов Р.В., являясь инвалидом, страдающий заболеванием онкология, имеет право на бесплатное обеспечение медицинским препаратами.

Министерство здравоохранения Тульской области вправе было исходя из объема бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, потребности и наличия медицинских показаний рассмотреть вопрос своевременного обеспечения истца лекарственными препаратами.

Как следует из пояснений представителя ответчика министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Велчу А.С. как только в министерство поступила информация о необходимости обеспечить истца данным препаратом, то началась работа по проведению закупки Алектиниба в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 16.01.2024 аукцион опубликован на электронной площадке. 24.01.2024 состоялись торги. 26.01.2024 подведение итогов. Государственный контракт 2024.00101 заключен 12.02.2024. Препарат по результатам проведения закупки был поставлен в ГУ ТО «Тульский областной аптечный склад» 16.02.2024, в ГУЗ ТОКОД поставлен 21.02.2024. Пациент Хасанов Р.В. был обеспечен данным лекарственным препаратом только 27.02.2024.

Согласно статье 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Часть 2 ст. 4.1 данного Федерального закона предусматривает, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно пп.3 п. 34 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденных приказом Минздрава России от 20.12.2012 г. № 1175н, льготные категории граждан имеют право на получение лекарств бесплатно или со скидкой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Группы населения и категории заболеваний, при амбулаторной лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, приведены в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890, согласно которому раздел «Категории заболеваний» включают заболевание «онкологические заболевания» и предусматривает за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации бесплатный отпуск всех лекарственных средств указанным больным.

Согласно п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено, в частности, обеспечивать своевременную оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (абз.3 п.4).

Обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов дополнительно осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере охраны здоровья за счет средств бюджета области по нормативу финансовых затрат в расчете на одного гражданина, установленному законом области о бюджете области на соответствующий финансовый год и на плановый период в пределах бюджетных ассигнований.

Органом исполнительной власти Тульской области, обеспечивающим проведение государственной политики на территории области в сфере здравоохранения, является министерство здравоохранения области (п.1 Положения о министерстве здравоохранения Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 11.12.2012 г. № 698), к компетенции которого отнесено обеспечение лекарственными препаратами населения Тульской области.

В соответствии с постановлением администрации Тульской области от 09.01.2008 г. № 13 «О мерах по реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» органом исполнительной власти Тульской области, ответственным за организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Закона «О государственной социальной помощи», лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, определено министерство здравоохранения Тульской области.

Таким образом, обязанность по бесплатному обеспечению истца лекарственными препаратами лежит на министерстве здравоохранения Тульской области.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания с министерства здравоохранения Тульской области расходов, понесенных истцом на приобретение лекарственного препарата Алектиниб в сумме 364 000 руб.

Разрешая требования истца о взыскании с министерства здравоохранения Тульской области компенсации морального вреда, суд руководствуется положениями ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходит из того, что в результате несвоевременного обеспечения истца необходимыми лекарственными препаратами было нарушено право истца на бесплатное обеспечение его жизненно важными для него лекарственными препаратами.

Пунктами 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.

Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.

Министерство здравоохранения Тульской области в соответствии с возложенными на него полномочиями организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном законодательством порядке, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, организует закупки указанных лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

При решении вопроса о моральном вреде, суд исходит из требований ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения или в силу закона. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе посредством бесплатного обеспечения изделиями медицинского назначения может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Обеспечение изделиями медицинского назначения относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, в том числе инвалидов, и направлено на поддержание определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.

С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как обеспечение изделиями медицинского назначения и расходными материалами к ним тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Согласно положениям ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Принимая во внимание установленный судом факт нарушения прав истца, с учетом фактических обстоятельств дела, принимая во внимание, что в настоящее время права истца на бесплатное получение лекарственного препарата восстановлено и он обеспечен необходимым лекарственным препаратом с 27.020.2024 года, исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать в пользу Хасанова Р.В. с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

    исковые требования Хасанова Р.В. к министерству здравоохранения Тульской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных средств, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

    Взыскать с министерства здравоохранения Тульской области в пользу Хасанова Р.В. расходы на приобретение лекарственных препаратов в сумме 364 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, а всего 374 000 (триста семьдесят четыре тысячи) рублей 00 копеек.

    В удовлетворении остальной части требований Хасанова Р.В., отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 06.05.2024 года

Судья:

2-1494/2024 ~ М-897/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Хасанов Ренат Витальевич
Ответчики
Министерство здравоохранения Тульской области
Другие
ГУЗ "Тульский областной клинический онкологический диспансер"
Суд
Центральный районный суд г.Тулы
Судья
Илларионова Ангелина Анатольевна
Дело на странице суда
centralny--tula.sudrf.ru
09.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2024Передача материалов судье
15.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2024Судебное заседание
06.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2024Дело оформлено
28.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее