...
Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2023 года город Ноябрьск, ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Шабловской Е.А.,
при секретаре Небесной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации <адрес> муниципального образования <адрес>, Департаменту образования администрации <адрес>, Министерству образования <адрес> о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> на территории МО <адрес>, исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> на территории муниципального образования <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации <адрес> муниципального образования <адрес>, Департаменту образования администрации <адрес>, Министерству образования <адрес>
В обоснование требований указано, что ФИО2 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мама истца ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Заочным решением Марьяновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишен родительских прав в отношении истца. Истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значится под номером №. С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована и проживает по месту жительства в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в отдел опеки и попечительства Департамента образования Администрации <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Однако Департамент образования Администрации <адрес> отказал истцу во включении в такой список, поскольку она проживала на территории муниципального образования <адрес> после приобретения полной дееспособности, после достижения возраста совершеннолетия. Истец достигла 18-летнего возраста ДД.ММ.ГГГГ переехала жить на территорию муниципального образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Полагает решения ответчика не законно, поскольку препятствует обеспечению истца как ребенка-сироты, оставшейся без попечения родителей на предоставление жилого помещения по новому месту жительства.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные в иске. В дополнении истец указала, что ранее она проживала в семье своих родителей. Когда мама умерла, отец стал злоупотреблять спиртными напитками и её передали под опеку матери супруги её родного брака до 18 лет. По достижению 18 летнего возраста, она поступила в Университет <адрес>, где училась на очном отделении, затем перевелась на заочное отделение и уехала ДД.ММ.ГГГГ к родному брату в <адрес> на постоянное место жительство. Зарегистрироваться смогла в <адрес> только в 2020 году, т.к. у брата своего жилого помещения не было, а когда брат с супругой приобрели жилое помещение в <адрес>, зарегистрировалась с ними в данной квартире по месту жительства. По настоящее время проживает с братом и его семьей в <адрес>. На праве собственности у неё имеется 1/6 доля в праве общей долевой собственности в жилом доме в <адрес>, в порядке наследования от дедушки с бабушкой. Однако она в данном жилом доме не жила. Своего жилого помещения она не имеет, в том числе и как ребенок-сирота.
Представитель ответчика администрации муниципального образования <адрес>, в судебное заседание не явился, позицию свою не выразил.
Представитель ответчика Департамента образования Администрации <адрес>, действующая на основании доверенности, ФИО10 просила в удовлетворении иска отказать. В соответствии с п.38 Правил формирования списка орган по новому месту жительства включает детей-сирот, приобретших полную дееспособность, в список до достижения ими совершеннолетия. Аналогичная позиция изложена в письме Министерства просвещения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ДГ-812/07 «О направлении разъяснений». Как отмечает Минпросвещения России, новое место жительство у ребенка-сироты должно было появиться до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При перемене места жительства несовершеннолетнего ребенка-сироты с заявлением об исключении его из списка по прежнему месту жительства и включении его в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства обращается его законный представитель. Самостоятельно обратиться гражданин, приобретший полную дееспособность до достижения совершеннолетия, лицо из числа детей-сирот, имеет право только в случае, если его законный представитель не обратился с таким заявлением до приобретения гражданином полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. Право на обеспечение по новому месту жительства соответственно должно возникнуть до приобретения гражданином полной дееспособности, то есть до достижения ими совершеннолетия. В виду того, что истец прибыла на проживание в муниципальное образование <адрес> из другого региона после приобретения полной дееспособности после достижения совершеннолетия ей было отказано во включении в список. Зарегистрирована истец по месту проживания в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в департамент образования Администрации <адрес> с заявлением об исключении её из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства и включению в список по новому месту жительства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Департамент строительства и жилищной политики <адрес> в судебное заседание не явился, судом был извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Управление делами Правительства <адрес>, в судебное заседание не явился, направил письменную позицию, согласно которой жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляются в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>». Для целей реализации вышеуказанных требований федерального законодательства и законодательства автономного округа постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П утверждён Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда автономного округа по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам. Законом №-ЗАО полномочия по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложены на органы опеки и попечительства в муниципальных образованиях автономного округа.
Представитель ответчика Министерство образования <адрес> в судебное заседание не явился, судом был извещен о времени и месте рассмотрения дела, позицию свою не выразил.
Представитель третьего лица Комитета по образования Администрации Марьяновского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, судом был извещен о времени и месте рассмотрения дела позицию свою не выразил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, с учетом их письменной позиции, допросив свидетелей, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно актовой записи о рождении, свидетельству о рождении ФИО2, в графе отец указан ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в графе мама - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из актовой записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о смерти следует, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Марьяновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. уроженец <адрес> был ограничен в родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Для решения вопроса о дальнейшем устройстве несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, передана на попечение органу опеки и попечительства Комитета по образованию администрации Марьяновского муниципального района <адрес>
Приказом Комитета по образованию Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено попечительство над несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.. Назначена попечитель над несовершеннолетней ФИО5.
Заочным решением Марьяновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. уроженец <адрес> был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Несовершеннолетнюю ФИО2 передали опекуну ФИО5.
Из справки Комитета по экономике Администрации Марьяновского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения, находящегося в собственности Марьяновского муниципального района <адрес>.
Согласно распоряжению Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под №.
Из ответа на запрос суда Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 включена Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Марьяновского муниципального района <адрес>. В списке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 числиться под номером №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 достигла возраста дееспособности, совершеннолетия – 18 лет.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ прямо предусмотрено, что указанным в этом абзаце лицам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства этих лиц.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом установлено, что истец на момент обучения в Университете по очной форме обучения в <адрес> достигла возраста дееспособности, совершеннолетия, но не получила как ребенок-сирота жилое помещение по старому месту жительства в <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ истец проживает постоянно с родным братом и его супругой в <адрес>, что следует из записи в её трудовой книжке, подтверждается пояснениями допрошенных свидетелей ФИО11, ФИО12.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрирована по месту жительства в <адрес>.
Из Акта проверки о фактическом не проживании от ДД.ММ.ГГГГ, составленном в <адрес> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не проживает в <адрес> поселок, <адрес>, о чем подтвердили соседи, удостоверено Администрацией Пикетного сельского поселения.
Как пояснила истец, допрошенная свидетель ФИО12 до достижения 18 летнего возраста истец не могла выехать на постоянное место жительство к родному брату ФИО7 в <адрес>, так как была прикреплена к месту жительству опекуна, а у брата не было своего жилого помещения в собственности, чтобы забрать сестру на постоянное место жительство к себе. Однако все каникулы и праздники истец проживала у него в <адрес>.
За истцом не было закреплено никакого жилого помещения и на период её опеки.
При этом как уже указано выше, ФИО2 состоит в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещении, утвержденном на ДД.ММ.ГГГГ, под номером 28.
Согласно части 3.1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
Как уже указано выше, ФИО2 как ребенку-сироте не предоставлено никаких жилых помещений, она не утратила оснований, предусмотренных ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась с заявлением в Департамент образования Администрации <адрес> о включении её в список лиц на получение жилого помещения как ребенка-сироту, и исключения её из списка в <адрес>, в связи с переменой места жительства.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом образования Администрации <адрес> ей было отказано во включении в указанный список, поскольку она прибыла в <адрес> на проживание из другого региона после приобретения ею полной дееспособности, после достижения совершеннолетия.
Основанием к отказу явилось то, что истец не соответствует категории лиц, имеющих право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, место жительства которых находится на территории муниципального образования <адрес> в <адрес>, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам специализированных жилых помещений.
Фактически правового основания к отказу в данном постановлении не содержится, лишь ссылки на Порядок обеспечения жилым помещением такой категории детей.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 8).
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила с соблюдением порядка введения в действие.
Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (пункт 1 Правил).
Федеральный закон № 159-ФЗ сохраняет за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, достигшие возраста 23 лет), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 данного закона, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).
Как следует из содержания пункта 1 Правил, они распространяются и на указанных лиц.
Положению подпункта 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, закрепляющему, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка при включении их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства, соответствует пункт 20 Правил, устанавливающий, что дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет, исключаются из списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ о поддержке детей-сирот.
Из анализа приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Правила соответствуют статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ в части обеспечения лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Доводы ответчика о том, что на основании указанной нормы Правил истец лишена права на подачу заявления об исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и о включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, в связи с отсутствием в пункте 23 Правил указания, каким образом подают соответствующее заявления лица, достигшие возраста 23 лет, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку такое право за ней закреплено в Федеральном законе N 159-ФЗ и в соответствии с этим законом в пункте 20 Правил, (Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ21-1026).
Данный пункт Правил, устанавливая перечень лиц, которые вправе подавать заявления, не может толковаться никак иначе как в совокупности с иными положениями Правил.
Пункт 23 Правил регулирует процедуру подачи заявления, уточняя при этом, что при наличии полной дееспособности и достижения возраста 18 лет с заявлением дети-сироты и лица из числа детей-сирот вправе обратиться с заявлением самостоятельно.
В числе оснований, по которым уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решения об отказе в исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и во включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, установленных пунктом 35 Правил, такое основание, как достижение ребенком-сиротой или ребенком из числа детей-сирот определенного возраста, отсутствует, (Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ21-1026).
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, указано, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (пункте 12, раздел IV), указано, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по месту жительства этих лиц.
В пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка, в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.
Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункт 3).
Правоотношения по вопросу исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, урегулированы положениями пунктов 23 - 39 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 397.
В пункте 23 Правил формирования списка установлено, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
Обращаясь с заявлением к ответчику о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ФИО2 указывала на своё место жительства по адресу: <адрес>.
Определяя место жительства ФИО2, с которым законодатель связывает место обеспечение жилым помещениями детей-сирот, суд исходит из того, что истец обратилась в уполномоченный орган <адрес> по вопросу включения её в список с учетом того, что проживание в <адрес> по месту её жительства носит постоянный характер, равно как и регистрация по месту жительства.
Судом учтено, что в силу статей 20, 34, 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» у опекуна истец была зарегистрирована по месту жительства, закрепленного жилого помещения, в котором она могла быть зарегистрирована, не имеет, проживает совместно с семьей брата в <адрес> с 2019 года.
Из материалов дела усматривается, что местом жительства ФИО2 на момент достижения возраста дееспособности и возраста 18 лет, с которым закон связывает момент возникновения права на льготное обеспечение жилым помещением (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, N 159-ФЗ), является <адрес>, где она обучалась в Университете по очной форме.
По достижении возраста дееспособности и 18 лет по прежнему месту жительства своего опекуна истец не возвращалась.
При таких обстоятельствах вывод ответчика в своем отказе о том, что истец не имеет права на обеспечение жилым помещением на территории <адрес> правильным признан быть не может, суд признает незаконным отказ Департамента образования Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с возложением на ответчика обязанности включить истца в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам специализированных жилых помещений по месту жительства в МО <адрес>. Остальные требования истца производны и также подлежат удовлетворению по указанным выше доводам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> на территории МО <адрес>.
Исключить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>.
Включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> на территории муниципального образования <адрес>,
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме в окружной суд <адрес> через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий ...
...
...