Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2023 года | г. Ивдель |
Ивдельский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Смирнова А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Гольцман С.В., с участием прокурора Медведенко Т.В., представителя истца Плоговской Л.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-290/2023 по исковому заявлению Администрации городского округа Пелым к Кузнецовой О.В., Кузнецовой В.С. о признании утратившим права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель заявителя Плоговская Л.Г., действующая на основании доверенности, обратилась в Ивдельский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к Кузнецовой О.В., Кузнецовой В.С. о признании утратившим права пользования жилым помещением по адресу: <адрес> и снятии с регистрационного учета.
В обосновании иска указала, что в вышеуказанном жилом помещении, включённом в жилищный фонд Администрации городского округа Пелым, ответчики не живут, однако зарегистрирован по месту проживания, препятствий в пользовании не чинилось, коммунальные расходы не несёт.
В судебном заседании представитель истца Плоговская Л.Г. исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в иске основаниям, сообщила, что Ответчик после обучения в жилище не вернулась, живёт у супруга, за получением жилья не обращалась, уход за жилищем не осуществляет.
Старший помощник прокурора г. Ивделя Свердловской области Медведенко Т.В. в заключении указала на отсутствие оснований к удовлетворению заявленных требований.
В судебное заседание ответчик не явились, извещён надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, об отложении дела перед судом не ходатайствовал. В предшествующем судебном заседании 03.07.2023 ответчик Кузнецова О.В. суду сообщила, что по данному адресу никогда не жила, возможно её так прописали по месту прописки матери, мать и отец были лишены родительских прав она воспитывалась в детском доме, после его окончания данный, направили на учёту, в тот момент дом уже был в негодном состоянии, сейчас с дочерью живёт в квартире мужа, своего жилья нет.
Органы опеки представили материалы личного дела, просили рассмотреть в исковые требования в их отсутствие.
Заслушав представителя истца, заключение прокурора, исследовав представленные материалы, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 209, 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
8 квартирный жилой дом по адресу: <адрес> внесён в реестр муниципальной собственности казны городского округа Пелым по постановлению главы от 13.02.1997 № 19, о чём представлена выписка из реестра.
По информации АО «Энергосбыт плюс» по спорному адресу начисления и оплата за электроснабжение не производилась.
По информации ОВМ МО МВД России «Ивдельский» по адресу: <адрес>, Кузнецова О.В. с 12.04.2007, по настоящее время зарегистрирована по месту жительства, Кузнецовой В.С. с 17.03.2015 по настоящее время, также регистрация по месту пребывания с 17.05.2022 по настоящее время по адресу: <адрес>. Оба Ответчика имели регистрации по месту пребывания в других субъектах РФ.
По информации ООО «Гарант» Кузнецова О.В. с 15.02.2008, Кузнецовой В.С. с 17.03.2015 зарегистрированы по настоящее время.
19.04.2023 произведён осмотр жилого дома по адресу: <адрес>, отключён от сетей электроэнергии, окна, двери отсутствуют, признаков проживания нет.
Выписки ЕГРН не содержат данных о наличии в собственности Ответчиков имущества.
ИЦ МВД РФ, справка ОСК информации о нахождении Ответчика в местах лишения свободы в настоящее время не содержит.
Материалы личного дела Л., содержат постановления главы муниципального образования поселка Пелым от 21.11.2005 № 240 об определении в МОУ для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей детский дом «<данные изъяты>» Л., родившуюся дд.мм.гггг, постановление от дд.мм.гггг № о закреплении жилой площади (спорного объекта) за Ответчиком, постановление направлено в ТКДН, жилищную комиссию городского округа Пелым, также имеются актовые записи, судебный акт о лишении родительских прав, копию паспорта с отметкой о регистрации по спорному адресу 12.04.2007, иные материалы касающиеся жизнеустройства ребёнка.
21.07.2010 корешок направления Общежитие Курьинское профессиональное училище, переданы функции опекуна
30.08.2010 акт передачи фунцкий опекуна ГОУ НПОСО «Курьинское ПУ».
В соответствии с 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
В данном случае в судебном заседании установлено, что Ответчик относится к категории детей оставшихся без попечения родителей, воспитывалась в детском доме после чего направлена на обучение в профессиональное училищ, как поясняет ответчик спорный объект ещё в то время (до 2010 года) находился в не пригодном для проживания состоянии, что в целом согласуется с материалами дела.
Названные обстоятельства отсутствия Ответчика в спорном жилище оцениваются судом как вынужденные, не обусловленные её волей, а исключающие возможность проживания по данному адресу ввиду не безопасности такого проживая, тем более при наличии малолетней дочери Кузнецовой В.С., родившейся дд.мм.гггг, в отношении которой также заявлены требования.
Установленные обстоятельства исключают возможность удовлетворения заявленных требований и влекут отказ в удовлетворении иска.
Кроме того в силу ч. 3 ст. 17 Областного закон от 23.10.1995 N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" (принят Свердловской областной Думой 05.10.1995) Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.05.2023) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
В Письме Минпросвещения России от 01.11.2022 N 07-7350 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации в субъектах Российской Федерации работы по оплате за жилые помещения, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и коммунальные услуги") Органы опеки и попечительства наряду с иными органами, уполномоченными осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот, относятся к субъектам контроля.
В ходе осуществления контроля органам опеки и попечительства рекомендуется взаимодействовать с заинтересованными органами власти и организациями, в целях принятия мер по недопущению образования задолженности за жилые помещения детей-сирот, включая информирование соответствующих органов и организаций о временном отсутствии детей-сирот в занимаемом жилом помещении.
Кроме того, в целях предотвращения формирования задолженности по оплате за жилые помещения детей-сирот и коммунальные услуги в рамках задач, определенных статьей 7 Федерального закона N 48-ФЗ, органам опеки и попечительства рекомендуется взаимодействовать с законными представителями, инициировать обращение законных представителей, в том числе в ресурсоснабжающую организацию, суд, оказывать содействие в подготовке требующихся документов, разъяснять возможные варианты действий в рамках законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации
Аналогичные разъяснения даны Минюстом России от 20.07.2015 "Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Пунктом 2 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п. 2 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Вместе с тем непосредственный контроль за использованием жилых помещений, находящихся в собственности или пользовании (по договору социального найма) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и за распоряжением указанными жилыми помещениями (обеспечение сохранности) на основании п. 3.3 письма Минобрнауки России от 08.10.2012 N ИР-864/07 "О направлении рекомендаций" (вместе с Рекомендациями по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) возлагается на орган опеки и попечительства субъекта РФ.
Активная роль в обеспечении сохранности жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателя которых либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принадлежит непосредственно законным представителям несовершеннолетних, выполняющим свои обязанности под контролем органа опеки и попечительства субъекта РФ.
Орган опеки и попечительства субъекта РФ взаимодействует с заинтересованными органами и организациями на территории субъекта РФ в рамках установленной компетенции для выявления, предотвращения и устранения порчи и разрушения жилых помещений, соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований.
Контроль за сохранностью жилых помещений должен осуществляться:
- в отношении жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до совершеннолетия детей либо приобретения ими дееспособности в полном объеме ранее этого возраста;
- в отношении жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, до момента возвращения в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании попечительства либо, если проживание в жилом помещении признано невозможным, до предоставления указанным лицам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения.
Таким образом ненадлежащее исполнение обязательств как со стороны истца так и со стороны органов исполнительной власти Свердловской области, по контролю за жильём закреплённым за Ответчиком, не порождает возможность ущемления его прав по обстоятельствам возникшим не по его вине.
Названные обстоятельства расцениваются как злоупотребление правом со стороны Истца обязанного осуществлять контроль и учёт за муниципальной собственностью (обладая информацией о закреплении спорного жилища за ребёнком сиротой, не принял мер к установлению условий жизни лица, не организовал работу с органами исполнительной власти, а фактически приняли меры к ограничению прав социальной поддержки путём заявления настоящего иска), что кроме прочего влечёт отказ в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Администрации городского округа Пелым (ИНН 6610001292) в удовлетворении исковых требований к Кузнецовой О.В. (паспорт №), Кузнецовой В.С. (ИНН №) о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ивдельский городской суд Свердловской области.
Судья (подпись) | А.А. Смирнов |