Дело № 5-551/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола об административном правонарушении
и других материалов дела
г. Выборг 12 мая 2020 года
Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Прокопьева М.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении лица гражданина Российской Федерации Васильева Максима Владимировича,
у с т а н о в и л:
08.05.2020 из Выборгской таможни в Выборгский городской суд Ленинградской области поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении гражданина Российской Федерации Васильева Максима Владимировича.
При подготовке дела к рассмотрению, в порядке ст. 29.1 КоАП РФ, установлено, что дело об административном правонарушении возбуждено в отношении Мельника ФИО1 по факту недекларирования по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ходе производства по делу об административном правонарушении не было учтено, что согласно примечанию к ст. 16.2 КоАП РФ для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством.
По смыслу положений примечания указанное в нем правило применяется независимо от назначения товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу таможенного союза.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г., заключенного Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, таможенному декларированию в письменной форме подлежат, в частности, товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе, временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей.
К товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей, относятся товары, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов (Приложение 3 к Соглашению).
В соответствии с ч. 1 ст. 361 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования. При ввозе товаров для личного пользования физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза в таможенную стоимость товаров не включаются расходы по перевозке и страхованию товаров до их прибытия после их прибытия на таможенную территорию таможенного союза.
В случае отсутствия у физического лица, перемещающего товары для личного пользования, необходимых документов и (или) сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров (абз. 1 ч. 2 ст. 361 Таможенного кодекса Таможенного союза).
По смыслу ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ таможенная стоимость товара является элементом объективной стороны состава данного административного правонарушения. Ее определение относится к компетенции должностных лиц таможенного органа, осуществляющих производство по делу. Отсутствие установленных в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза данных о таможенной стоимости товара не может быть восполнено при рассмотрении дела и фактически лишает суд возможности рассмотреть дело по существу, в том числе, в случае признания лица виновным в совершении административного правонарушения, правильно применить предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа, сумма которого исчисляется исходя из таможенной стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о таможенной стоимости товаров, поскольку наименования артикулов и количество товаров, указанных в товарных чеках № 312, 317 от 16.01.2020 и справке по делу об АП № 10206000-132/2020 по определению стоимости товара, изъятого у гражданина не совпадают, что не позволяет считать таможенную стоимость установленной.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе, цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения.
Таможенная стоимость товаров, подлежащих таможенному декларированию, определяется в соответствии со ст. 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Из указанных положений в их взаимосвязи следует, что протокол об административном правонарушении должен содержать описание обстоятельств в той степени определенности, которая позволяет установить применительно к ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование какого именно товара образует состав административного правонарушения, его наименование, описание, характеристики, другие отличительные признаки.
Между тем, протокол об административном правонарушении таких данных не содержит. Предмет административного правонарушения, определенный как «сувениры в ассортименте, всего 3 грузовых места» не имеет идентификационных признаков и не дает возможности считать установленными и доказанными его назначение, таможенную стоимость в 10 860, 00 руб.
Допущенные нарушения являются не только нарушением требований КоАП РФ, но и свидетельствуют о неправильном составлении протокола об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения, указывает на неправильность оформления других материалов дела и неполноту представленных материалов, что является существенным недостатком и не может быть восполнено при рассмотрении дела.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 и ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ,
о п р е д е л и л:
возвратить протокол об административном правонарушении и все материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении гражданина Российской Федерации Васильева Максима Владимировича в Выборгскую таможню для устранения нарушений, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении.
Копию определения направить Васильеву М.В.
Определение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня его получения.
Судья подпись Копия верна.
Судья М.В. Прокопьева