Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-808/2022 ~ М-223/2022 от 16.02.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                      6 декабря 2022 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Калинниковой О.А.,

при секретаре судебного заседания – Филатовой К.П.,

с участием представителя административного истца Сафонова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-808/2022 по административному исковому заявлению Нефтегорского районного потребительского общества об оспаривании кадастровой стоимости объектов капитального строительства,

установил:

Нефтегорское районное потребительское общество (далее также Нефтегорское райпо, административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит восстановить срок на обращение с заявлением и установить архивную кадастровую стоимость объектов капитального строительства, расположенных на территории Нефтегорского района Самарской области, в размере их рыночной стоимости: с кадастровым номером по состоянию на 15.04.2012 в размере 1 627 928 рублей, с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013 в размере 1 992 002 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки существенно превысила их действительную рыночную стоимость, чем нарушаются права и затрагиваются интересы общества, как плательщика налога на имущество, исчисляемого из его кадастровой стоимости.

Административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в судебном порядке.

В судебном заседании представитель административного истца Сафонов А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы, проведенной в ООО «Центр оценки и судебной экспертизы».

Административные ответчики - Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, а также заинтересованные лица – министерство имущественных отношений Самарской области, администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области, администрация сельского поселения Богдановка муниципального района Нефтегорский Самарской области, администрация сельского поселения Дмитриевка муниципального района Нефтегорский Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В письменных пояснениях ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области подтверждают наличие сведений о спорных объектах капитального строительства в Едином государственном реестре недвижимости, размер его кадастровой стоимости, оставляют разрешение требований на усмотрение суда.

В письменных возражениях администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области просит суд отказать административному истцу в удовлетворении требований.

Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлен письменный отзыв, в котором разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, Нефтегорское райпо является собственником следующих объектов капитального строительства:

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>;

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; о чем представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 08.12.2021, копии свидетельств о государственной регистрации права от 20.07.2006, 10.08.2006.

Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена в соответствии с удельными показателями кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Самарской области № 118 от 14 марта 2012 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» в следующем размере:

- с кадастровым номером по состоянию на 15.04.2012 в размере 5 077 612,67 руб.,

- с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013 в размере 3 218 124,95 руб., что следует из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 09.12.2021.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2021 г. N 2451 утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области по состоянию на 01.01.2021.

Таким образом, кадастровая стоимость спорных объектов капитального строительства является архивной.

Полагая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, административный истец с целью пересмотра кадастровой стоимости 17.02.2022 обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области. Уведомлением Комиссии от 21.02.2022 заявление административного истца не принято к рассмотрению, в связи с внесением в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки. При таких обстоятельствах, досудебный порядок урегулирования спора соблюден.

В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу положений пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Поскольку административный истец обязан к уплате налога на имущество организации из кадастровой стоимости нежилых зданий, сохраняется право на перерасчет налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки, суд полагает, что с учетом положений ст. 378.2 НК РФ, права и законные интересы Нефтегорского райпо затрагиваются архивной кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости.

С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

По делу установлено, что сведения об оспариваемой кадастровой стоимости нежилых зданий внесены в ЕГРН 15.04.2012 и 24.07.2013, иск подан 14.02.2022. Таким образом, административным истцом пропущен пятилетний срок на обращение с заявлением в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Принимая во внимание, что расчет налога на спорные нежилые здания за период до 01.01.2022 осуществляется исходя из оспариваемой архивной кадастровой стоимости (объекты включены в утвержденные приказами министерства имущественных отношений Самарской области Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019,2020,2021г.г.), суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем, учитывая что иной способ защиты права отсутствует, полагает возможным восстановить срок на обращение в суд.

В обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке №№ от 17.01.2022, выполненные оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Независимый кадастровый центр». Согласно отчетам, рыночная стоимость спорных объектов по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости определена в следующем размере:

- с кадастровым номером – 1 627 928 рублей,

- с кадастровым номером – 1 992 002 рублей.

В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству министерства имущественных отношений Самарской области определением суда от 26 августа 2022 года назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, производство которой поручено экспертам ООО «Центр оценки и судебной экспертизы».

По результатам судебной экспертизы, проведенной 03.11.2022, составлено экспертное заключение № , согласно которому рыночная стоимость объектов исследования определена в следующем размере:

- КН – 1 717 521,79 руб. по состоянию на 15.04.2012,

- КН – 2 049 995,94 руб. по состоянию на 24.07.2013.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого даны ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности.

Методика исследования, подбор аналогов, расчёты и выводы о величине рыночной стоимости спорных объектов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

Таким образом, заключение судебной экспертизы отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, в исходе дела не заинтересован.

Суд полагает, что экспертное заключение о рыночной стоимости объектов является полным и аргументированным.

Возражений, замечаний относительно выводов судебной экспертизы, как и ходатайств о назначении повторной экспертизы представителем административного истца не заявлено.

Уточнив заявленные требования, представитель административного истца просил установить кадастровую стоимость нежилых зданий в размере, определенном судебной экспертизой.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости является 17.02.2022, в суд – 14.02.2022, что следует отразить в резолютивной части решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Нефтегорского районного потребительского общества удовлетворить.

Восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами , .

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.04.2012 в размере 1 717 521 рубль 79 копеек.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 в размере 2 049 995 рублей 94 копейки.

Датой обращения Нефтегорского райпо с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 17.02.2022, в суд – 14.02.2022.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                     О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.12.2022.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

г. Самара                                      6 декабря 2022 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Калинниковой О.А.,

при секретаре судебного заседания – Филатовой К.П.,

с участием представителя административного истца Сафонова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-808/2022 по административному исковому заявлению Нефтегорского районного потребительского общества об оспаривании кадастровой стоимости объектов капитального строительства, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административный иск Нефтегорского районного потребительского общества удовлетворить.

Восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами , .

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.04.2012 в размере 1 717 521 рубль 79 копеек.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 в размере 2 049 995 рублей 94 копейки.

Датой обращения Нефтегорского райпо с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 17.02.2022, в суд – 14.02.2022.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                     О.А.Калинникова

3а-808/2022 ~ М-223/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нефтегорское райпо
Ответчики
ППК «Роскадастр» в лице филиала по Самарской области
Правительство Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Администрация сельского поселения Богдановка муниципального района Нефтегорский Самарской области
Администрация сельского поселения Дмитриевка муниципального района Нефтегорский Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация м.р. Нефтегорский Самарской области
Сафонов А.В.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Калинникова О. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
16.02.2022Регистрация административного искового заявления
16.02.2022Передача материалов судье
17.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
17.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2022Судебное заседание
26.08.2022Производство по делу возобновлено
26.08.2022Судебное заседание
24.11.2022Производство по делу возобновлено
06.12.2022Судебное заседание
19.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.03.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.05.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.05.2023Судебное заседание
09.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее