Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 апреля 2023 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Аравиной Н.А.,
с участием прокурора Колчиной Е.Е.,
представителя административных истцов Кияйкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-548/2023 по административному исковому заявлению Попова Андрея Владимировича, Дудниковой Натальи Федоровны, Цой Виктора Алексеевича, Маркова Евгения Владимировича, Марковой Людмилы Ивановны, общества с ограниченной ответственностью «Венчер Инвест» к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным иском с последующим уточнением о признании недействующим пункта 1757 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608, пункта 1840 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201, пункта 1687 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014, пункта 1667 приложения № 1 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года № 2233, пункта 1627 приложения № 1, пунктов 15322, 15323, 15326, 15327, 15328, 15329, 15330 приложения № 2 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 года № 2077, со дня их принятия, указывая, что административным истцам на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами №, 63:01:0252009:1300, 63:01:0252009:1407, №, 63:01:0252009:1421, 63:01:0252009:1457, №. Помещения расположены в здании с кадастровым номером № – здание столовой. По техническим характеристикам здание, а также помещения в нем не подпадают под критерии ст.378.2 НК РФ. Включение нежилого здания и помещений в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административных истцов, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу. Просили заявленные требования удовлетворить.
Представитель административных истцов по доверенности Кияйкин А.В. в судебном заседании поддержал заявленные уточненные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что поскольку объект недвижимости с кадастровым номером № имеет наименование «столовая», что позволяет отнести к объектам, предназначенным для использования в целях размещения объектов общественного питания, министерство правомерно включило его в оспариваемые Перечни на основании п.4 ст.378.2 НК РФ. Поскольку спорные нежилые помещения расположены в здании, предназначенном для размещения объектов общественного питания, министерство включило их в Перечень на 2023 год, в соответствии с подпунктами 1,2 пункта 1 ст.378.2 НК РФ. Согласно сведениям независимой международной картографической компании «2ГИС», размещенным на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в указанном здании расположены 19 различных организаций, что также позволяет сделать вывод о правомерности включения в оспариваемые Перечни на основании п.4 ст.378.2 НК РФ.
Представители Администрации г.о.Самара, УФНС по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, письменные отзывы не представили.
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административных истцов.
Суд, выслушав представителя административных истцов, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 года № 2077 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.pravo.samregion.ru 16.11.2018, в газете «Волжская коммуна», N 308(30543) от 20.11.2018 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019, в газете «Волжская коммуна», N 158(30741), 23.10.2019 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете «Волжская коммуна» N 171(30955) от 21.10.2020 года, приказ министерства имущественных отношений от 22.10.2021 года № 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021 года, приказ министерства имущественных отношений от 08.11.2022 года № 2077 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022 года.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В вышеуказанные перечни под пунктом 1757 (на 2019 год), под пунктом 1840 (на 2020 год), под пунктом 1687 (на 2021 год), под пунктом 1667 (приложение № 1 на 2022 год), под пунктом 1627 (на 2023 год, приложение № 1) включен объект – здание с кадастровым номером №, наименование: столовая, назначение: нежилое, площадью 3 301,7 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: Самарская область, г.Самара, Кировский район, ш.Смышляевское, д.1а.
В приложение № 2 Перечня на 2023 год под пунктом 15322 включено нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование и назначение: нежилое помещение, площадью 172,6 кв.м., этаж № 1, принадлежащее на праве собственности Цой В.А.,
под пунктом 15323 включено нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0252009:1300, наименование и назначение: нежилое помещение, площадью 804 кв.м., этаж № 1, этаж № 2, принадлежащее на праве собственности Дудниковой Н.Ф.,
под пунктом 15326 включено нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0252009:1407, наименование и назначение: нежилое помещение, площадью 166,2 кв.м., этаж № 1, принадлежащее на праве собственности Маркову Е.В.,
под пунктом 15327 включено нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование и назначение: нежилое помещение, площадью 1304,8 кв.м., этаж № 1, принадлежащее на праве собственности ООО «Венчер Инвест»,
под пунктом 15328 включено нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0252009:1421, наименование и назначение: нежилое помещение, площадью 118,2 кв.м., этаж № 1, принадлежащее на праве собственности Маркову Е.В.,
под пунктом 15329 включено нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0252009:1457, наименование и назначение: нежилое помещение, площадью 314,1 кв.м., этаж № 1, принадлежащее на праве собственности Попову А.В.,
под пунктом 15330 включено нежилое помещение с кадастровым номером № наименование и назначение: нежилое помещение, площадью 251,7 кв.м., этаж № 1, принадлежащее на праве собственности Марковой Л.И.,
указанные помещения расположены в здании с кадастровым номером №, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пункт 4 ст.378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, здание имеет наименование: столовая, назначение: нежилое здание, виды разрешенного использования: данные отсутствуют. Права собственности на здание не зарегистрированы.
В здании расположены помещения с кадастровыми номерами 63:01:0252009:1268, 63:01:0252009:1269, 63:01:0252009:1270, 63:01:0252009:1271, 63:01:0252009:1272, 63:01:0252009:1273, 63:01:0252009:1274, 63:01:0252009:1275, 63:01:0252009:1276, 63:01:0252009:1277, 63:01:0252009:1278, 63:01:0252009:1279, 63:01:0252009:1297, 63:01:0252009:1298, №, 63:01:0252009:1300, 63:01:0252009:1301, 63:01:0252009:1302, 63:01:0252009:1406, 63:01:0252009:1407, №, 63:01:0252009:1421, 63:01:0252009:1457, №.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, помещения имеют наименования и назначения: нежилые помещения, данные отсутствуют, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
В соответствии с техническим паспортом, выполненным по состоянию на 01.06.2005 года, нежилое здание - здание столовой включает в себя: 1 этаж: теплоузел, подсобные, коридоры, лестн.клетка, основные, кабинеты, бытовое, сан.узлы, эл.щитовая, холод.камера, склад, лифт, 2 этаж: кабинеты, коридоры, подсобные, лестн.клетка, основные, сан.узлы, лифт, тех.этаж: коридоры, тех.помещения, лестн.клетка, вент.камера
При этом суд учитывает, что наименования «кабинеты» не тождественны наименованию «офисы», площадь холод.камеры (42 кв.м.) составляет менее 20% от общей площади здания.
Содержащаяся в материалах реестровых дел техническая документация на спорные помещения не содержит сведений, позволяющих отнести эти помещения к критериям ст.378.2 НК РФ.
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0252003:2, площадью 1852 кв.м., имеет категорию земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый нежилым зданием (зданием столовой), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.12.2022 года.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорных нежилого здания и помещений на момент формирования и утверждения Перечней административным ответчиком не проводилось.
Суд не принимает во внимание акт осмотра фактического использования здания ООО «ОГК-Самара» от 28.11.2022 № А-027/11-22, поскольку он составлен после принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Согласно договорам аренды нежилого помещения от 01.07.2022 года №№ 1,2,3,4 заключенным между Поповым А.В., Марковой Л.И., Марковым Е.В., и ИП Чернозубцевым О.А., в аренду передано помещения с кадастровыми номерами 63:01:0252009:1457, площадью 314,1 кв.м., №, площадью 251,7 кв.м., 63:01:0252009:1407, площадью 166,2 кв.м., 63:01:0252009:1406, площадью 56,5 для производства.
Чернозубцев О.А. является одним из учредите6лей ООО «Новый продукт», основной вид деятельности общества: производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.02.2023 года № ЮЭ9965-23-22075382.
Согласно термину и определению 1 ГОСТ 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
Под предприятием общественного питания (предприятием питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей (термин и определение 3 ГОСТ 31985-2013).
В соответствии с термином и определением 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания) - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Из термина и определения 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), оказывающее услуги общественного питания.
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Согласно термину и определению 3.1 ГОСТ 30389-2013. «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», под предприятием (объектом) общественного питания (предприятием (объектом) питания) подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что наименование здания не тождественно наименованию «объект общественного питания». Наличие помещений в техническом паспорте, также не позволяют сделать вывод, что это здание предназначено для использования в целях размещения объектов общественного питания, ввиду того, что нет доказательств использования его в качестве объекта общественного питания, здание расположено на земельном участке, вид его разрешенного использования, в совокупности с наименованием, техническими характеристиками и фактическим использованием здания, не соответствует требованиям ст.378.2 НК РФ. Доказательств использования здания в качестве объекта общественного питания как самостоятельного вида предпринимательской деятельности не имеется.
Помещения, которые включены в Перечень на 2023 год, также не соответствуют требованиям ст.378.2 НК РФ, поскольку наименования, их технические характеристики, а также наименование, технические характеристики здания, в котором расположены помещения, вид разрешенного использования земельного участка в совокупности с фактическим использованием здания не соответствуют критериям, установленным вышеуказанной статьей НК РФ.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия рассматриваемых объектов недвижимости критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.
Доводы административного ответчика в письменном отзыве о том, что в здании расположены различные организации, позволяющие сделать вывод о правомерности включения здания в оспариваемые Перечни, что подтверждается сведениями независимой международной картографической компании «2ГИС», размещенной в сети Интернет, суд полагает необоснованными, поскольку сведения из Интернета не являются допустимыми по делу доказательствами, они не подтверждают расположение в здании более 20% от общей площади здания объектов офисного, делового, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административных истцов в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Попова Андрея Владимировича, Дудниковой Натальи Федоровны, Цой Виктора Алексеевича, Маркова Евгения Владимировича, Марковой Людмилы Ивановны, общества с ограниченной ответственностью «Венчер Инвест» к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом 1757 здания с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 в части включения в него под пунктом 1840 здания с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014 в части включения в него под пунктом 1687 здания с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года № 2233 в части включения в него в приложение № 1 под пунктом 1667 здания с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 года № 2077 в части включения в него в приложение № 1 под пунктом 1627 здания с кадастровым номером №, в приложение № 2 под пунктом 15322 нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом 15323 нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0252009:1300, под пунктом 15326 нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0252009:1407, под пунктом 15327 нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом 15328 нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0252009:1421, под пунктом 15329 нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0252009:1457, под пунктом 15330 нежилого помещения с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.04.2023 года.
Судья: М.А.Панкова