Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-3/2023 (12-700/2022;) от 28.11.2022

Дело № 12-3/2023 (№ 12-700/2022)

Решение

г. Звенигово 10 января 2023 года

Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Тарасов Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Емельянова Владимира Пантелеевича, на постановление №044 от 09 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО2 № 044 от 09 ноября 2022 года Емельянов В.П. привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Емельянов В.П. обратился с жалобой в Звениговский районный суд Республики Марий Эл, в которой указал, что оно вынесено незаконно, с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку транспортное средство марки «<.....> находится во владении и пользовании ФИО1 на основании договора купли-продажи, в связи с чем просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Подробное обоснование доводов заявителем приведено в письменной жалобе.

В судебное заседание Емельянов В.П. и представительФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании свидетель ФИО1 пояснил, что 18 июня 2022 года в 14 часов 55 минут именно он управлял транспортным средством «<.....>, и находился на территории парка.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав участвующее лицо, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Из постановления по делу об административном правонарушении № 044 от 09 ноября 2022 года следует, что Емельянов В.П. привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ за то, что он 18 июня 2022 года в 14 часов 55 минут на территории парка, в квартале 67 выдел 23 Яльчинского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» находился на территории парка без разрешительных документов и организовал стоянку механизированного транспортного средства автомашины марки «<.....> на особо охраняемой природной территории федерального значения.

Вместе с тем, с такими выводами согласиться нельзя, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела об административном правонарушении, опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Статьей 8.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, то есть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния. Объективную сторону представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными актами.

Согласно абзацу первому преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона № 33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона № 33-ФЗ дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 марта 2018 года № 91 утверждено Положение о национальном парке «Марий Чодра».

Согласно п.п. 24 п. 9, п. 19 указанного Положения на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: движение и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, проход и стоянка судов и иных плавучих средств вне водных путей общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, кроме случаев, связанных с функционированием национального парка. Ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории национального парка наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из п. 22 данного положения, на территории национального парка государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, а также должностными лицами Учреждения, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

Из положений части 6 статьи 15 Закона № 33-ФЗ следует, что пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении от 18 октября 2022 года, составленного старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» ФИО3, 18 июня 2022 года в 14 часов 55 минут на территории ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», в квартале 67 выдела 23 Яльчинского участкового лесничества, на особо охраняемой природной территории федерального значения Емельянов В.П. организовал стоянку автомашины марки «<.....>, чем нарушил п.п. «ж» п. 2 ст. 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ, п.п. 24 п. 9 раздел III Положения о национальном парке «Марий Чодра», утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 марта 2018 года № 91. Данное правонарушение зафиксировано фотосъемкой с помощью смартфона марки «Samsung» модель SM-G975F.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Согласно определению старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» ФИО4. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № от 18 июня 2022 года лицо, совершившее административное правонарушение по ст. 8.39 КоАП РФ, не установлено.

Из жалобы Емельянова В.П., следует, что транспортное средство марки «<.....> находится во владении и пользовании его зятя - ФИО1 Факт пользования ФИО1 транспортным средством подтверждается копией договора купли-продажи от 10 августа 2021 года, копией акта приема-передачи от 10 августа 2021 года.

Таким образом, не установлено объективных обстоятельств, подтверждающих вину Емельянова В.П. в организации стоянки транспортного средства на территории национального парка, с учетом того, что на фотоматериалах зафиксирован факт нахождения на особо охраняемой природной территории только автомобиля, а не Емельянова В.П., что само по себе не позволяет установить причастность последнего к совершению административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

Часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ устанавливает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Согласно части 4 данной статьи неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

По этим основаниям постановление о назначении Емельянову В.П. наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу прекращению в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 КоАП РФ,

решил:

отменить постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО2 № 044 от 09 ноября 2022 года о назначении Емельянову В. П. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.В. Тарасов

12-3/2023 (12-700/2022;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Емельянов В.П.
Суд
Звениговский районный суд Республики Мари Эл
Судья
Тарасов Е.В.
Статьи

ст.8.39 КоАП РФ

Дело на странице суда
zvenigocsky--mari.sudrf.ru
28.11.2022Материалы переданы в производство судье
19.12.2022Судебное заседание
29.12.2022Судебное заседание
10.01.2023Судебное заседание
12.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее