Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-204/2024 ~ М-127/2024 от 21.03.2024

Дело № 2-204/2024

УИД: 61RS0046-01-2024-000217-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2024 года                                     ст. Обливская Ростовской области

Обливский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Устиновой С.Г. единолично,

с участием представителя истца помощника прокурора Обливского района Суетина Р.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Горовенко А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Обливского района к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Обливская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Синькова С.М.», третье лицо – отдел образования администрации Обливского района, об обязании укомплектовать штат образовательной организации педагогами-специалистами для организации обучения несовершеннолетних учащихся с ограниченными возможностями здоровья,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Обливского района Ростовской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к МБОУ «Обливская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Синькова С.М.», в котором просит обязать ответчика укомплектовать штат образовательной организации дополнительными штатными единицами педагогов-специалистов: учителя-логопеда – 1 штатной единицей; учителя-дефектолога – 1 штатной единицей и тьютора – 2 штатными единицами для организации обучения несовершеннолетних учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения МБОУ «Обливская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Синькова С.М.» деятельности в части укомплектования штата образовательной организации педагогами-специалистами для организации обучения несовершеннолетних учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которой установлено, что в указанном образовательном учреждении обучается 23 ребенка, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (далее также – ОВЗ), при этом надлежащие условия для получения образования этой категорией обучающихся образовательным учреждением не созданы – в штатном расписании образовательной организации отсутствуют штатные единицы учителя-логопеда, учителя-дефектолога и тьютора в количестве, предусмотренном Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 года № 115.

В связи с выявленными нарушениями 17.01.2024 года директору образовательной организации внесено представление, которое рассмотрено и не удовлетворено, то есть нарушение не устранено.

Представитель истца помощник прокурора Суетин Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержал на основании изложенных в иске доводов, уточнив указанием на срок исполнения решения суда – до 01.09.2024 года.

Представитель ответчика МБОУ «Обливская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Синькова С.М.» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик был надлежаще извещен (л.д. 52), об уважительности причин неявки сведений в суд не представлено; директором МБОУ «Обливская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Синькова С.М.» подано заявление о рассмотрении дела без ее участия (л.д. 53).

По существу заявленных исковых требований представителем ответчика директором МБОУ «Обливская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Синькова С.М.» Пагонцевой М.В. представлен письменный отзыв (л.д. 49-50), в котором указано на признание исковых требований прокурора Обливского района, а также приведены доводы о том, что на 2023-2024 учебный год штатное расписание было утверждено до его начала (по состоянию на 01.09.2023 года), учителям и преподавателям была распределена учебная нагрузка, которая должна сохраняться до начала нового учебного года, в соответствии с утвержденным штатным расписанием был определен объем субвенций, что исключает в настоящее время введение необходимых дополнительных штатных единиц специалистов для организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Работа по оптимизации штатного расписания возможна с 1 сентября 2024-2025 учебного года, в связи с чем представитель ответчика при вынесении решения просит определить срок исполнения решения суда 01.09.2024 года.

Представитель третьего лица отдела образования администрации Обливского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела третье лицо было надлежаще извещено (л.д. 52), об уважительности причин неявки сведений в суд не представлено, заведующей отделом образования Малаховой Н.А. направлено в суд заявление о рассмотрении дела без ее участия (л.д. 55).

По существу заявленных исковых требований заведующей отделом образования администрации Обливского района Малаховой Н.А. в суд представлен письменный отзыв (л.д. 47), в котором указано на согласие с исковыми требованиями прокурора, при этом обращено внимание на те обстоятельства, что требования прокурора будут выполнены 01.09.2024 года, в связи с тем, что штатные расписания на 2023-2024 учебный год утверждены, учебная нагрузка распределена, ее объем в текущем учебном году по инициативе работодателя изменен быть не может, а в случае ее изменения или перераспределения работник должен быть уведомлен об этом не позднее, чем за 2 месяца; дефицит кадров учителей-логопедов, учителей-дефектологов требует проведения профессиональной подготовки педагогических кадров, которая по срокам освоения образовательных программ составляет от 3 до 6 месяцев.

Суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица на основании положений ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование.

В соответствии с требованиями ст. 19 Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.

Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В пункте 2 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ) закреплено право обучающихся на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Частями 1-5 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ закреплено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Требование к созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья закреплено также в разделе III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 года № 115 (далее также – Порядок).

Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих общеобразовательные программы, в том числе адаптированные общеобразовательные программы п. 2 Приказа Минпросвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115).

В соответствии с п. 28 Порядка содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания Организации, а также иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ Правила доступности Организаций, реализующих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Пунктам 31 Порядка определено, что для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются: необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения; условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Как следует из материалов дела, МБОУ «Обливская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Синькова С.М.» является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых она создана, по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего образования, дополнительного образования детей и взрослых.

Пунктом 1.16 Устава МБОУ «Обливская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Синькова С.М.» закреплено положение о создании общеобразовательным учреждение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья посредством организации инклюзивного образования как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.

Исходя из приведенных в иске данных, в штатном расписании образовательного учреждения имеются: 1 штатная единица учителя-логопеда, 1 штатная единица учителя-дефектолога, 0,5 штатной единицы тьютора.

Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, в силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Стороной ответчика приведенные истцом обстоятельства о содержании штатного расписания образовательного учреждение не оспаривались.

Наряду с этим, в силу требований п. 39 Порядка, при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице:

учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

учителя-логопеда на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Вышеприведенные положения Порядка образовательной деятельности дают прямое указание на введение в штатное расписание образовательного учреждения указанных специалистов в размере штатной единицы на определенное количество обучающихся.

Согласно списку детей (л.д. 15), в МБОУ «Обливская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Синькова С.М.» 23 обучающихся, имеющих статус ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид, нуждающихся в занятиях со специалистами, из которых 23 обучаются в занятиях с учителем-логопедом, 22 обучающихся – с учителем-дефектологом, 23 – с педагогом-психологом, 15 – с тьютором.

В силу положений ч. 1, 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации; к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в числе иного: установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников; разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Прокуратурой Обливского района Ростовской области проведена проверка укомплектования штата МБОУ «Обливская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Синькова С.М.» узкопрофильными специалистами, в рамках которой выявлены нарушения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование.

В соответствии с требованиями п. 39 Порядка в МБОУ «Обливская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Синькова С.М.» должно быть предусмотрено в штатном расписании узкопрофильных преподавателей, без изменения численности преподавателей по предметным дисциплинам: минимум 1,9 штатной единицы учителей-логопедов на 23 обучающихся (из расчета 1 единица на 12 обучающихся), минимум 1,8 штатной единицы учителей-дефектологов на 22 обучающихся (из расчета 1 единица на 12 обучающихся), минимум 2,5 штатной единицы тьюторов на 15 обучающихся (из расчета 1 единица на 6 обучающихся).

Необходимо дополнить штатное расписание единицами специалистов узкопрофильной направленности в должностях: учителей-дефектологов; учителей-логопедов, тьюторов.

Установленные в судебном заседании обстоятельства позволяют сделать однозначный вывод о несоответствии штатного расписания МБОУ «Обливская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Синькова С.М.» нормативным правовым актам и нарушении прав, свобод и законных интересов обучающихся в МБОУ «Обливская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Синькова С.М.» учеников, нуждающихся в учителях-дефектологах, в учителях-логопедах, в тьюторах, в интересах которых прокурор обратился с исковым заявлением в суд.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Представитель истца в судебном заседании указал в качестве такого срока 01.09.2024 года; представитель ответчика, признавая исковые требования прокурора, также указала на целесообразность определения срока исполнения решения суда 01.09.2024 года – начало нового учебного года 2024-2025.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (части 2 и 3 ст. 173 ГПК РФ).

Как было указано выше, в письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика директор образовательного учреждения Пагонцева М.В., являясь лицом, уполномоченным в соответствии с записью в Едином государственном реестре юридических лиц, размещенной в открытом доступе в сети Интернет, выступать от имени МБОУ «Обливская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Синькова С.М.» без доверенности, иск прокурора признала.

Признание иска произведено ответчиком добровольно, осознанно, без какого-либо принуждения, не противоречит требованиям закона и не нарушает охраняемые законом интересы третьих лиц, в связи с чем подлежит принятию судом, а требования истца – удовлетворению.

Руководствуясь ст. 12, 39, 56, 173, 194-199, 206, 209 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Обливского района удовлетворить.

Обязать МБОУ «Обливская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Синькова С.М.» (ИНН 6124002594) в срок до 01.09.2024 года укомплектовать штат образовательной организации следующими дополнительными штатными единицами: учитель-логопед – 1 штатная единица, учитель-дефектолог – 1 штатная единица, тьютор – 2 штатные единицы.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья

Решение в окончательной форме принято 20 мая 2024 года.

2-204/2024 ~ М-127/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Обливского района
Ответчики
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Обливская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Синькова С.М."
Другие
отдел образования администрации Обливского района
Суд
Обливский районный суд Ростовской области
Судья
Устинова Светлана Геннадьевна
Дело на сайте суда
oblivsky--ros.sudrf.ru
21.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2024Передача материалов судье
28.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2024Подготовка дела (собеседование)
16.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2024Судебное заседание
20.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее